Басы » Cыныптан тыс » Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 10-ом классе

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 10-ом классе

 

Мангистауская    область
г. Актау
ГУ «Спцециализированный
экономический лицей»
учитель русского языка и литературы
Кулжигитова Баян Амангалиевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 10-ом классе

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 9-10 классов.

Задачи:

  • повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
  • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
  • расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • музыкальное сопровождение,

 

  • ручки и листочки.

Ход мероприятия

Учитель (или ведущий):

— Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру “Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

“Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…

Во втором туре “слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет “Последним героем 2014 года”.

Итак, начинаем.

I тур.

1 задание. Оно называется “Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.

Вопросы:

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
  2. Кто автор произведений: Дубровский, “Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
  3. Расскажите правило по карточке “ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
  4. Кто написал стихотворение “Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
  5. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
  6. Назовите автора произведения “Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
  7. Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
  8. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  9. “Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
  10. Что обычно начинается со слов: “Жили-были” или “В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
  11. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
  12. Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
  13. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
  14. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
  15. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
  16. Кто написал строчки: “Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
  17. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
  18. Что написал И.С. Тургенев: “Записки из сумасшедшего дома” или “Записки охотника”? (“Записки охотника”)
  19. Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
  20. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
  21. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
  22. Назовите автора произведения “Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  23. Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
  24. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
  25. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
  26. Назовите автора “Хамелеона”, “Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
  27. Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
  28. Кто написал строчки: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)

Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:

  1. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
  2. Кто написал первую “Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
  3. Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
  4. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
  5. Из какого произведения эта фраза: “ Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( “Ревизор” Н.В. Гоголя)
  6. Как сейчас произносится древнерусское слово “персты”? (пальцы)
  7. Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
  8. Кто написал “Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  9. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
  10. Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)

2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер. Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше

— синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

— антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.

Слушаем результаты жюри.

 

3 задание. “Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.

Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.

Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в “Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).

Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.

II тур.

— Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).

 

 

 

1 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать,  заросший

2 карточка – птичка, молодых, бросается,  передовая

3 карточка – снежком, ранний, стучаться,  задумавшая

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно

— Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.

2 задание. “Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)

(“Узник” А.С. Пушкин)

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

(“Не позволяй…” Н. Заболоцкий)

Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)

( “Парус” М.Ю. Лермонтов)

Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)

(“Мцыри” М.Ю. Лермонтов)

Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)

(“Зимнее утро” А.С. Пушкин)

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,
Глядя на них мне и больно, и стыдно.)

(“Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов)

Финал.

1 задание. “Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Темы: а) вражда, ссора, драка.

(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся — только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).

б) труд, орудия труда.

(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).

в) деньги, достаток.

(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

2 задание. “Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:

— Без чего дома не построишь? (без угла)

— За чем чай пьют? (за столом)

— За чем во рту язык? (за зубами)

— За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

— По чему в лес ходят? (по земле)

— По чему утка плавает? (по воде)

 Лингвистическая разминка

( Первой, а затем второй команде необходимо выполнить 10 заданий. Время на подготовку не даётся. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)

Вопросы и задания для 1 команды.

  1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).
  2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухг?лтеры).
  3. Как правильно: кулин?рия или кулинарuя? ( Оба варианта являются правильными).
  4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).
  5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).
  6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).
  7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).
  8. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
  9. У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).
  10. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).

Вопросы и задания для 2 команды.

  1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (Тoрты)
  2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).
  3. Как правильно: твoрог или творoг? (Оба варианта являются правильными).
  4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков).
  5. Поставьте глагол звонить в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).
  6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
  7. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).
  8. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).
  9. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).
  10. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).

На этом наша игра заканчивается. Под музыку “Остаться в живых” группы “Би-2” награждаются ученики:

  1. “Последний герой-2014” — лентой с надписью, грамотой.
  2. грамотой “За волю к победе”
  3. грамотой” За мужество”
  4. грамотой “За терпение”

5 Приз зрительских симпатий” За активное участие”

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *