Басы » Кембридж бағдарламасы » Электризация. Электрические заряды. Взаимодействие зарядов

Электризация. Электрические заряды. Взаимодействие зарядов

Учитель физики СОШ №14 г. Экибастуза    Шугурова Лариса Хамзиевна

Урок построен на основе деятельностного подхода.

План урока по теме                                                                                                                                        « Электризация. Электрические заряды. Взаимодействие зарядов»

 8 класс

Этап  урока

Что делает

Результат

название

цель

учитель

ученик

Начальный Заинтересовать учащихся 1) Проделывает без комментариев такие действия: надутый воздушный шарик, потертый о сухие чистые волосы, как бы случайно отпускает. Шарик поднимается и                              » прилипает» к потолку.

 

Просит достать его. (И это сложно).

 

2) Ставит вопрос: « Почему трудно снять шарик?»

 

3) Просит назвать, с чем связан наблюдаемый эффект.

Смотрят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются снять шарик.

 

Участвуют в обсуждении ситуации.

Выдвигают свои гипотезы                            (« виновато» трение)

 

 

 

 

Мотивация: возникновение интереса.

 

 

 

 

 

 

Вывод:  искать причину, а для этого изучать явление, породившее увиденный факт

Основной Изучение нового материала 1)Предлагает изучить: какие тела и вещества при трении тоже приобретают способность притягивать к себе тоже легкие тела.

 

Дает инструкцию по постановке эксперимента.

 

 

2) Ставит вопрос: будет ли наблюдаться эффект, если тела натирать чем-то иным?

 

3) Просит проверить гипотезы

 

4) Предлагает сделать вывод из опытов.

 

5) Рассказывает легенду о дочери древнегреческого царя, прявшей шерсть на янтарном веретене.

 

6) Просит сопоставить опыты и исторический факт, найти в них общее

 

7) Ставит вопрос : как называется явление, с которым только,  что познакомились? В учебнике найти ответ

 

8) Предлагает найти в учебнике пояснение  к вопросу» что говорят о телах, подобных тем, с которыми только что работали?»

 

 

9) Ставит  вопрос : « Что мы хотели бы узнать о новом явлении?»

 

 

 

 

 

 

 

10) Просит осуществить эти исследования

 

11) Предлагает назвать результаты экспериментов

 

 

 

12) Ставит вопрос: «Как узнать: при каких условиях( в сухой или влажной атмосфере, на свету или в темноте) отобранные тела( вещества) электризуются?»

 

13) Просит проверить предложения на опытах.

 

 

 

 

 

14) Предлагает выяснить: не приобретает ли наэлектризованность второе тело, участвовавшее в трении:  а) придумать для этого проект эксперимента                                        б) осуществить его

 

 

15) Просит сформулировать вывод из опыта №8

 

16) Ставит вопрос: « Можно ли другим способом наэлектризовать тело?» Просит высказать свои мнения

 

17) Выполняет демонстрационный эксперимент» электризация при соприкосновении» для проверки гипотез, просит обсудить его.

 

18) Ставит вопрос: « Как ведут себя по отношению друг другу наэлектризованные тела?». Просит высказать свою точку зрения, проверить ее на опыте.

 

19 )Просит сформулировать вывод из опыта №9

 

20) Предлагает уточнить вывод: какие именно полоски притягиваются, какие отталкиваются. Посмотреть в учебнике.

Выполняют фронтальный опыт №1: трут разные стержни ( из металла, пластмассы, дерева, картона, стекла) о сукно и приближают к мелким кусочкам бумаги, заставляя их «танцевать»

Выполняют опыт №2

Выдвигают предположения.

 

Делают вывод.

 

 

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

Делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают учебник, ищут ответ на вопрос.

Просматривают учебник, ищут на вопрос, зачитывают его.

 

Предлагают исследовать: наэлектрозованные тела на                                   а) тяжелые  тела,               б) далекие,                          в) узнать, как сделать электризацию более «сильной»

 

Делают опыты №3-5

 

 

Формулируют выводы.

 

 

 

 

Выдвигают предположения.

 

 

 

 

 

Делают опыты №6,7    ( наблюдают действие влажной и сухой натертой палочки на бумажки и другие)

 

Выдвигают проекты. Выполняют опыт №8( испытывают после трения палочки сукном и мехом сукно и мех6 их воздействие на бумажки)

 

Делают вывод

 

 

 

Высказывают суждения

 

 

 

Обсуждают эксперимент и делают вывод

 

 

 

 

Высказывают идеи.

Делают опыт №9( с двумя натертыми и поднятыми в верх полиэтиленовыми полосками)

 

 

Делают вывод.

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником, ищут ответ.

Выделяют эти вещества, называют их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электризация есть.

 

 

 

Еще одно знакомство  с интересным физическим явлением.

Явления схожи.

 

 

 

 

 

 

Вводится понятие «электризация»

Вводится понятие об электрическом заряде.

 

Выдвигают гипотезы. Составляют план дальнейшей работы.

 

Изучают явления на опыте.

Заряженные тела действуют на тяжелые и не очень далекие тела

 

 

 

 

 

 

 

Выясняют условия электризации

 

 

Продолжают изучать явление

 

 

 

 

 

 

При трении электризуются оба тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наэлектризовать можно также соприкосновением с наэлектризованным телом

 

Тела с зарядами действуют друг га друга.

 

 

 

 

 

Наэлектризованные полоски или притягиваются, или отталкиваются.

 

Вводятся понятия о положительных и отрицательных зарядах, о знаке заряда.

 

Итоговый Сведение воедино полученной информации 21) Предлагает устно суммировать все, что узнали на уроке

 

22) Просит записать выводы, а для этого окончить диктуемые предложения          а) Электризация- это …

б) Есть два рода электрических зарядов….          в) Наэлектризовать тело можно….. и др.)

 

Выполняют задание          (говорят с места)

 

 

 

 

Учащиеся записывают полностью завершенные фразы

Устно подведены итоги изучения нового материала.

 

 

 

 

 

Записано содержание  главных идей урока

Закрепление Применение полученных знаний 23) Предлагает объяснить опыт, показанный  в начале урока

 

24) Излагает производственную ситуацию: при печати газет в цехе типографии бумага, сматывающаяся с рулонов, стала слипаться. Нужно объяснить, чем это вызвано. Предложить меры ликвидации неполадки.

Объясняют

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают объяснения.    Высказывают предложения.

 

Учатся применять теорию для объяснения новых фактов.

Домашнее задание

 

к следующему уроку

 

 

 

к концу  следующей неделе

Углубление и осознание знаний 25) Предлагает найти в дополнительной литературе описания опытов по электризации и взаимодействию зарядов и сделать 1 или 2, объяснить их

 

Придумать игрушку, действующую на основе электризации, сделать ее, объяснить работу

 

 Работают с литературой, делают опыты

 

 

 

 

 

Выполняют творческое задание

Осмысливают и углубляют знания. Участвуют в поисковой  и экспериментальной  работе

 

 

Учатся применять знания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *