Басы » Ғылыми жобалар » Мой прадедушка –ветеран-участник Великой Отечественной войны

Мой прадедушка –ветеран-участник Великой Отечественной войны

gzОтдел образования акимата Меркенского районаЖамбылской области Коммунальное государственное учреждение

Средняя школы №9 им. В. А. Саввы

 Исследовательская работа

 на тему:«Мой прадедушка –ветеран-участник Великой Отечественной войны»

 

Секция: «Моя родословная»

Ученик: Ахмедов Юнус Нуруллаевич

Класс: 3 «Г»

Школа: СШ №9 им. В. А. Саввы

Область, район: Жамбылская область, Меркенский район.

Руководитель исследовательской работы: Абдукаримова Жанар Байтиковна

Должность руководителя: учитель начальных классов

Место работы руководителя: СШ №9 им. В. А. Саввы

Год: 2015 год

 

 

 

 Содержание: Аннотация……………………………………………………………………………………………….2

 Рецензия…………………………………………………………………………………………………..3

 

 Цели и задачи исследования……………………………………………………………….4

 

 

  1. Введение…………………………………………………………………………………………5

 

  1. Основная часть……………………………………………………………………………….6

  

5.1. Никто не забыт. Ничто не забыто.…………………………………………..6

  5.2. Казахстан в годы Великой Отечественной войны………………..8

 

 

5.3. Герои Казахстана в годы ВОВ………………………………………………….9

 

5.4. БауржанМомышулы ………………………………………………………………10

 

5.5. АлияМолдагулова ………………………………………………………………….13

 

5.6. МаншукМаметова …………………………………………………………………..17

 

5.7. ТулегенТохтаров ……………………………………………………………………19 

 

  1. Дневник исследования…………………………………………………………………..21 

 

      6.1. История моей семьи…………………………………………………………………21 

          6.2. Моя семья в годы Великой Отечественной войны………………….22 

 

     6.3. Воспоминания моего дедушки.………………………………………………..23 

  1. Заключение……………………………………………………………………………………..25 
  1. Выводы……………………………………………………………………………………………..26

 

 

  1. Использованная литература………………………………………………………………27 

 

  1. Презентация.

 

 

 

 

  1. Аннотация

 

Исследовательская работа ученика 3 «Г» класса, СШ № 9 им. В. А. Саввы Ахмедова Юнуса, на тему «Мой прадедушка – ветеран-участник Великой Отечественной войны»

В этой научно-исследовательской работе собраны интересные сведения и факты о Великой Отечественной войне, Ахмедов Юнус показал интерес к истории своей страны, семьи и своих предков.

Также в этой работе написаны факты из жизни прадедушки Ахмедова Юнуса, который воевал на фронте Великой Отечественной войны.

 

 

Аннотация:

№ 9  В. А. Савва атындағы орта мектебінің 3 «Г» сынып оқушысы Юнус Ахмедовтың «Менің атамның әкесі – Ұлы Отан соғысының ардагері» тақырыбындағы зерттеу жұмысы.

Осы ғылыми – зерттеу жұмысында Ұлы Отан соғысы туралы маңызды дәлелдер мен мәліметтер жиналған, Юнус Ахмедов өзінің ата-балалары, және өз отбасы тариһына үлкен қызығушылықпен жинақтау жұмысына үлес қосты.

Сондай-ақ, осы зерттеу жинағында Юнус Ахмедов атасының әкесі жайында Ұлы Отан соғысына қатысқаны туралы нақты дәлелдер жинақтап жазды.

 

Annotation:

The research work of the student 3 «B» class, school № 9 named V. A. Sava Akhmedov Yunus, on the theme of «My grandfather is a veteran-participant of the great Patriotic war»
In this research work were collected interesting information and facts about the great Patriotic War, Akhmedov Yunus showed interest in their family history and their ancestors.
Also in this work written facts of life grandfather Akhmedov Yunus, who fought in the great Patriotic war

 

 

 

 

 

2

 

 

 

  1. Рецензия

 

                     Руководителя об исследовательской работе ученика 3 «Г»

                     класса, СШ №9 им.В.А.Саввы,  Ахмедова Юнуса.     

                     Работа выполнена на тему «Мой прадедушка ветеран –

                    участник Великой Отечественной войны».

                    Настоящая работа посвящена проблеме семейного

                    воспитания, которая указывает на акту­альность

проводимых автором исследований.

  • Актуальность темы следует непосредственно из названия рецензируемо­го труда и не требует дополнительных объяснений.
  • Работа рассматривает актуальную тему совершенствования существую­щих систем… и способствует углублению знаний в этой области семейного, нравственного воспитания.
  • Содержание и выводы соответствуют целям поставленным при выполнении исследовательской работы.

 Центральным вопросом работы является вопрос «Что ты  знаешь о своих предках? ».

В результате был сделан вывод: «Семья — это интересный мир, прочный дом, построенный из кирпичиков. История семьи — поддержка не только для нас, но для всех тех, кто идет за нами, для наших детей, внуков и правнуков. История семьи — это то, что поможет сохранить чувство духовного равновесия, и  внутреннего превосходства  над  противниками, поможет сделать правильный выбор в любой ситуации».

Таким образом, настоящая работа полностью раскрыла  исследуемуютему. Следует отметить актуальность данной темы, так как  необходимо донести до каждого человека  значение слов  «Жеті атасын білмеген жетесіз»  и тогда будет ясна  роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи и воспитании добрых, порядочных людей, любящих свою Родину.

Данная практическая работа может  применятся на  уроках внеклассного чтения, познания мира и самопознания.

