Жанабаева Айжан Бектурбаевна
Мангистауская область, город Актау,
преподаватель Мангистауского
гуманитарного колледжа
План-конспект открытого урока по педагогике
Тема: «Методы педагогических исследований как важный фактор формирования психологической культуры педагога»
Цель:
- Закрепить, уточнить круг теоретических знаний студентов по проблеме «Методы педагогических исследований»: основные понятия, их сущность, особенность применения.
- Развивать способность к самостоятельному мышлению , к логическому построению собственных суждений.
- Учить теоретические знания переносить на решение конкретных практических задач и ситуаций.
- Развивать гибкость языка, глубину ума, воспитывать культуру речи.
Методы и приемы: вопрос-ответ, практические упражнения, беседа, изучение и анализ опыта работы педагогов-новаторов. Изучение продуктов ученического творчества.
Тип урока: комбинированный
Материалы к уроку: карточки-задания, статья из научно-методического журнала, работы младших школьников, карточки – жетоны к практическому упражнению.
План
- Вводная часть (3-5 мин)
- Основная часть (80 мин.)
-интеллектуальная разминка
-терминологический диктант
-закрепление и совершенствование ранее полученных знаний (работа по карточкам).
— Упражнение «Чувства в педагогике»
- Заключительная часть (5 мин.)
— итоги урока, оценивание деятельности учащихся на уроке,
— домашнее задание.
1.Вводная часть
—организационный момент, сообщение целей, задач урока.
2.Основная часть
Задание 1. ДАТЬ ТОЛКОВАНИЕ УТВЕРЖДЛЕНИЯМ:
-Как вы понимаете его содержание? Объясните,
-Согласны или нет с данным утверждением ? Почему?
«Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» (Бомбек)
«Образование не дает ростков в душе , если оно не проникает до значительной глубины». (Протагор)
«Цель позитивно мыслящих родителей – развить в детях дух соперничества, а не покорности!» (Хазиева)
«Если вы подозреваете, что ваш ребенок может начать «торговаться», значит, есть смысл в первую очередь поработать над улучшением ваших взаимоотношений» (Хазиева).
В процессе работы оценивать суждения студентов, направлять , ориентировать на результат,корректировать.
Задание 2. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСИКЙ ДИКТАНТ.
1.Наблюдение
2.Метод изучения продуктов ученического творчества.
3.Беседа.
4.Метод изучение передового педагогического опыта.
5.Интервьюирование.
Задание 3. РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.
Каждой рабочей группе предлагается задание – карточка с комплексом проблемных вопросов теоретического и практического характера. Дается 5-10 мин. на его проработку, в работу включается каждый студент. В процессе выполнения задания в зависимости от работоспособности провести упражнение «Чувства в педагогике».
Карточка – задание № 1.
- Какие виды наблюдений за испытуемым различают, в чем отличие между ним?
- Раскройте условия эффективности применения данного метода.
- В чем достоинства и недостатки данного метода?
- Практическое задание: составьте план-карту наблюдения за учащимися 1-го класса с целью определения его способности к обучению, к усвоению учебного материала. Укажите в карте основные аспекты по которым будете вести наблюдение. (1,2,3…)
Карточка-задание №2
Студентам дается распечатка статьи из журнала «Среднее специальное образование» по проблеме «Передовой педагогический опыт педагога В. Шаталова»:
Вопросы:
1.Как Шаталов в своей педагогический практике предлагает сделать процесс усвоение и осмысления учебного материала более осмысленным , осознанным (опишите).
2.Каких умений требует данный метод от педагогов , использующих его в своей работе.
3.Как вы думаете, возможно ли на уроках в начальной школе применить данный метод? Как? Приведите пример. В чем преимущество данного метода в сравнении с традиционными: пересказ, работа с книгой и т. д.
Карточка-задание №3
1.Что мы относим к продуктам ученического творчества? Как вы понимаете высказывание : « творение указывает на творца» ?
2.Как вы думаете необходимо ли планировать и корректно использовать данный метод?
3.Практическое задание: какую информацию об исследуемом субъекте вы можете получить по предложенным к анализу образцам.
Карточка – задание №4
- Почему беседа является очень сложным и не всегда надежным методом педагогического исследования?
- 2.Как вы думаете каковы условия правильного использования данного метода?
- Практическое задание: составьте план беседы с ребенком, в которой выявляются его интересы, склонности, характер, увлечения, отношение к себе и окружающим.
3.Заключительная часть
Ответы учащихся по карточкам оцениваются по определенным критериям (на доске таблица с критериями оценивания ответов), делается вывод, подводится итог урока:
— Каково значение МПИ в рамках проблемы повышения педагогической культуры педагога?
— Что нового и значимого вы почерпнули каждый для себя с сегодняшнего урока?
— Объясняется домашнее задание, даются разъяснения. Выставляются оценки за урок.