Басы » Cыныптан тыс » В языке – богатство народа

В языке – богатство народа

Мангистауская    область

г. Актау

ГУ «Спцециализированный

экономический лицей»

учитель русского языка и литературы

Кулжигитова Баян Амангалиевна

Внеклассный урок, посвященный  Дню языков народа    Республики Казахстан

«В языке – богатство народа»

                       

Цели и задачи:

  • формировать вкус к хорошему языку, осознанное отношение к разнообразию языков, прививать культуру общения на разных языках: казахском, русском, английском;
  • расширить кругозор в области изучения языков, познакомить с лучшими образцами современного языка, показать красоту и своеобразие родного языка;
  • формировать чувство патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого родного языка;
  • Формировать устойчивый интерес к языкам, стимулировать социальные, нравственные мотивы выбора языка.

Ход урока:

 

Вступительное слово учителя. Ежегодно, в третье воскресенье сентября, в Казахстане отмечается День языков, ставший общим праздником для всех народов Казахстана.

Чтец:


Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

 

Чтец:

Ана тілі біздің туған анамыз,

Анамыздай сыйлап, бағып-қағамыз.

Ана тілін кім аялай білмесе,

«Анасынан безген ұл» деп санаңыз.

Чтец:

Ақылойын дананың,

Ана тілден аламын.

Ана тілім ардақты

Ақ сүтіндей анамның.

Чтец:


Любой язык по-своему велик –

Бесценное наследство вековое,

Так берегите свой родной язык,

Как самое свете дорогое.


1-й ведущий: Наш классный час называется «В языке – богатство народа». Пройдет он под девизом: «Под шаныраком дружбы живут народы Казахстана».

2-й ведущий: В нашей многонациональной Республике Казахстан дружно живут десятки разных народов. На протяжении веков делят они землю и небо, почитая и уважая друг друга. Нет у них камня за пазухой, а только добрые слова и чистые помыслы.

2-й ведущий: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов – как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда…».

1-й ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком.

2-й ведущий: Ребенок еще не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.

1-й ведущий:

Пока, юный друг, ты за партой сидишь,

Маршрут себе чертишь во взрослую жизнь,

Со Словом сдружившись, добро в нем найдешь,

Как с компасом, верным путем ты пойдешь.

2-й ведущий: Исторически так сложилось, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, а государственным языком является казахский язык.

1-й ведущий: В «Государственной программе функционирования и развития языков на 2011 – 2020 годы» отмечено, что реализация ключевой цели программы «Государственный язык – главный фактор национального единства» предполагает организацию работы по созданию системы овладения государственным языком всеми гражданами Казахстана, повышения престижа употребления государственного языка.

2-й ведущий: В Основном Законе государства – Конституции РК – записано, что русский язык является языком межнационального общения.

1-й ведущий: Русский язык как один из мировых языков получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.

2-й ведущий: «Государственная программа функционирования и развития языков на 2011 – 2020 годы» предполагает организацию системной работы по сохранению функционирования русского языка в коммуникативно-языковом пространстве Казахстана, созданию благоприятных условий для его изучения.

Чтец:


Но, как родной,

Люблю я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг.

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне,

И мир открылся в них.

 

1-й ведущий: Наряду с казахским и русским языками, в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки.

2-й ведущий: Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, украинском, турецком и других языках.

Чтец:

 

Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, мало.

Если два – вопросов нет,

Ты для всех – авторитет.

Тех, кто три прекрасно знает,

Все за гениев считают.

Ну, а, если все четыре –

Нет людей богаче в мире.

 

1-й ведущий: Наш Президент Н. А. Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его проекте «Триединство языков» сказано: «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык – государственный язык нашего народа, русский язык как язык межнационального общения, английский язык – язык успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны».

Чтец:

 

Язык друзей учу со смаком,

Беседуя… за бесбармаком.

И твердо верю я, что он

Седьмым войдет в словарь ООН.

 

2-й ведущий: Каждый язык – это целый мир. Язык – это живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения.

1-й ведущий: Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг продвинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.

2-й ведущий: Каждое поколение передает следующему свой язык, религию, культуру, обычаи и традиции.  Как говорится, без прошлого нет настоящего и, тем более, будущего.

1-й ведущий: Язык народа – одно из главных его богатств. Каждый народ считает, что его язык самый красивый. Так и должно быть. Важно только, чтобы мы с таким же уважением относились к наречиям тех, кто нас окружает.

2-й ведущий: Слово – великое дело… Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти.

Чтец:

 

Пусть слова сверкают золотинками,

И не год, не два, а целый век!

Человек не может жить инстинктами,

Человек на то и человек.

Чтец: И уж коль действительно хотите,

Чтоб звенела счастьем голова,

Ничего-то в сердце не таите,

Говорите, люди, говорите

Самые хорошие слова!


Звучит песня «Давайте восклицать».

Вместе: Спасибо за внимание!

                                     Вторая часть урока

                            Конкурс знатоков

Цель: Расширять словарный учащихся, кругозор, приобщать к народным традициям. Развивать творческие способности, познавательную активность. Учить сотрудничеству. Воспитывать уважение к родному, государственному языку, а также к языкам и обычаям всех народов.

Д/задание: постер  1группа – Казахсский язык, 2 группа- Русский  язык, 3группа – Английский язык, 4группа – Китайский язык

1тур «Поговорим по-казахски» 
Переведите фразы на казахский язык

1. Поздравляем вас с праздником!
2. Счастливого пути!
3. Добро пожаловать!
2-тур «Докончи пословицу»

1. Отансыз адам — ……

  1. Туған жердей жер болмас, …….
    3. Уақыт алтыннан …….
    4. Тіл жоқ жерде ……
    5. Көз қорқақ — …..
    6. Ел ұлтсыз болмас, …….

3-тур «Полиглот»

1. Не спеши ….., торопись делом.
2. …… познается в беде .
3. …… освещается солнцем, а человек – знаниеи.
4. ….. – лучший друг .
5. …..  прославляет труд.
6. У страха …. велики
4-тур «Имена»
Каждого из нас интересует история имен, что имя обозначает. Паоэтому проведем конкурс «имена». Я буду называть дословный перевод, а вы имена -мужские и женские

  1. Красивая луна – Айсулу
    Лунная душа – Айжан
    3. Шелк – Жібек
    4. Лучик света – Нұрсауле
    5. Торжество – Салтанат
    6. Ласточка – Қарлығаш
    7. Надежда – Үміт
    8. Лунная звезда – Жұлдызай
    9. Лунный свет – Айнұр
    10. Жемчуг – Меруерт
    11. Красивая — Әдемі
    12. Златоволосая – Алтыншаш
    13. Любовь – Махаббат
    14. Будь мужественным – Ербол
    15. Мужественная душа – Ержан
    16. Гражданин – Азамат
    17. Вольный – Еркін
    18. Справедливый — Әділет
    19. Драгоценный – Қымбат
    20. Гранат – Анар
    21. Верблюжьи глаза – Ботагөз

5-тур «Обычаи и традиции казахского народа»

1. Что обозначает сүйінші? (сүйінші — подарок за радостную весть)
2. Что такое той? ( Той – большой праздник-свадьба, рождение ребенка, юбилеи, и т.д.)
3. Что такое шашу? (Шашу можно увидеть на свадьбах и больших праздниках, когда пожилые женщины с пожеланиями счастья и добра рассыпают конфеты, курт, монеты)

6-тур «Дұрыс-бұрыс»

1. Бәйге – қазақтың ұлттық ойыны
2. Бешбармақ – француздардың ұлттық тағамы
3. Хачапури – қазақтың ұлттық тағамы
4. Илья Муромец – қазақтың батыры
5. Масленица мейрамында орыстар бауырсақ пісіреді
6. Қымызды сиыр сүтінен жасайды
7. Абай Құнанбаев – орыстың ұлы ақыны
8. Қазақстан – біздің Отанымыз
9. Қазақстанның астанасы – Алматы 

8-тур «Угадай-ка!»
Послушайте. Найдите фразеологизмы, объясните их значение
Поссорились ребята на перемене-
Я тебе покажу где раки зимуют!
А второй ему:
Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут вмешался дежурный
Они на него пустились
-Все следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами.
А дежурный вдруг как крикнет:
-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

7-тур «Конкурс пословиц и поговорок»
Задание письменное. Нужно найти правильный перевод

1. Балықшы былықшыны алыстан көреді а) Не рой яму другому, сам в нее упадешь
2. Ердің атын еңбек шығарады б) Глаза боятся, руки делают
3. Аз болса да, саз болсын в) Век живи, век учись
4. Темірді қызған кезде соқ г) лучше меньше, да лучше
5. Өлгеніңше үйрен д) Кто не работает, тот не ест
6. Көз-қорқақ, қол-батыр е) Человек прославляет труд
7. Еңбек етсең – емерсің ж) Что посеешь, то и пожнешь
8. Біреуге ор қазба, өзің түсерсің з) Куй железо, пока горячо
9. Не ексең, соны орарсың и) Рыбак рыбака видит издалека

Подведение итогов конкурса.

Награждение победителей.

9-тур «Мимика и жесты»
Каждая команда должна показать сказку мимикой и жестами (без слов),
а другие команды должны угадать сказку

Подведение итогов конкурса
Награждение победителей

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *