Аширова Фатима Мамедовна
О.Жандосов атындағыорта мектептің
физика пәнінен мұғалімі
Алматы облысы,
Қарасай ауданы
Жандосов ауылы
Тема: В школу. Слово. Словосочетание. Предложение
Класс: 4
Цель урока: обучающая – усвоение новых знаний о языке, о единицах языка: слове, словосочетании, предложении, формирование способов деятельности: умения говорить грамотно, связно высказываться, правильно и выразительно читать по-русски, составлять из букв слова, из слов — словосочетания, из слов и словосочетаний — предложения;
развивающая – обогащение словарного запаса, развитие умений анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, развивать логическое и аналитическое мышление, память, речь, умение оценивать результаты выполненных действий, умение применять полученные знания;
воспитательная – формирование коммуникативных качеств личности, любви к родной земле, уважения к родному и государственному языкам, любознательность, бережное отношение к языку, культуру поведения, желание учиться.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа, заочное путешествие, работа в группах.
Межпредметная связь: связь с родным языком, литературой, устным народным творчеством.
Методы и приёмы: слово учителя, беседа, эвристический, стратегия критического мышления.
Дидактическое обеспечение урока: выставка книг, словарей, рисунков, пословицы на плакатах (или на интерактивной доске): Сила – в знаниях, знания – в книгах. Сильный победит одного, а учёный – тысячу.
Ход урока:
- Организационный этап. Образовательные задачи:
- Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.
- Психологически подготовить учащихся к общению.
Содержание этапа урока
- Приветствие. Слово учителя: – Дорогие дети! Поздравляю вас с началом учебного года, с первым уроком русского языка в этом году! Я надеюсь, что вам будет интересно на моих уроках! Всё, что вам будет непонятно, спрашивайте, не стесняйтесь!
- Проверка по списку присутствующих и отсутствующих на уроке детей, подготовленности школьников к уроку.
- Организация внимания школьников.
- Раскрытие общих целей урока и плана его проведения.
Слово учителя: – Мы продолжаем наше путешествие, начатое в прошлом году, в страну Знаний под названием Русский язык. Мы узнаем с вами много хорошего и интересного, весёлого и познавательного.
Запишите в своих тетрадочках сегодняшнее число (на доске ясным, чётким почерком написать на перемене Первое сентября
Классная работа
В школу. Слово. Словосочетание. Предложение
Учитель должен следить за выполнением орфографического режима: за чистописанием, правильным написанием букв, а также за выполнением санитарно-гигиенических требований к проведению урока (за осанкой детей).
- II. Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Знакомство детей с учебником русского языка для 4-х классов, с авторами, написавшими данный учебник, краткое объяснение того, что изображено
на форзацах, с каким интересным и познавательным материалом предстоит работать.
- Слово учителя: – Девиз нашего сегодняшнего урока: Сила – в знаниях, знания – в книгах. Сильный победит одного, а учёный – тысячу.
— Спишите эти пословицы с доски в свои тетради.
— Найдите в этих пословицах ключевые слова. (Ключевые слова: сила и сильный).
III. Формирование новых понятий и способов действия.
- Составление кластеров.
сильный |
2) |
- 2)
сила |
- Работа по группам:
Класс делится на 3 группы. Задания для групп:
1 гр. – стр.3, упр.1. Рассмотрите картинку. Расскажите, что вы видите на ней. Составьте 3 предложения.
2 гр. – Прочитайте стихотворение Я.Акима «В школу». Ответьте на вопросы.
3 гр. – Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Переведите. Составьте несколько вопросов к стихотворению.
Вот и лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
- Работа по схемам. Объяснение учителя:
– Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов.
Предложение – сөйлем – выражает законченную мысль. Н-р: Ребята спешат в школу.
Словосочетание – сөз тіркесі – это два слова, связанные между собой
по смыслу.
Предмета (зат)
Слово признака предмета (сын)
(сөз)
действия (қимыл, іс)
- IV. Применение приобретённых знаний. Формирование умений и навыков.
- Работа по карточкам.
Учитель каждому участнику всех 3 групп раздаёт карточки с текстом и с заданиями к нему.
Дети, прочитав текст, делают следующие пометки:
V – я знаю это
+ – я не знаю этого
Карточка с тестом и заданиями к нему Речь Животные издают звуки – сигналы. Звуками они предупреждают друг друга об опасности, сообщают о найденной пище. Речью владеет только человек. Ребёнок учится языку у окружающих его людей.
|
Учащиеся делают выводы по работе.
Карта учителя для пометок
№ | Ф.И. учащегося | Обсуждение в группе | Дополнение | Правильность ответов |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Фиксируется работа каждого учащегося следующими пометками:
+ – хорошо
V – средне
■ – слабо
- Работа у доски по учебнику.
У доски работают 3 ученика: 1-ый ученик выполняет упр.4 (стр.4),
2-ой – упр.5 (стр.5),
3-ий – упр.8 (стр.5).
- Словарная работа.
Учитель предлагает детям обратить внимание на слова, данные на полях учебника под рубрикой Запомнить!:
альбом
школьный год
ребята
Во время урока учитель должен показать написание данных слов и дать задание детям, переписать их в свои рабочие тетради (если у детей имеются в наличии Рабочие тетради, то дать задание прописать слова и словосочетания под рубрикой Минутка чистописания).
Объяснение правописания и значения слов. Переводы слов на родной язык.
- Составление диалогов по образцу (стр.5, упр.9).
Предложения
повествовательные вопросительные восклицательные
(хабарлы) (сұраулы) (лепті)
- Групповой мозговой штурм. Работа по вопросам, данным на стр.6 Все три группы читают текст «Учительница».
Задание 1 группы – выразительно прочитать текст по ролям.
Задание 2 группы – ответить на вопросы.
Задание 3 группы – ответить на следующие вопросы: Какие предложения даны в тексте? А каких предложений нет?
Общий вопрос для всех групп:
- Ребята, какие выражения вы используете во время знакомства?
- Здравствуй! Давай знакомиться. Меня зовут… . Очень приятно …
Детям даётся схема.
Пятистишье
Учительница
|
Предлагается составить по данной схеме «пятистишье».
- V. Этап информации о домашнем задании
Д/з: выучить правила на стр.4, 5, выполнить на выбор письменно упр. 7 или 6 (стр.5). Домашнее задание даётся с учётом трёх уровней усвоения материала: выучить правила – 1-ый уровень (уровень воспроизведения знаний), упр.7 – 2-ой уровень (уровень применения знаний), упр.6 – 3-ий уровень (анализ).
- VI. Выполнение тестовых заданий (даны в рабочей тетради).
Данные тесты выполняются в рабочих тетрадях, плохие оценки за эти тесты в классный журнал не ставятся.
(Цель: 1) обучение детей умению работать с тестовыми заданиями;
2) установить правильность и осознанность учащимися изученного материала). VI. Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок (качественная оценка работы всего класса и отдельных учащихся — например:
— Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали, но особенно лучше всех отвечал — …, а …).
VII. Рефлексия.
— Вам сегодня на уроке было интересно?
— Что больше всего вам понравилось на уроке?
— Чьи ответы вам понравились больше всего?