Учитель физики СОШ №14 г. Экибастуза Шугурова Лариса Хамзиевна
Урок построен на основе деятельностного подхода.
План урока по теме « Электризация. Электрические заряды. Взаимодействие зарядов»
8 класс
Этап урока |
Что делает |
Результат |
||
название |
цель |
учитель |
ученик |
|
Начальный | Заинтересовать учащихся | 1) Проделывает без комментариев такие действия: надутый воздушный шарик, потертый о сухие чистые волосы, как бы случайно отпускает. Шарик поднимается и » прилипает» к потолку.
Просит достать его. (И это сложно).
2) Ставит вопрос: « Почему трудно снять шарик?»
3) Просит назвать, с чем связан наблюдаемый эффект. |
Смотрят
Пытаются снять шарик.
Участвуют в обсуждении ситуации. Выдвигают свои гипотезы (« виновато» трение) |
Мотивация: возникновение интереса.
Вывод: искать причину, а для этого изучать явление, породившее увиденный факт |
Основной | Изучение нового материала | 1)Предлагает изучить: какие тела и вещества при трении тоже приобретают способность притягивать к себе тоже легкие тела.
Дает инструкцию по постановке эксперимента.
2) Ставит вопрос: будет ли наблюдаться эффект, если тела натирать чем-то иным?
3) Просит проверить гипотезы
4) Предлагает сделать вывод из опытов.
5) Рассказывает легенду о дочери древнегреческого царя, прявшей шерсть на янтарном веретене.
6) Просит сопоставить опыты и исторический факт, найти в них общее
7) Ставит вопрос : как называется явление, с которым только, что познакомились? В учебнике найти ответ
8) Предлагает найти в учебнике пояснение к вопросу» что говорят о телах, подобных тем, с которыми только что работали?»
9) Ставит вопрос : « Что мы хотели бы узнать о новом явлении?»
10) Просит осуществить эти исследования
11) Предлагает назвать результаты экспериментов
12) Ставит вопрос: «Как узнать: при каких условиях( в сухой или влажной атмосфере, на свету или в темноте) отобранные тела( вещества) электризуются?»
13) Просит проверить предложения на опытах.
14) Предлагает выяснить: не приобретает ли наэлектризованность второе тело, участвовавшее в трении: а) придумать для этого проект эксперимента б) осуществить его
15) Просит сформулировать вывод из опыта №8
16) Ставит вопрос: « Можно ли другим способом наэлектризовать тело?» Просит высказать свои мнения
17) Выполняет демонстрационный эксперимент» электризация при соприкосновении» для проверки гипотез, просит обсудить его.
18) Ставит вопрос: « Как ведут себя по отношению друг другу наэлектризованные тела?». Просит высказать свою точку зрения, проверить ее на опыте.
19 )Просит сформулировать вывод из опыта №9
20) Предлагает уточнить вывод: какие именно полоски притягиваются, какие отталкиваются. Посмотреть в учебнике. |
Выполняют фронтальный опыт №1: трут разные стержни ( из металла, пластмассы, дерева, картона, стекла) о сукно и приближают к мелким кусочкам бумаги, заставляя их «танцевать»
Выполняют опыт №2 Выдвигают предположения.
Делают вывод.
Слушают.
Делают вывод.
Читают учебник, ищут ответ на вопрос. Просматривают учебник, ищут на вопрос, зачитывают его.
Предлагают исследовать: наэлектрозованные тела на а) тяжелые тела, б) далекие, в) узнать, как сделать электризацию более «сильной»
Делают опыты №3-5
Формулируют выводы.
Выдвигают предположения.
Делают опыты №6,7 ( наблюдают действие влажной и сухой натертой палочки на бумажки и другие)
Выдвигают проекты. Выполняют опыт №8( испытывают после трения палочки сукном и мехом сукно и мех6 их воздействие на бумажки)
Делают вывод
Высказывают суждения
Обсуждают эксперимент и делают вывод
Высказывают идеи. Делают опыт №9( с двумя натертыми и поднятыми в верх полиэтиленовыми полосками)
Делают вывод.
Работают с учебником, ищут ответ. |
Выделяют эти вещества, называют их.
Электризация есть.
Еще одно знакомство с интересным физическим явлением. Явления схожи.
Вводится понятие «электризация» Вводится понятие об электрическом заряде.
Выдвигают гипотезы. Составляют план дальнейшей работы.
Изучают явления на опыте. Заряженные тела действуют на тяжелые и не очень далекие тела
Выясняют условия электризации
Продолжают изучать явление
При трении электризуются оба тела
Наэлектризовать можно также соприкосновением с наэлектризованным телом
Тела с зарядами действуют друг га друга.
Наэлектризованные полоски или притягиваются, или отталкиваются.
Вводятся понятия о положительных и отрицательных зарядах, о знаке заряда.
|
Итоговый | Сведение воедино полученной информации | 21) Предлагает устно суммировать все, что узнали на уроке
22) Просит записать выводы, а для этого окончить диктуемые предложения а) Электризация- это … б) Есть два рода электрических зарядов…. в) Наэлектризовать тело можно….. и др.)
|
Выполняют задание (говорят с места)
Учащиеся записывают полностью завершенные фразы |
Устно подведены итоги изучения нового материала.
Записано содержание главных идей урока |
Закрепление | Применение полученных знаний | 23) Предлагает объяснить опыт, показанный в начале урока
24) Излагает производственную ситуацию: при печати газет в цехе типографии бумага, сматывающаяся с рулонов, стала слипаться. Нужно объяснить, чем это вызвано. Предложить меры ликвидации неполадки. |
Объясняют
Дают объяснения. Высказывают предложения. |
Учатся применять теорию для объяснения новых фактов. |
Домашнее задание
к следующему уроку
к концу следующей неделе |
Углубление и осознание знаний | 25) Предлагает найти в дополнительной литературе описания опытов по электризации и взаимодействию зарядов и сделать 1 или 2, объяснить их
Придумать игрушку, действующую на основе электризации, сделать ее, объяснить работу
|
Работают с литературой, делают опыты
Выполняют творческое задание |
Осмысливают и углубляют знания. Участвуют в поисковой и экспериментальной работе
Учатся применять знания. |