Басы » Cыныптан тыс » Классный час о правах ребенка

Классный час о правах ребенка

prУчитель начальных  классов

Биманбаева Жадра Махаббатовна

КГУ ОШ №57 города  Алматы

«Классный час о правах ребенка»

Цели: обобщить знания об основных правах ребенка; способствовать формированию уважения к правам других людей: показать единство прав и обязанностей, объяснить необходимость существования и знания законов; развивать чувство ответственности за свои поступки, стремление к самосовершенствованию. 

Учитель:
— Каждый из нас в разные моменты жизни бывает то учеником, то ребёнком, то другом, то зрителем.
— А кто мы по отношению к своему государству, к своему Отечеству? Вот сегодня мы и поговорим о правах и обязанностях гражданина.
Право — это система общеобязательных норм, которая регулирует поведение людей и наиболее важные отношения между ними. За их выполнением следит государство.

Вопрос:
 Где указаны права и обязанности человека, гражданина?
Ответ:
1. Всеобщая декларация прав человека;
2. Декларация прав ребёнка;
3. Конвенция о правах ребёнка;
4. Конституция Республики Казахстан.

— Все права человека записаны во Всеобщей декларации прав человека. Вспомним некоторые наиболее важные статьи из этой книги:

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами, записанными в этой декларации.
Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению.
Статья 9. Никто не может быть произвольно арестован, задержан или изгнан.
Статья 12. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, на защиту от вмешательства в личную жизнь,

— Прослушайте отрывок из сказки А. Н. Толстого «Приключения Буратино». Подумайте, какие права сказочного героя нарушены в этой ситуации?
«Буратино пошел быстрее. Кто-то позади него тоже пошел быстрее.
Он припустился бегом. Кто-то бежал за ним вслед бесшумными скачками.
Он обернулся.
Его догоняли двое, — на головах были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз.
Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет, у которого дуло расширялось, как воронка…
— Ай-яй! – закричал Буратино и как заяц пустился к черному лесу.
— Стой! Стой! – кричали разбойники.
Буратино, хотя и был отчаянно перепуган, все же догадался, — сунул в рот четыре золотые монеты и свернул с дороги к изгороди, заросшей ежевикой… Но тут двое разбойников схватили его.
— Кошелек или жизнь!
Буратино, будто не понимая, чего от него хотят, часто дышал носом. Разбойники трясли его за шиворот, один грозил пистолетом, другой обшаривал карманы.
— Где твои деньги? – рычал высокий…
…Буратино в отчаянии упал носом в песок и притворился мертвым. Разбойники подскочили.
— Ага, теперь от нас не уйдешь!..
Трудно вообразить, чего они только не делали, чтобы заставить Буратино открыть рот… Наконец, разбойники решили его повесить вниз головой. Привязали к дереву веревку, и Буратино повис на дубовой ветке…»

Ученики отвечают, что нарушены статьи , в которых записано, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу; каждый человек имеет право владеть имуществом; никого нельзя произвольно лишить его имущества.

 

— А есть ли какие-нибудь права у детей? (Да)
— И они записаны в специальном документе, который называется Декларация прав ребенка. Эту Декларацию создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН)
Вот некоторые положения из данного документа:
1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
4. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
5. Каждый ребенок со дня своего рождения имеет права на гражданство и собственное имя.

— Дети  подготовили стихотворения, которые очень хорошо иллюстрируют некоторые положения из данного документа.

Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
Правду прямо говорить,
Дружбой нашей дорожить,
Старших, младших уважать —
Это разрешается.
Будьте очень осторожны,
В жизни так случается:
Мать с ребенком разлучают –
Это запрещается.

Если ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается…
Бить, наказывать — всегда
Строго запрещается!

Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается.
В детстве тяжкая работа
Тоже запрещается!

Если сильный человек,
Над слабым издевается —
Быть над слабым господином
Строго запрещается!

Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Это разрешается!

— Еще один документ, в котором говорится о правах ребенка, называется Конвенция о правах ребенка. Этот документ был принят 20 ноября 1989 года.

— Для чего необходимо знать свои права? Существуют государственные органы, защищающие права гражданина: суд, прокуратура, адвокатура, полиция и др. Зачем же тогда каждому человеку изучать права, законы? Не стоит надеяться на кого-то, нужно самому знать и отстаивать свои права.

Помни! В Конвенции каждый
Найдёт на вопрос ответ:
Ребёнком считают того,
Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было в мире детишек.
Черных и белых, девчонок, мальчишек,
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки.
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.
ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!

— У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Немецкий поэт М. Клаудиус говорил об этом так: «Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям».
— Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека.
— Какие обязанности у вас в семье? — Какие обязанности у вас как у учеников? — Где перечислены ваши обязанности как  у учеников?

— Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки. Послушайте реальную историю, которая произошла с мальчиком примерно вашего возраста.
Витя любил поохотиться на воробьев. Для этого у него была отличная рогатка. Много раз он ловил на себе неодобрительные взгляды прохожих, но он спокойно воспринимал любые замечания и продолжал стрелять в птиц.
Однажды камень, пущенный из рогатки, пролетел мимо воробья и попал в лицо проходящего мимо человека. Срочная операция не помогла – глаз пришлось удалить.
Состоялся суд. Виктор не достиг возраста уголовной ответственности. Иначе он был бы осужден к лишению свободы за нанесение тяжкого телесного повреждения. Мальчика отправили в спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей, а родители Виктора выплачивали пострадавшему значительную сумму денег за нанесенный вред. Когда Витя выйдет из спецшколы и начнет работать, то платить пострадавшему он будет уже сам, причем на протяжении всей жизни этого человека.
Каждый из вас, возможно, был свидетелем незначительных на первый взгляд шалостей, которые затрагивали бы интересы других людей. Скажите, на ком лежит в этом случае ответственность? (На родителях)

— Поступать плохо проще, чем хорошо, но умный человек предвидит последствия своих поступков, человек с сильной волей владеет собой и, если понимает, что поступит неправильно, может сказать «НЕТ!» в первую очередь самому себе.

«Каждый, право, имеет право
На то, что слева, на то, что справа»,
На то, что сверху, на то, что снизу,
Но правда жизни полна сюрпризов!

Тысячи лет люди ждут волшебства:
Не сказкой, а былью станут ПРАВА!
Право на труд и право на отдых…,
Но с отдыхом часто случается промах.
Ведь право на труд – не синоним достатка,
И с отдыхом может случиться накладка.

Право серьёзное очень – лечиться,
Тоже привязано к праву трудиться.
И если за труд получаешь немного,
Гладкой к здоровью не будет дорога.

Право на свежие воздух и воду,
Чистоту улиц в любую погоду,
Право на жизнь в красивых домах.
Когда же всё это исполнится?
Ах! (вместе)

Нельзя позволять и нельзя соглашаться,
Пассивным нельзя никогда оставаться,
Когда превращают в пустые слова
Права ЧЕЛОВЕКА, НАРОДА права!!!

Права человека –
закон и порядок, (вместе)

Счастливая жизнь без вранья и оглядок.
По Миру лучом пронесётся молва:
«У нас в Казахстане священны ПРАВА!» (вместе)

Пусть в завтрашнем дне станут былью мечты…
Я верю в их исполненье, а ты?

Учитель: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Пока вы находитесь в начале жизненного пути, впереди годы становления и роста. На этой дороге могут встретиться преграды и тяжелые испытания. Чтобы достойно справиться с ними, вырасти по-настоящему свободным человеком, стать личностью, необходимо хорошо знать законы, охраняющие детство. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь…
Я – ребенок, я — человек,
Я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране,
А не там, где идет война.
Я право имею, на то, чтоб любить
И на то, чтобы быть любимым,
Я право имею, на то, чтобы жить
И на свете быть самым счастливым.
Я право имею, чтоб мир на Земле
Царил везде и всегда,
Я право имею, чтоб в небе большом
Всегда была тишина.

Спасибо за внимание.

Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *