Мангистауская область
г. Актау
ГУ «Спцециализированный
экономический лицей»
учитель русского языка и литературы
Кулжигитова Баян Амангалиевна
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 10-ом классе
Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 9-10 классов.
Задачи:
- повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
- развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
- расширить кругозор учащихся.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- музыкальное сопровождение,
- ручки и листочки.
Ход мероприятия
Учитель (или ведущий):
— Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
Вот правила игры:
“Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…
Во втором туре “слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2014 года”.
Итак, начинаем.
I тур.
1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.
Вопросы:
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
- Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
- Расскажите правило по карточке “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
- Кто написал стихотворение “Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
- Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
- Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
- Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
- Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- “Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
- Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
- Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
- Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
- Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
- Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
- Кто написал строчки: “Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
- Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
- Что написал И.С. Тургенев: “Записки из сумасшедшего дома” или “Записки охотника”? (“Записки охотника”)
- Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
- К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
- Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
- Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
- Назовите автора “Хамелеона”, “Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
- Кто написал строчки: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)
Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:
- Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
- Кто написал первую “Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
- Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
- Из какого произведения эта фраза: “ Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( “Ревизор” Н.В. Гоголя)
- Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)
- Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
- Кто написал “Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
- Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)
2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.
Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. | Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень. |
Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше
— синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).
— антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.
Слушаем результаты жюри.
3 задание. “Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.
Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.
Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в “Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).
Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.
II тур.
— Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).
1 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.
1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, заросший
2 карточка – птичка, молодых, бросается, передовая
3 карточка – снежком, ранний, стучаться, задумавшая
4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно
5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно
— Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.
2 задание. “Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)
(“Узник” А.С. Пушкин)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)
(“Не позволяй…” Н. Заболоцкий)
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)
( “Парус” М.Ю. Лермонтов)
Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)
(“Мцыри” М.Ю. Лермонтов)
Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)
(“Зимнее утро” А.С. Пушкин)
Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,
Глядя на них мне и больно, и стыдно.)
(“Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов)
Финал.
1 задание. “Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?
Темы: а) вражда, ссора, драка.
(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся — только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).
б) труд, орудия труда.
(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).
в) деньги, достаток.
(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).
2 задание. “Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:
— Без чего дома не построишь? (без угла)
— За чем чай пьют? (за столом)
— За чем во рту язык? (за зубами)
— За что ученика выгнали из класса? (за дверь)
— По чему в лес ходят? (по земле)
— По чему утка плавает? (по воде)
Лингвистическая разминка
( Первой, а затем второй команде необходимо выполнить 10 заданий. Время на подготовку не даётся. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
Вопросы и задания для 1 команды.
- Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).
- В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухг?лтеры).
- Как правильно: кулин?рия или кулинарuя? ( Оба варианта являются правильными).
- Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).
- Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).
- Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).
- Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).
- Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
- У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).
- Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).
Вопросы и задания для 2 команды.
- Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)
- В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).
- Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными).
- Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков).
- Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).
- Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
- Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).
- Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).
- Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).
- Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).
На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются ученики:
- “Последний герой-2014” — лентой с надписью, грамотой.
- грамотой “За волю к победе”
- грамотой” За мужество”
- грамотой “За терпение”
5 Приз зрительских симпатий” За активное участие”