Басы » Аттестатция » Профессиональная компетентность учителей начальных классов в условиях перехода к 12-летнему образованию

Профессиональная компетентность учителей начальных классов в условиях перехода к 12-летнему образованию

ГаухарАмирбаева Гаухар Амирбаевна
Учитель начальных классов
средней школы имени Есенбая Агелеуова
села Махамбет Махамбетского района
Атырауской области

Профессиональная компетентность учителей начальных классов в условиях
перехода к 12-летнему образованию

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет
лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни
к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к дел и к
ученикам, он – совершенный учитель».
Л. Н. Толстой

Необходимость реформирования образования как одного из «важнейших инстру¬ментов позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана», созда¬ние современно системы образования, как отмечает Президент РК, соответствующей по-требностям экономической и общественной модернизации, ставит перед нами новые за-дачи – формирование педагогического корпуса новой формации.
Школа 21 века требует от нас радикальных изменений, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в профессиональной деятельности. Очевидно, что переход на 12-летнее образование потребует обновления всей системы образования, приведение её в соответствие возрастным, индивидуально-психологическим творческим способностям школьников, их социальными притязаниями. Содержание 12-летнего образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира. Достижение всех целей невозможно без качественно подготовленных педагогических кадров. В связи с этим, в настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. Перед учителем встают проблемы ориентации и отбора информации, пересмотра своей «Я – концепции», обновления прежних форм и методов работы.
Это означает, что сегодня преподаватель, учитель приобретает новый статус, не менее значимый, чем ранее, но совершенно другой по сущности. Основная цель его деятельности теперь заключается не только в умелой организации процесса обучения и воспитания, построенного на личностно-ориентированном подходе, а также в умелой организации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося, формировании творческого мышления, развития его потенциала. Этот момент является отправной или исходной точкой в построении модели учителя новой формации. Именно это определяет содержание деятельности педагога, как менеджера и как преподавателя.
В «Концепции 12- летнего среднего общего образования в РК» указывается на то, что педагог обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей.
* Компетенция – (от латинского — добиваюсь, соответствую, подхожу). Совокупность способностей, качеств, свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в изменяющихся условиях.
Основной компетенцией учителя развивающейся школы является функциональная.
Это интегративное понятие, выражающее способность педагога к интеграции специальных, научных, психолого-педагогических знаний, умений, и навыков и а также их использование в условиях быстро меняющихся требований социальной среды .В свою очередь функциональная компетенция подразделяется на эмоциональную, перцептивную, информационную, поведенческую.
Эмоциональная компетенция рассматривается как способность к лидерству, работе с детьми и взрослыми, к оказанию помощи;
Перцептивная – это способность проникать во внутренний мир другого, преодолевать неопределенность, сопереживать;
Информационная – способность собирать и анализировать информацию. Знание компьютерной и вычислительной техники, умение применять передовые педагогические технологии;
Поведенческая компетенция предполагает способность к целеполаганию, умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы и способность к инновационной деятельности.
Стоит задуматься какой же должна быть сегодня эта ключевая фигура – учитель новой формации?
В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации РК даётся следующее определение: «Учитель новой формации – это духовно-нравственная, активно-созидательная, экологически образованная, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, стремлением к саморазвитию и самореализации, характеризуемая высоким уровнем сформированности методологической, исследовательской, дидактико-методической, социально-личностной, коммуникативной, информационной и других видов компетентностей». Для перехода на качественно новый профессиональный уровень важно, чтобы педагог определил свою позицию, которая отражает его отношение к следующему:
К смыслу, ценностям и целям профессии (осмысление своего призвания как профессионалаҚ
К содержанию обучения и преподавания .К ученику как субъекту собственной жизни (обретение позиции воспитателя )
К коллегам как представителям профессионального общества (осознание себя сотрудником).
К себе как к развивающейся и творческой индивидуальности (сохранить в себе интеллигента)
Новым ориентиром в научно – методической работе района становится уже не столько процесс информирования учителей о научных достижениях, сколько новое направление – проектирование деятельности самих педагогов путём самообразования, самоорганизации и саморазвития по овладению новыми компетенциями и развитию педагогического творчества.
Таким образом можно сделать вывод , что ключевые компетенции учителя новой формации – это: интеллектуальная, коммуникативная, мировоззренческая. Они определяют содержание мотивации самообразования. Это во-первых: стремление к познанию инновационных процессов.Во-вторых стремление к анализу педагогических фактов, явлений. В третьих стремление к максимальной самореализации профессионально — педагогической деятельности.В четвертых осмысление новой парадигмы развития общества. В пятых восприятие смены парадигмы образования.В шестых восприятие тенденций развития системы среднего образования.В седьмых осознание новой парадигмы педагогической деятельности.В восьмых осмысление нового содержания образования. И в девятых выявление, развитие, обучение и воспитание одарённых детей.
Современный учитель как главное действующее лицо системы образования должен сегодня обладать высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, способностями глубокого аналитического, творческого и созидательно-конструктивного характера мышления, направленного на совершенствование и кардинальное изменение классической педагогической парадигмы.Таким образом педагог 12-летней школы обязан обла¬дать высоким уровнем психолого-педагогических знаний, которые должны быть направлены на ребёнка. Он должен преследовать следующую цель: выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной само актуализации его индивидуальности. В системе профессиональных знаний и навыков, которые реализуются через гибкое педагогическое мышление учителя, стержнем является психологическое знание. Психологическое знание «удерживает в себе» основную смысловую нагрузку всего процесса, так как только на языке психологических категорий можно осознать, что происходит с ребёнком и в результате воздействия предметного учебного содержания, а также какие формы профессиональной подготовки должен продемонстрировать при этом учитель. Концептуальное осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе, а не копировать педагогические технологии, методики, позволяющие успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.. Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка а также и родителя. Осуществить ее очень просто.
Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя
востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.
Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.
Вашему вниманию предлагаю посмотреть фрагменты некоторых этапов урока (орг. момент, рефлексия, минуты отдыха, психологические минутки). Если вы сочтёте необходимыми эти виды работы, правильно организуете, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.
Урок на тему «Приключение Буратино»
Цель: Закрепление знаний детей, полученных в течение года.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знание детей о последовательности дней недели. Формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять понятия о геометрических фигурах, деления слов на слоги, счет в переделах 10.
Коммуникативные: Развивать активность, самостоятельность.
Личностные : Развивать мышление, умение рассуждать, воображение.
Формировать правильную осанку. Развивать мелкую моторику рук, стимулировать творческую инициативу детей.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, мягкая игрушка, конверты с заданиями, портфель, медали.
Ход урока:
Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Мы отправимся путешествовать в сказку.
Чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадку:
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с … (Буратино)
Ребята, Буратино прислал нам письмо: «Злой Карабас Барабас закрыл меня в комнате и спрятал мой золотой ключик, если вы правильно ответите на его вопросы, то он меня освободит».
Ребята, поможем Буратино? Будьте внимательны!
(Логические задания)
Молодцы!
Ребята, как вы думаете, что у Буратино в портфеле? ( школьные принадлежности).
Буратино все перепутал и взял в школу много ненужных предметов. Давайте отберем те предметы, которые нужны для школы. Для этого отгадайте загадки.
Загадки:
1. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(Пенал)
2. Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
(Книга)
3. То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)
Учитель: Определите количество слогов в словах-отгадках и покажите соответствующую цифру: тетради, книга, пенал.
Ребята, а какие школьные принадлежности вы можете положить в пенал? ( карандаш, ручка, резинка, карандаши цветные, линейка).
Б. Теперь у Буратино портфель гораздо легче стал, он говорит вам спасибо и предлагает сделать зарядку
Учитель: Встаньте, пожалуйста.
ФИЗ.МИНУТКА «БУРАТИНО»
«Буратино потянулся,
— Вот нагнулся, разогнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
И руками помахать».
Садитесь, пожалуйста.
Ребята, Буратино не нашёл свой ключик, потому что его украл злой Карабас Барабас. Чтобы вернуть ключик, выполните задания.
Задание №1. Посмотрите на экран. Назовите всё, что нарисовано на картинке. С какого звука начинается каждое слово? Найдите букву, которая обозначает этот звук и соедините её с предметом.
Учитель: Как одним словом можно назвать все эти буквы? ( гласные)
Сколько гласных букв в алфавите (10)
Молодцы, у вас всё получается, продолжаем помогать Буратино.
Задание №2. Назовите все, что изображено в каждой рамке. В клетках напишите первые буквы этих слов и узнаете имена детей.
Отлично справились с работой! Продолжаем.
Задание №3 .
Учитель: Карабас Барабас захотел кушать и просит вас сварить ему суп и компот. Для этого отправь продукты в нужную кастрюлю.
На какие 2 группы вам пришлось разделить продукты?
(фрукты и овощи)
Проблемный вопрос
— Как вы считаете, Буратино – какой это герой?
Дети отвечают: положительный.
Посмотрите фрагмент фильма из сказки и ответьте на вопрос: Ваше мнение осталось прежним?
2) Просмотр фильма
Буратино непослушный, невоспитанный, неряшливый, шалун, не хочет учиться. Разве можно его отправлять в мир Добра?
Учитель: Молодцы, вы отлично выполняете задания, но впереди нас ждет еще много испытаний. Будьте внимательны, чтобы выполнить следующее задание от Карабаса Барабаса.
Задание №4. Какой фигуры не хватает в том месте, где стоит вопросительный знак? (квадрата) Молодцы.
В.:- Давайте отдадим все ваши ключики Буратино.
Подводится итог занятия. «Ребята! Буратино говорит вам большое спасибо. Карабас Барабас его отпустил, вернул золотой ключик. Буратино обещает вам много учиться, потому что хочет быть похожим на вас: много знать и уметь. Он говорит вам до свидания! И приглашает вас в школу, в первый класс.
Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Вы заслужили награды. (медали)
Я надеюсь, что вы будете достойными учениками нашей школы и не забудете свои первые шаги в страну знаний Наше занятие закончено.
Итог урока.
— Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.
— Какова же всё-таки была тема урока?
— Что вы узнали нового?
— Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?
Самооценка работы учащихся.
— Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?
— Кто был самым активным?
— Чьи ответы были самыми полными и чёткими?
-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.
Как показывает практика, дети начальных классов очень любят минуты игры, ждут их с нетерпением. При достойной организации таких минуток, уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи.
Из всего сказанного и увиденного, можно сделать вывод: совершенное владение психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками, соединенными с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением, интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твердой волей – это и есть мастерство учителя. Чтобы возвести надёжное здание — необходим надёжный фундамент. Педагог готовый «добиваться и соответствовать» – это и есть учитель новой формации – надёжный фундамент обновления образования

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *