Мичуринская средняя общеобразовательная школа-сад
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Мурзалина Т.К
«Дидактические игры на уроках»
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Цель дидактических игр и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам.
Чтобы обучение было успешным и плодотворным необходимо хорошее и устойчивое внимание.
Для этого, на уроках применяют
дидактические игры,
что позволяет повысить уровень развития внимания.
Введение
Учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой:
подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, — дидактическая игра.
В.А Сухомлинский в своей книге «О воспитании» писал:
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»[1]
Использование программного материала вызывает у учащихся активизацию умственной деятельности, способствует возникновению личных мотивов учения.
И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках.
В связи с этим, необходимо позаботиться о том, чтобы вовлечь учащихся в активную учебную деятельность на уроках, создавая игровые ситуации или проводя дидактические игры, которые позволят в достаточной мере, раскрепостив ученика, постепенно формировать интерес к учебе, приучать к сотворчеству с товарищами и учителем. Таким образом, через нестандартные формы обучения, можно совершенствовать и процесс управления учебной деятельностью учащихся на основе педагогики сотрудничества.
Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль делая процесс обучения интересным более эффективным, ускоряющим развитие личности младшего школьника, что и определяет актуальность темы, над которой я работаю.
Дидактические игры на уроках.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, — дидактическая игра.
Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для
того, чтобы процесс познания был более продуктивным[2]
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко
выполнять задания, соблюдать правила игры. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например:
“Кто быстрее ?”, “Не зевать !”, “Отвечай сразу.”, “Кто вернее ?” и так далее.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.
Например, при закреплении учащимися знания таблицы умножения часто используют игру “Поймай рыбку”.
Я на доске рисую речку, рыбок прикрепляю магнитиками,
на каждой рыбке записаны примеры. Рисую два огромных ведра,
на которых дети записывают примеры,
7·5 9·6 5·5 6·4
9·4 7·6
9·2 10·5 10·3
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.
Так же для закрепления знаний таблицы можно использовать игру “Самый быстрый почтальон”.
Учитель раздает ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на умножение и деление.
Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке цифры).
Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).
Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие упражнения можно строить на материале различной трудности это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры “Кто первый добежит до финиша? или «Гонка на велосипедах» А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием. Тот, кто решит быстро и правильно, может считать себя спортсменом.
На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.
Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким
Заключение
В процессе работы над темой я пришла к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке. Дидактическая игра позволяет не только активно включать учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей, способствует развитию мышления. Игра помогает учителю до учеников донести трудный материал в доступной форме.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается привлечь интерес и сконцентрировать внимание даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой глубже и ярче познают мир и окружающую действительность.
Для ребёнка младшего школьного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра имеет огромное значение в развитии психики ребёнка. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, они направлены на умственное развитие школьника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом
Вывод: Среди педагогов отмечается положительное отношение к использованию дидактической игры на уроке для наиболее эффективного обучения и развития ребенка. Учащимся нравятся уроки с игрой, и они с удовольствием участвуют в них. Поэтому необходимо на уроках математики применять игры
Когда дети играют, они активно включаются, двигаются, думают, считают и все хотят участвовать.
Список литературы
1 Сухомлинский В.А. О воспитании.; М., 1985.
2 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т 1. – М.: Просвещение, 1960. – 164 с.
3 Г. В. Дюдяева, Н. В. Долбилова О воздействии системы устных упражнений на успеваемость младших школьников по математике // Учитель — ученик: проблемы, поиски, находки: Сборник научных трудов. Выпуск 8
4 Дидактический материал к урокам математики 3 класс, « Алматыкітап» баспасы., 2011.
Учебные программы по предметам 1-4 .,20
Приложение
Игры на уроках
Игра «Математические бусы».
Из разных цифр я сделала бусы, а в тех кружках где цифр нет, расставь их ты, вот мой совет.
Игра «День — ночь».
Целью этой игры является закрепление понятия «сутки», определения времени с точностью до 1 часа (при 24 часовом исчислении). Учитель показывает время на часах и картинки с иллюстрациями. Дети называют время, используя 24 часовой отчет
Игра «Отгадай число»
Я загадал число, если из него вычесть 10, то получится 30.
Какое число я загадала?
Игра «Вычислительная машина»
Смысл игры в том, что задано некое исходное число, затем «Вычислительная машина» с помощью указанных действий преобразует его и «выдаёт» результат
Игра «Кто больше?»