Оформление  работы соответствует  требованиям  к  оформлению научно-исследовательских работ учащихся. Работазаслуживает  высокой   оценки .

 

 

Руководитель: учитель начальных классов:

АбдукаримоваЖанарБайтиковна

 

 

сследования.

Цель исследования  заключается в том, чтобы изучить все найденные материалы и получить как можно больше правдивой информации  о моих родственниках по папиной  линии в  годы Великой Отечественной войны,  выяснить,  какой личный вклад внес каждый из них в Победу над врагом.

 

Чтобы добиться заданной цели, я поставил перед собой задачи:

 

— Изучить как можно больше информации о Великой Отечественной войне.

— Узнать героев Великой Отечественной войны Казахстана.

— Провести беседу с прабабушкой, с сыновьями прадедушки и записать их воспоминания;

— Посетить  отдел архива по Меркенскому району в целях нахождения нужной информации.

 

 

Сведения о Великой Отечественной войне, история моей семьи.

В ходе исследовательской работы  необходимо доказать мою гипотезу  о том, что:

— Великая Отечественная война вторглась в судьбу моих родственников и оставила неизгладимый след;

— все мои родные,  жившие в сороковые годы вложили свой личный весомый вклад в Победу над Германией;

—  некоторые мои родственники воевали на войне 1941 – 1945 годы, а некоторые были тружениками тыла;

Мною были использованы следующие методы исследования:

— изучение информации о Великой Отечественной войне.

— беседа с прабабушкой, дедушкой, родственниками и односельчанами;

—  интервью;

—  исследование отдельных случаев, личных документов, фотодокументов, архивных документов.

едение

Это я – Ахмедов Юнус, мне 9 лет, я ученик 3 класса, отличник. У меня есть много разных увлечений: я люблю собирать конструктор, играть в шашки, читать книги, играть на компьютере. Почему мне это нравится,  я никогда не задумывался. Но с детства меня приучили к тому, что каждый должен знать историю своей семьи.

В начале года  нам, учащимся, предложили принять участие в конкурсе «Мен зерттеугеүйренемін». Я  сразу принял решение, что буду участвовать. Передо мной встал вопрос о выборе темы.

Вначале я не хотел писать о своей семье, так как считал, что она ничего не сделала для истории нашего района, страны. Размышляя над этим, я задавал себе вопросы: «Что я знаю о своей семье? Что интересного связано с жизнью моих предков?»

Оказалось, что мне об этом известно очень мало. Захотелось узнать больше. Считаю, что стыдно не знать историю своей семьи, своего народа, своей страны, в которой ты живёшь.

И я решил начать с себя и ближе познакомиться с историей своей семьи. Так родилась идея этой исследовательской работы.

Я считаю, что должно быть больше людей, знающих свою родословную,  тогда меньше будет таких, как говорят в народе: «Если до седьмого колена своей родословной не узнаешь — сиротой прослывешь». Ведь каждый человек – это творец истории. Интересно ведь знать, кем были наши предки, что их волновало, чего они добились в своей жизни, какую пользу принесли они своему Отечеству? Поэтому некоторое время я со своими родителями изучал свою родословную. Мне известно 7 поколений.  Но в данной работе  я обращаю большее внимание на судьбу моих родственников (третье и четвертое поколения моей родословной), которые вынесли тяготы Великой Отечественной  войны на своих плечах.

Я решил  работать  над исследованием, в центре которого – моя семья по папиной  линии в годы Великой Отечественной войны. Из разрозненных фрагментов я хочу сложить мозаику, которая в виде опубликованного исследования станет своеобразной капсулой времени.   Историю, которую мы изучаем за школьной партой, создал мой прадед и миллиарды таких, как он. И все мы в неоплатном долгу перед теми солдатами.

Я провожу научно-исследовательскую работу, чтобы хоть чуточку погасить тот долг, чтобы все погибшие воины, а также мои родственники,  там, на Небесах, знали: ныне живущие помнят, любят, благодарны…5.1. Никто не забыт. Ничто не забыто.

Ранним утром, 22 июня 1941 года без объявления войны — Фашистская Германия напала на Советский Союз. На нашу страну обрушился удар. Весь Советский народ поднялся на Отечественную войну против фашистской Германии. Поэтому она названа Великой! Ее назвали Отечественной, потому, что это была война во спасение Отечества!

Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.

Четыре страшных года, 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Это была священная народная война. Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Красная Армия и весь наш народ встал за Родину, за честь, за свободу.

Самое главное я понял, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это я и хочу показать в своей работе.

Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы.

Вот уже почти 70 лет минуло с той поры, когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей, на суше и на море. Везде. Много без вести пропавших и среди моих односельчан.

9 мая — День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.

Так если мы знаем всё о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной – « Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой некуда деться, когда изпод вороха современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись, стоят погибшие тогда и умершие недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир, оставшейся за кадром кинохроники тех жестоких лет? Нет, последнее слово о войне ещё не сказано. Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники. Каким вырастет новое поколение? А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства, выполнить священный долг защиты Отечества? Хорошо ли нам живущим ныне быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет. «Не должно этого быть!» .

Погибшие живут среди живых,

Ушедшие ушли, чтобы вернуться.

Во всех сердцах, во всех домах людских

Неслышные шаги их раздаются.

Забыть их – значит их предать!

Стать равнодушным хуже, чем убийцей.

И не чугун, не бронза, не гранит,

которые не раз бывали лживы,

А память поколений их хранит.

Вот почему посмертно они живы.Мне предстояло узнать об участии наших земляков в Великой Отечественной войне, в ходе которой была одержана нелегкая победа. О героях, которые очень необходимы были тогда стране. Они проявили свои положительные качества, они-то и облегчили победу, а кто они эти героические люди, когда-то также учившиеся в школе.войны.

 

Великая Отечественная война  оставила след и на нашем государстве. Трудящиеся Казахстана, как и все народы многонационального Советского Союза, поднялись на защиту  своей Родины. Казахстанцы служили во всех воинских частях, соединениях, во всех родах войск, сражались на всех действующих фронтах. Трудящиеся Казахстана жили и работали с одной мыслью – « Все для фронта, все для победы над врагом!» Каждые девять пуль из десяти, которые выпускали по врагу, были отлиты в Казахстане, были в броне танков, в стволах артиллерийских орудий, пулеметов, винтовок, в корпусах военных кораблей и самолетов.

Выносливых, сильных и быстрых коней получала из Казахстана Красная кавалерия. Эшелоны с пшеницей и ячменем, овощами и фруктами, углем и нефтью, табаком и хлопком, шли на фронт через бескрайние степи и пески по железнодорожным и водным магистралям.

Женщины Казахстана спустились в угольные шахты Караганды, сели за штурвал комбаинов.Работали  гуртоправами и табунщиками. Героической стойкостью и мужеством на полях сражений, самоотверденным трудом в тыду советский народ отстоял независимость своей Родины и освободил другие народы.

1200000 казахстанцев были мобилизованы на фронт в 1941-1945гг.

178000 солдат и офицеров служили в Красной Армии на канун нападения фашисткой Германии на Советский Союз. Свыше 600000 наших земляков погибли на полях сражений. В период Великой Отечественной войны 497 казахстанцам было присвоено звание Героя Советского Союза. Четыре человека  удостоены этого звания дважды — летчики Л.Беда, Т. Бегельдинов, И. Павлов, С. Луганский,110 человек были награждены  орденами Славы трех степеней.

Все дальше и дальше  уходят от нас грозные годы войны, нам всегда казалось, что герои войны живут где-то далеко, а сегодня мы видим, что герои воины есть во многих семьях

5.3. Герои Казахстана в годы Великой Отечественной войны.

Мы помним имена БауыржанаМомышулы, АлииМолдагуловой, МаншукМаметовой, ТолегенаТоктароваи других отважных героев войны. Их великий подвиг навсегда вписан с Историю, он всегда будет жить а сердцах казахстанцев.

ы – Герой Советского Союза, писатель, военный. БауыржанМомышулы родился 24 декабря 1910 года в ауле КольбастауЖуалинского района Жамбылской области в семье скотовода. В 1929 году окончил Аулие-Атинскую школу – 9-летку. До 1934 года работал на разных должностях: ответственным секретарем райисполкома, заместителем председателя районного исполнительного комитета, помощником,а затем ирайонным прокурором, управляющим райкоопхлебживмолполеводства. С января по ноябрь 1932 года был начальником сектора Госплана СНК Казахской ССР.

Так развивалась довоенная гражданская карьера БауыржанаМомышулы. В 1934-1936 годах он — старший консультант Казахской республиканской конторы Промбанка СССР. В это же время закончил краткосрочные курсы при Ленинградской финансовой академии.
В жизнь страны одно за другим начали врываться серьезные военные события. Солдатскую гимнастерку Бауыржан примерил еще в 1932 году, когда был призван на действительную срочную военную службу и зачислен курсантом в 14-й горно-стрелковый полк. В 1933 году – он стал командиром взвода в этой же части. Отслужив положенный срок, был уволен, а 25 марта 1936 года призван снова и назначен командиром взвода в 315-й стрелковый полк Среднеазиатского военного округа. Через год его полк влился в подразделение Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии, а Бауржан стал командиром полуроты.
Перед самым началом войны, Б.Момышулыкомандывал артиллерийскими подразделениями в 105-й стрелковой дивизии. В феврале 1940 года он получил назначение в Житомир на должность командира 202-го отдельного противотанкового дивизиона. В январе 1941 года опытный командир-артиллерист был направлен в глубь страны, в Алматы. Здесь в июле 1941 года только что образованный штаб новой 316-й стрелковой дивизии начал сбор запасников из Казахстана и Киргизии. БауыржанМомышулы был назначен командиром стрелкового батальона 1073-го стрелкового полка вновь формируемой дивизии. Дальше – фронт. Ожесточенные бои при обороне Москвы осенью 1941 года. В очень критический для панфиловцев момент, в ноябре 1941 года – БауыржанМомышулы получает под свое начало опаленный боями 19 гвардейский стрелковый полк. Вместе с другими частями полк не пропускает немцев в столицу. 19 декабря 1941 года Момышулы был уже капитаном. Вот строки из аттестационного листа, заполненного 10 апреля 1942 года: «Капитан МомышулыБауыржан – способный, волевой и решительный, требовательный к себе и подчиненным командир. В боях с немецко-фашистскими захватчиками проявил личную отвагу и беззаветное мужество. За боевые заслуги командованием дивизии товарищ Момышулы представлен к высшей правительственной награде – ордену Ленина…

(Он не получит эту награду.По приказу командующего Калининским фронтом № 0196 от 6 июня 1942 года его первой боевой наградой станет орден Красного Знамени). Обладает хорошими организаторскими способностями и может умело руководить боевыми действиями подразделений полка. Должности заместителя командира полка соответствует и вполне достоин присвоения очереднего воинского звания «майор». С августа 1942 года Момышулы — командир в родной Панфиловской дивизии.
Вот что вспоминает сам Бауржан об одном из эпизодов фронтовой биографии: «Поступило боевое распоряжение, приказ из штаба дивизии… занять оборону по западной окраине деревни, а на самом деле – станцию… Крюково. Цель была одна – не допустить врага к Москве… Циркулем измерил расстояние, мы находились в 30 километрах от Москвы… Сам собой напрашивался вопрос: удержимся ли мы в Крюково?.. Если не удержимся…, то остановка должна быть только в Москве. В этот момент Москва была под бомбежкой.
… Нам удается остановить немцев в первый день. На второй день в Крюково идет шестичасовой уличный бой, на третий день – 12-часовой уличный бой уже в центре. Через день на восточной окраине ведутся жестокие уличные бои в течение 18 часов.
… Мы станцию не сдали. 8 декабря 1941 года во взаимодействии с другими частями, которые действовали на правом и левом флангах 8-й гвардейской дивизии, имея 1073-полк в центре… мы переходим в контрнаступление и после сильной четырехчасовой артиллерийской подготовки выбиваем немцев со станции и из деревни Крюково, захватываем много трофеев. Только на участке 1073-го полка было захвачено 18 танков… Мы подошли к Истре. Другие части… стали преследовать противника до Волоколамска».
В октябре 1942 года Б.Момышулы было присвоено звание подполковника, а восемь месяцев спустя – полковника. Ранение, полученное в боях за Крюково, давало о себе знать. Какое-то время он пробыл в госпитале. 21 января 1945 года Б.Момышулы назначили заместителем командира 9-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта с исполнением должности командира дивизии. В 1946 году БауыржанМомышулы стал слушателем Высшей ордена Суворова І стапени Военной академии им. К.Е.Ворошилова.
16 июня 1948 года Б.Момышулы был откомандирован в распоряжение Совета Министров Казахской ССР в связи с назначением Председателем Центрального Комитета Добровольного общества содействия армии «ДОСАРМ» Казахской ССР с оставлением в кадрах Вооруженных Сил.В конце 1948 года полковник Момышулы зачислен в распоряжение Главкома сухопутных войск и являлся заместителем командира 49-й отдельной стрелковой бригады в Восточно-Сибирском военном округе. В 1950 году был старшим преподователем кафедры общей тактики и оперативного искусства Военной академии тыла и снабжения имени В.М.Молотова.в Калинине. Уволился из рядов Советской Армии в 1955 году по болезни.

Его боевые награды: Ордена Красного Знамени и Отечественной войны І степени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией». Благодаря настойчивости Президента Н.А.Назарбаева, в 1990 году, перед самым последним днем существования Союза, был подписан указ о присвоении БауыржануМомышулы звания Героя Советского Союза посмертно.
БауыржанМомышулы вошел в литературу необычно. Впервые читатели познакомились с ним не как с создателем, а как с героем художественного произведения. Это была повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе». Главным действующим лицом этой повести был офицер-панфиловец, герой обороны Москвы БауыржанМомышулы. Александр Бек создал эту книгу по его рассказам и воспоминаниям.
Б.Момышулы автор сборников рассказов «Дневник офицера», «История одной ночи», «За нами Москва», биографической повести о генерале И.В.Панфилове «Наш генерал», книга повестей и рассказов «Наша семья», за которую Б.Момышулы был удостоен Государственной премии Казахской ССР в 1976 году. Им написаны путевые очерки «Кубинские встречи» (1965) и другие.

 

Про героиню моего очерка сохранилось крайне мало документальной информации. Даже фотографий. Сама про себя она рассказывать не любила, а вот бывшие сослуживцы оставили много воспоминаний, поэтому будут преимущественно цитаты.

АлияНурмухамбетовнаМолдагулова родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак Актюбинской области. Когда девочке исполнилось 8 лет в ее семье произошла трагедия – умирает мама и отец остается с двумя детьми на руках. Сложно сказать, что именно подвигло отца отдать свою дочь на воспитание родному брату, но как бы то ни было, в 9 лет Алия переезжает к дяде Аубакиру. Алия рано взрослеет – и уже в школе проявляет свой твердый характер и лидерские качества.

Дадим слово ГалымжануБайдербесову, биографу АлииНурмухамбетовны:

«В 1935г. в связи с поступлением АубакираМолдагулова в Военно-транспортную академию семья Молдагуловых переехала в Москву, а позже, перед началом войны, — в Ленинград, куда была переведена академия. По семейным обстоятельствам осенью 1939г. дядя устроил Алию в детский дом № 46. С1980г. улица, на которой находился детский дом, переименована в улицу имени АлииМолдагуловой. Все воспитанники этого детского дома учились в школе № 9 (ныне №140)…» М.А.Голубева, первая учительница Алии в Ленинградской школе, вспоминала: «Лия была… исключительно серьезная, вдумчивая, любознательная девочка. Она проявляла большую заботу о классе, была первой помощницей и не терпела лодырей. В 6-7-х классах была старостой».

 

Судьба была к девочке совсем не благосклонна, в 14 лет ее отдают в детский дом. Причины такого поступка сложно объяснить, сама же Алия очень мало рассказывала про свою жизнь. По сути, единственным ее родным человеком оставалась тетя, которой она часто писала позже, из снайперской школы.

 

Позже, обучаясь снайперскому делу, Алия пишет своей подруге-тете:

 

«Сегодня ходила в лес за цветами, набрала букет. Лес близко-близко, а кругом поля, цветов много и какие красивые. Вот, чтобы не одной наслаждаться, я шлю тебе гвоздичку, незабудочку и землянику. Лия»(Добавлю, что лес там действительно в двух шагах)

С сентября 1941-го Ленинград оказался в блокаде. Страшные времена настали для горожан. Вот что вспоминает бывшая пионервожатая детского дома:

 

«Однажды Лия, отправившись с санками за водой, долго не возвращалась. Ее нашли лежащей без памяти на середине улицы. Когда врач осмотрел Лию, оказалось, что она была истощена до предела. Едва выходили. Как выяснилось позже, Лия отдавала половину своего скудного хлебного пайка маленькой, слабой здоровьем девочке Кате. Как только встала на ноги, поднялась на крышу и вместе с другими стала тушить бомбы-зажигалки».

 

В марте 1942 года детский дом удалось вывезти из осажденного Ленинграда в Ярославскую область. Врага уже далеко отогнали во время зимнего наступления и детям тут был гарантирован покой. Девушка принимает решение не отсиживаться в тылу, а уехать на фронт. Алие всего 17 и на фронт ее не берут не смотря ни на какие уговоры. Вместо фронта она получает направление в город Рыбинск в авиационный техникум на мастера, но и эта гражданская специальность ее не устраивает. Наконец настойчивость дает свои результаты и в военкомате ее определяют в тогда еще Подмосковье, в село Вешняки. В это время там располагалась Центральная школа снайперской подготовки.

 

Сослуживцы отзывались о девушке очень положительно, она была душой компании.Вспоминали про нее только доброе:

«17 декабря 1942г. я впервые встретилась с Алией в горисполкоме города Рыбинска. В то время Алия выглядела совсем еще юной девчонкой — подростком, ей было 17 лет. Но она настойчиво добивалась, чтобы пойти добровольцем на фронт… По прибытии в школу прошли медицинскую комиссию. Меня с Лией (я ее так звала) по росту зачислили в четвертую роту. Разместили в оранжерее с трехъярусными нарами. Спали мы с Лией рядом. Было холодно, негде было просушить одежду, солдатские портянки, обувь. Затем нашу четвертую роту перевели в капитальный барак, условия стали лучше. После этого началась учеба в снайперской школе. Учились метко стрелять, ползать по-пластунски, быть незаметными для врага. В учебе Алия проявляла настойчивость, упорство в овладении снайперским делом»

«В школе была организована своя художественная самодеятельность. Нашлись и певцы, и чтецы, и танцоры, и музыканты, и гимнасты. АлияМолдагулова хорошо читала стихи. Особенно вдохновенно рассказывала Алия стихотворение Джамбула «Ленинградцы, дети мои!» Словно она сама обращалась к ленинградцам. Вообще Алия была довольно впечатлительной девушкой. Нередко Алия проводила в роте политинформацию. Говорила она горячо и убежденно. Слушали курсанты ее всегда с интересом».

 

«Блокада оставила следы на неокрепшем теле Алии, она часто мучилась от фурункулов. Ростом небольшая, хрупкая, она мужественно превозмогала боль и старалась не отставать от сокурсниц, как все бегала и тренировалась, удивляя всех нас выносливостью и твердостью характера. Школу Алия закончила в июле 1943г., но поскольку она была еще очень слаба физически, решили оставить ее в роте инструктором на три месяца, но она наотрез отказалась и уехала на Северо-Западный фронт вместе с подругами, где воевала в 54-й отдельной стрелковой бригаде».

 

АлияНурмухамбетовна училась военному делу очень старательно, настолько, что ее наградили именным оружием – винтовкой с надписью «От ЦК ВЛКСМ за отличную стрельбу».

 

«В июне 1943г. мы с Лией, Зиной Поповой и другими подругами были направлены на Северо-Западный фронт в 54-ю стрелковую бригаду. Кстати, ей здесь пришлось пролить немало слез, прежде, чем попасть на передовую линию. Причиной тому были опять-таки ее возраст и рост. Нас с Лией определили в один взвод четвертого батальона. Мы, снайперы, ходили на задания в паре, у нас были заранее приготовленные позиции. Там засиживались до тех пор, пока не брали на мушку фрицев и не пускали их в расход. Тогда на нас обрушивались вражеские снаряды и мины! Лия в такие минуты проявляла исключительное бесстрашие. Она не только била фашистов. Она выносила с поля боя раненых и оказывала им первую помощь».

 

Одна из сослуживиц, второй стрелок в паре, оставила такие воспоминания: «В августе 1943г. к нам в бригаду прибыла снайпер АлияМолдагулова. Хрупкая и очень симпатичная девочка из Казахстана. Ей было всего 18 лет, но к октябрю месяцу на счету снайпера было 32 убитых фашиста».

 

 

Но, наверное, самые ценные воспоминания о последних часах жизни отважной девушки оставил после себя политрук батальона, где служила АлияМолдагулова Г.В.Варшавский:

 

«В начале января мы маршем двинулись вдоль фронта к Новосокольникам. Прорвав оборону противника, наша бригада рванулась вперед севернее города Новосокольники. Вышли к железнодорожному полотну у станции Насва. Враг встретил нас шквальным огнем. Ночью мы заняли исходные рубежи для атаки. На рассвете началось наступление. Батальон, вместе с которым шли снайперы, должен был перерезать железную дорогу Новосокольники — Дно в районе станции Насва и захватить деревню Казачиха.

 

Первая линия обороны была успешно прорвана. Но вскоре противник обрушил ответный яростный огонь, и наши пехотинцы залегли. Атака захлебнулась. Вот в эту критическую минуту АлияМолдагулова встала во весь рост и крикнула: «Братья солдаты, за мной!» И по призыву девушки бойцы поднялись… Молдагулова еще три раза в этот день участвовала в отражении контратак противника. Наступление наших войск продолжалось. За ней пошла вся рота и ворвалась в траншеи врага. Взрыв мины, и Лия ранена в руку. Потом я узнал со слов бойцов, которые шли позади нас, что, несмотря на ранение, Лия не бросила автомат и подстрелила одного вражеского офицера. Но и он все-таки успел выстрелить в ответ и вторично ранил Лию. Последний выстрел остался все же за ней. С поля боя вынесли ее командир отделения разведчиков Поляков и еще трое солдат, фамилии которых я не помню».

 

АлияМолдагулова погибла 14 января 1944г. Ей шел девятнадцатый год. Николай Матвеевич Уральский, командир 54-й стрелковой бригады, подал командованию представление к присвоению АлиеМолдагуловой высочайшей боевой награды. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 4 июня 1944г. АлиеМолдагуловой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1965г. останки Алии были перезахоронены на высотке Монаково недалеко от Казачихи. На надгробной плите слова: «Здесь под вечной охраной гранита лежит казахская девушка, дочь Ленинграда АлияМолдагулова».

 

МаншукМаметова родилась в 1922 году в Урдинском   районе   Западно-Казахстанской   области. Родители Маншук рано умерли, и пятилетнюю девочку удочерила ее тетя Амина Маметова. Детские годы Маншук прошли в Алма-Ате, Когда началась Великая Отечественная война, Маншук училась   в   медицинском   институте   и   одновременно работала в секретариате Совнаркома республики. В августе 1942 года она добровольно вступила  в  ряды  Красней  Армии  и  отправилась  на фронт. В части девушка считалась лучшим пулеметчиком.
1 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему сержанту МаншукЖиенгалиевкаМаметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
-Над Родиной нависла грозная опасность: в пределы Советской страны вторглись полчища немецко-фашистских захватчиков. Заявление за заявлением о желании с оружием в руках защищать честь Отчизны подает в эти дни в военкомат МаншукМаметова. Наконец в августе 1942 года, когда враг неудержимо рвался к Волге, ее настойчивые просьбы были удовлетворены и девушка-казашка из далекой Урды, стала солдатом. В части, куда прибыла Маншук, ее оставили писарем при штабе. Но юная патриотка решила стать бойцом передней линии, и через месяц старший сержант Маметова была переведена в стрелковый батальон 21-й гвардейской стрелковой дивизии.
Недолгой, но яркой, как вспыхнувшая звезда, была ее жизнь. Маншук погибла в бою за честь и свободу родной страны, когда ей шел двадцать первый год и она только что вступила в партию. Недолгий боевой путь славной дочери казахского народа завершился бессмертным подвигом, совершенным ею у стен древнего русского города Невеля.
16 октября 1943 года батальон, в котором служила МаншукМаметова, получил приказ отбить контратаку врага.
На позиции батальона гитлеровцы обрушили шквальный огонь артиллерии и минометов. Казалось, на склоне холма, где окопались советские бойцы, не осталось ничего живого.

Но едва фашисты попытались подняться в атаку, как заработал пулемет старшего сержанта Маметовой. Его поддержали другие огневые точки. Гитлеровцы откатились назад, оставив сотни трупов. Несколько яростных атак гитлеровцев уже захлебнулось у подножия холма. Вдруг девушка заметила, что два соседних пулемета замолчали — пулеметчики были убиты. Тогда Маншук, быстро переползая от одной огневой точки к другой, начала обстреливать наседающих врагов из трех пулеметов. Еще одна атака орбита…
Враг перенес огонь минометов на позиции находчивой девушки. Близкий разрыв тяжелой мины опрокинул пулемет, за которым лежала Маншук. Раненная в голову, пулеметчица на некоторое время потеряла сознание, но торжествующие крики приближавшихся гитлеровцев заставили подняться. Мгновенно перебравшись к соседнему пулемету, Маншук хлестнула свинцовым ливнем по цепям фашистских вояк. И вновь захлебнулась атака врага. Это обеспечило успешное продвижение наших подразделений, но девушка издалекойУрды осталась лежать на склоне холма. Пальцы ее застыли на гашетке “максима”.
Родина посмертно наградила МаншукМаметову высоким званием Героя Советского Союза. Исполком Невельского горсовета присвоил имя Маншук одной из лучших улиц города. На родине героини установлен памятник. В Алма-Ате есть улица имени МаншукМаметовой. Ее имя носят десятки школ и пионерских дружин республики.

 

» Любишь жизнь — умей драться за нее». Эти слова принадлежат нашему земляку, Герою Советского Союза ТулегенуТохтарову.

Родился он 19 декабря 1920 года в селе Кара — Кудук Уланского района Восточно — Казахстанской области. Учился в казахской школе № 10 г. Лениногорска (ныне — школа им. Тохтарова ). С детства был честным, твердым в своих решениях, требовательным к себе и товарищам. Накануне войны работал наЛениногорском свинцовом заводе рафинировщиком.

Отсюда в декабрьский день 1941 года уходил в ряды Советской армии. На фронте Тулегена определили в роту автоматчиков старшего лейтенанта Соловьева. Она сражалась в рядах прославленной гвардейской дивизии, которой командовал генерал Панфилов. Молодой солдат быстро вошёл в боевую семью, в совершенстве освоил автомат.

В роте вскоре полюбили Тулегена за общительность, находчивость, отвагу. Худое, энергичное лицо парня с широко расставленными раскосыми глазами всегда было жизнерадостным.

Тулеген храбростью и отвагой нередко увлекал за собой бойцов роты, действуя смело и решительно. По всему фронту гремела слава о подвигах автоматчика Т. Тохтарова.

Вот как описывала один из боевых подвигов Тулегена дивизионная газета » За Родину»

«… Тулеген остался один в охваченном пламенем доме. Было невыносимо

 

С тех пор за ним прочно утвердилась слава бесстрашного и мужественного война.

5 февраля 1942 года отважный солдат одним из первых ворвался в село Нагаткино и огнем из своего автомата уничтожил 7 фашистов и двух взял в плен.

Тулеген мечтал вернуться на завод в родной рабочий коллектив, но вражеская пуля оборвала его жизнь. Произошло это так.

Подразделение, в котором воевал Тулеген , 10 февраля 1942 года вело тяжелый бой с противником, намного превосходящим по силе, за село Бородино. Немцы несколько раз бросались в атаку, но каждый раз отступали под смертоносным огнем панфиловцев, оставляя на поле боя много убитых и раненых.

Случилось так, что на обороняемый ТулегеномТохтаровым рубеж пошло в атаку около взвода немцев. Солдат не растерялся. В упор расстреливал он наседавших со всех сторон гитлеровцев. Во время боя Тулеген был тяжело ранен в живот. Вскоре замолчал автомат. Кончились патроны. Немцы подходили все ближе и ближе. Прямо на Тулегена бежал офицер . Превозмогая боль, гвардеец поднялся во весь рост и с автоматом наперевес бросился навстречу гитлеровцам. В несколько прыжков настиг он офицера, ударил прикладом автомата. Тот упал замертво. А Тулегена настигла вражеская пуля.

В газете » За Родину » в день 25- летия Комсомола было напечатано: » Комсомолец ТулегенТохтаров, будучи смертельно ранен, нашел в себе силу, чтобы размозжить череп немецкому офицеру — сорок девятому в этом бою».

Национальному герою Казахстана ТулегенуТохтарову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На территории Лениногорского полиметаллического комбината установлен памятник герою. Именем ТулегенаТохтарова названы один из центральных улиц городов Усть — Каменогорска и Лениногорска.

евник исследования

6.1 История моей семьи.

Свой дневник я начал с истории моей семьи.

 

Моя семья не принадлежит к знаменитым родам или к людям, имеющим большое материальное состояние. Все мои предки работали в колхозе — растили хлеб, защищали страну от врагов, воспитывали детей, радовались и огорчались от успехов и неудач, которыми так богата наша история. Мужчины служили в армии, отдавая долг родине, женщины добросовестно хранили семейный очаг и воспитывали детей. Вместе со всей страной мои предки строили и восстанавливали разрушенное в войнах хозяйство. Вносили посильный вклад и радовались трудовым и спортивным достижениям, первому в мире полёту человека в космос. Словом, вели и ведут жизнь обычных людей.

Я очень люблю свою семью и очень рад, что живу вместе с бабушкой и дедушкой. Они всегда мне рассказывают что-то новое и учат разным житейским мудростям.

6.2. Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

 

Труден и долог был путь до Берлина. Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей не утихала огненная буря.
Помнят участники Великой Отечественной, как держали в руках автоматы, как на их головы летели снаряды и бомбы, как форсировали реки, пробирались по бездорожью и болотам, дрались за каждый клочок родной земли, освобождая от захватчиков.
Память об этих событиях не подвластна времени. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру, во что бы то ни было избегать войн, хранить мир во всём мире!
На всех фронтах воевали сибиряки, среди них были и наши земляки. К величайшему сожалению, большей части защитников сегодня уже нет в живых. Осталась лишь малая часть ветеранов, которые сражались за Родину!
Это и послужило выбору темы моей научно-исследовательской работы.
Я родился  в счастливое, мирное время, но о войне знаю, и слышал  много. Ведь эта беда не обошла стороной и моих родных.
Великая Отечественная война, начавшаяся внезапно, двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, потрясла всех советских людей, которые мужественно встали на защиту своей Родины.
Прошло семьдесят  лет со Дня Победы, однако отголоски войны слышны и ныне. Мы, юное поколение, должны помнить о том, какой ценой досталась Победа. Ведь благодаря нашим дедушкам, бабушкам мы живем сейчас счастливо, благодаря их мужеству, стойкости, любви к Родине, безграничному чувству долга на нашей земле царит мир.
Война! Какое страшное слово! Война — это смерть, боль, кровь, плач детей, страдания матерей, искалеченные судьбы…От этого слова веет ужасом! Но наш народ всегда был силён и бесстрашен, поэтому и победил.
Далеко не все вернулись домой. Многим солдатам не суждено было вновь ступить на родную землю. Такое горе миновало мою семью, но Великая Отечественная война оставила свой след и в биографии моей семьи. Ведь «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой»,- поётся в известной песне из кинофильма «Офицеры».

3. Воспоминания моего дедушки.

Из воспоминаний моего дедушки  Ахмедова НуратдинаАвсаловича о жизни моего прадедушки и его братьях  я узнал много интересного.
Я хочу рассказать вам о самом  лучшем, самом любимом, самом отважном человеке, Ахмедове АвсалеТамаловиче — это мой прадедушка. Он родился 1 января 1923 года в городе Хертвизе в Аспинском районе Грузии. В 1941 году он был призван в городе Хертвиз в ряды Советской Армии и служил под Ленинградом, в ракетных войсках — сапёром. 17 января 1943 года на фронте отечественной войны получил сквозное пулевое ранение правого плечевого сустава, по поводу чего с 12 февраля 1943 года находился на излечении в ЭГ – 4657 из которого выбыл 25 марта 1943 года. На основании военно- врачебной  комиссии по ст. 49 гр.І  комиссовался. Он вернулся  на Родину в город Хертвиз.

 

 

 

31 июля  1944 году его семью по приказу И. В. Сталина, репрессировали из Грузии по национальному признаку и выслали  в Казахстан. В октябре 1944 года прибыл на спецпоселение в Джамбулскую область. С тех пор  Казахстан  и  стал нашей Родиной. Ещё из уст моего дедушки Ахмедова Нуратдина,  я узнал о том, что брат моего прадедушки Ахмедов Яша Тамалович в 1941 году ушёл на войну и не вернулся, с тех пор его считают без вести пропавшим.

 

За мужество и отвагу,  проявленные в годы Великой Отечественной войны,  мой прадед, Ахмедов  АвсалТамалович, был награждён медалями: «За отвагу», орденом  « Отечественной войны » — 1 степени. Я с гордостью отношусь к подвигу моего прадеда, он защищал свой дом, своих родных, свою Родину. Его вклад, как и вклад миллионов советских людей в разгром зловещей фашистской армии. Мы, поколение вступающие в жизнь, должны хотя бы разумом пройти дорогами победы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я думаю, что еще много узнаю о жизни своих предков, в результате поисковой работы, а затем могу передать рассказы о их жизненном пути.
Много им пришлось пережить, но они выстояли и в военное и трудовое время. Они внесли свой вклад в победу советского народа над фашистской Германией, проливая кровь, рискуя своей жизнью!
Конечно, я не застал своего прадеда  живым, он умер 29.04.2004 года, но об его подвигах мне рассказал дедушка. Память о  жизни прадеда и  его брата, который пропал  в годы Великой Отечественной войны, будет передаваться в нашей семье из поколения в поколение.чение.

Все дальше уходят вглубь истории,  грозные годы Великой Отечественной войны… Но эти годы не выветрить из памяти. 27 миллионов советских людей – такова страшная цена победы. А еще миллионы тех, кто умер от ран, от сердечных болей уже после войны.
Мы вспоминаем о той далекой войне все реже, все меньше. Но забыть вовсе не имеем права. Это все равно, что жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство, счастливую мирную жизнь. Кто умирал на той войне с таким достоинством, что смерть становилась началом бессмертия.
Годы Отечественной войны 1941-1945 годов не забудутся никогда. Чем дальше они от нас по времени, тем живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и снова сердце в груди будет биться сильно-сильно, снова выступят на глазах слезы. Слезы жалости и гордости. Лишь бы снова не было войны!
Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости. И нам, молодому, подрастающему поколению надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
…Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым –
Всем тем, кого забыть нельзя,
Поклонимся. Поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землей
Поклонимся за тот великий бой.
Поклонимся за каждый смертный бой…

Я – ученик 3 класса средней школы и в будущем постараюсь сделать  всё  возможное для укрепления благосостояния своей семьи, Родины. Я хочу стать достойным гражданином своей великой Родины – Казахстана. И кто знает, может быть, я сделаю что-нибудь значительное для своего Отечества. Но пока моя задача  хорошо учиться, а кем стану, какую профессию выберу – не знаю. Я хочу быть хорошим и добрым человеком, а хороший человек всегда оставляет свой след в истории  страны. Есть человек, есть его дела: есть история села, района, области, Отечества.

Со временем и я внесу вклад в свою семью – женюсь, у меня появятся дети. Я продолжу свой род, продолжу жизнь своих предков, ведь в моих детях будет жить частичка моего прадеда.

Важно, что через свою семью я внесу вклад в развитие своей страны. Если об этом задумываться, то сразу понимаешь, какая ответственность лежит на каждом – отвечать за жизнь такой огромной страны, как наша! Но, в то же время, это и очень радостно, — осознаешь, насколько важны и значимы для родной страны я и моя семья. Так же, как и все остальные семьи, населяющие  Казахстан.

И эта мысль наполняет меня светлой уверенностью в собственной значимости. А также уважением к остальным людям, их семьям, их традициям. Ведь из всех нас и складывается такая уникальная страна, как Казахстан.

Хочу пожелать своей Родине, чтобы было больше счастливых людей, любящих  её не на словах,  а на деле.

Теперь я знаю, что моя семья внесла большой вклад в историю нашего села.

Если мы чувствуем усталость, безвыходность в этой жизни, то нам будет достаточно в очередной раз вернуться к истории нашей Семьи, и мы почувствуем новый прилив сил.

  1. Мною была собрана информация, касающаяся родственников по отцовской линии.
  2. Я изучил сохранившиеся вещественные источники своего прадеда.
  3. Может быть, факты, изложенные в работе помогут лучше узнать, как жили простые люди в годы войны и после её окончания, работая с утра до вечера не покладая рук на благо своей родины.
  4. Чтобы на свет появилась семья нужно много встреч, свадеб, ссор, разлук, разочарований. Чтобы появился я, нужно было многим людям встретиться, соединить свои судьбы, родить детей. На это ушло много лет, десятилетий и даже веков, но это случилось, поэтому сейчас я живу и радуюсь случившемуся. Собирая факты для этой работы, мне пришлось опросить родственников. Они с удовольствием делились своими воспоминаниями, это способствовало объединению семейной династии и создавало атмосферу тепла и дружбы.
  5. В моей родне было много умных, честных и справедливых людей. Я думаю, что и мной будут гордиться мои родители, бабушки и дедушки, а также все родственники.

 

  1. Использованная литература

 

Интернет источники.

 

  1. Семейные ценности.

http://vashechudo.ru/roditeljam/semeinye-cenosti-vospitatelnaja-rol-babushek-i-dedushek.html

 

  1. Воспоминания и рассказы родственников.

 

  1. Документы и фотографии.

 

  1. Данные из отдела Архива по Меркенскому району.

 

Ғылыми жобаны толық көшіріп алыңыз

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *