Учитель начальных классов
Биманбаева Жадра Махаббатовна
КГУ ОШ №57 города Алматы
Тема: «Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник»
Класс: 1
Цели: изучить число 5, его состав, написание цифры 5;
познакомить с пятиугольником;
развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь;
совершенствовать вычислительные навыки.
Наглядность и оборудование: на доске 1, 3, 5, 7, карточка с цифрой 5, пятиугольник.
Ход урока.
- Организационный момент.
Очень рада видеть вас, дорогие мои ученики! Желаю вам интересного урока.
(Проверка готовности к уроку.)
- Устные упражнения.
- Интеллектуальная разминка.
- Что вырастает весной, а опадает осенью?
- О ком можно сказать: ушастый, глазастый, серый, белый?
- Что кладут под голову?
- Название каких пяти деревьев начинается с согласного звука?
- Прямая линия с точками на концах – это…
- Во что вкручивают лампочку?
- Задача в стихах.
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Помогите вы Танюшке
Сосчитать ее игрушки! (6 игрушек.
Какая Таня аккуратная девочка! Не разбрасывает игрушки, посадила их на диван. А после игры она их обязательно поставит на место. Поиграли игрушками – уберите на место.
- Числовой ряд, закономерность.
— Установите закономерность в записи ряда чисел и продолжите ее: 1, 3, 5,
Игра «Дайте, полететь ракетам!»
- Задание на смекалку.
— Пользуясь тремя цифрами 3, выразите число 3. (3 = 3 + 3 – 3.)
— Получите число 4 посредством двух цифр 2. (4 = 2 + 2.)
III. Работа по теме урока. Знакомство с числом 5.
К нам на урок пришла цифра: налитая, симпатичная, цифра самая отличная! Догадались? Конечно, это 5!
— Расскажите, что вы знаете о числе 5. (Дети называют соседей числа 5, число, за которым стоит при счете.)
— Как можно получить число 5? Рассмотрим с 50 в учебнике.
(Карточка с цифрой 5, кубик, числовой отрезок, проговорить состав числа 5:
4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5, 2 + 3 = 5, 3 + 2 = 5.)
- IV. Упражнения для развития навыков письма.
- Пальчиковая гимнастика.
- Знакомство с цифрой
- Правила посадки при письме.
- Выполнение задания в учебнике.
Ставим ручку чуть правее середины верхней границы клетки. Ведем наклонную линию в центр клетки. Затем пишем полуовал до середины нижней границы клетки. Возвращаемся к начальной точке и ведем дугу в верхний правый угол клетки.
— Где можно встретить число и цифру 5?
V . Закрепление изученного.
- Пятиугольник, звезда
— Какую фигуру видите?
— Почему ее так назвали? (В ней пять сторон, пять вершин, пять углов.)
— Помогите белочке достроить пятиугольник. Для этого соедините линии по порядку.
— Какую фигуру надо построить? (Звезду.)
(Строят звезду по точкам с помощью линейки.)
— Где вы встречали изображение звезды?
(Поговорить о многозначности этого слова: 1) звезда – небесное тело; 2) звезда – о деятеле искусства, науки, о спортсмене (звезда экрана); 3) звезда – иглокожее животное (морская звезда).)
— Что общего между пятиугольником и звездой?
(Пять точек, пять отрезков.)
— Чем отличаются эти фигуры? (У пятиугольника стороны не пересекают, а у звезды пересекаются.)
- VI. Физкультминутка.
Солнце выглянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
VII. Повторение пройденного.
- Изображение числа количеством предметов.
- Состав числа 5
VIII. Итог.
— Назовите тему сегодняшнего урока. (Число и цифра 5.)
— Чему научились на уроке? (Писать цифру 5, складывать числа в пределах 5, познакомились с пятиугольником и звездой.)
— Что можете рассказать о числе и цифре 5?
Дети вы хорошо работали на уроке.
Спасибо Вам, за урок!