На доске предварительно выставляются карточки с ответами, и дети составляют и называют больше выражений с указанными ответами
Игра «Математические весы»
Используется изображение весов, также карточки с числами или выражениями. Весы находятся в равновесии.
На одной чаше весов закрепляется число или выражение, детям предлагается подобрать выражение, чтоб получилось
верное равенство.
Игра «Найди солнышко».
На доске вывешены «тучки», за каждой из которых записаны выражения. Дети по очереди открывают «тучки», выполняют вычисления, а нашедший «солнышко» сам задаёт выражение классу.
Приложение №3
Перечень игр, используемых в рамках данного эксперимента:
Серпантин одной фразы. (Урок русского языка)
В игре отрабатывалось умение пользоваться распространёнными предложениями, умение строить сложное предложение, развивались воображение и внимание.
Суть игры — учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения.
Например:
Учитель: «Дубовый стол».
Ученик 1: «Старинный дубовый стол».
Ученик 2: «В комнате стоит старинный дубовый стол» и т.д.
Составление изображений. (Внеклассное занятие)
Этот тест позволяет диагностировать воображение и образное мышление.
Перед ребятами стоит цель – нарисовать рисунок, пользуясь следующим набором фигур:
О единственном и множественном числе. (Урок русского языка)
Я буду называть вам слово в единственном числе, а вы должны сказать во множественном. (Развитие мышления и внимания)
кот – коты
плот – плоты
беда –
мука –
крот –
дуга –
рука –
человек –
слива –
грива –
еда –
Мужской и женский род. (Урок русского языка)
Я буду называть вам существительные мужского рода, а вы скажите соответствующее ему существительное женского рода. (Развитие мышления и внимания)
повар – повариха
купец –
певец –
портной –
моряк –
учёный –
вахтёр –
танцор –
пловец –
Женский и мужской род. (Урок русского языка)
Я буду называть существительное женского рода, а вы скажите соответствующее ему существительное мужского рода. (Развитие мышления и внимания)
коза –
оса –
ворона –
балерина –
женщина –
собака –
кошка –
тигрица –
лошадь –
корова –
Ваза. (Урок изобразительного искусства)
Внимательно посмотрите на эту вазу.
Как она выглядит? Что её украшает? А теперь найдите эту вазу среди остальных.
Почему ответил(а) именно так? Чем эта ваза отличалась от другой (узором, цветом)?
Буквы заблудились. (Урок литературного чтения)
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку и назвать правильное слово. (Развитие внимания и мышления)
Внимание!
Закричал охотник: — Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!
На виду у детворы
Крысу (крышу) красят маляры.
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки (маки) выросли на грядке.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами. А. Шибаев
Вспомните, в каких словах были допущены ошибки. Назовите правильные слова.
От слову к рассказу. (Внеклассное занятие)
На карточке написаны несколько слов, постарайтесь их объединить в один рассказ. Рассказ может быть необычным и даже чем-то похож на небылицу. (Развитие мышления и воображения)
Слова: поляна, колесо, чашка, крокодил, нора, лупа, весна, ведро.
Выведение следствий. (Внеклассное занятие)
Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт, если …». Задача детей дать как можно полные и оригинальные ответы на поставленный вопрос. Вопросы написаны на индивидуальных карточках. (Развивает воображение и мышление)
Список примерных вопросов:
«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»
«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»
«Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?»
«Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?»
«Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»
Тропинка. (Минутка отдыха)
Все дети выстраиваются друг за другом за учителем и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде учителя они переходят воображаемые препятствия. (Развитие воображения и внимания)
«Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная трава. Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи. Одна, вторая, третья. Снова спокойно идём по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли болото, снова идём спокойно. Что это? тропинка стала мокрой и липкой от раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Вновь стала хорошая дорога. Расходимся по своим местам».
Аппликация. (Урок трудового обучения)
Попробуйте заняться аппликацией, но не совсем обычной. Её необычность будет заключаться в том, что для наклеивания необходимо использовать ровно 10 деталей разного цвета, но одинаковой формы. (Развитие мышления и воображения)
Кто-то делает из кругов, второй – из треугольников, третий – из квадратов и т.д.
Не забудьте придумать своей картине название.
Игра слов. (Урок русского языка)Вставьте слова, которые служили бы окончанием первого слова и началом второго (развитие мышления и внимания):
обы (…) ка
ст (…) к
пе (…) ол
по (…) карь
са (…) он