КГУ Мичуринская средняя общеобразовательная школа –сад
Провела учитель начальных классов: Мурзалина Т.К.
Тема урока: «Умножение и деление на 10 и 100″
Тип урока — освоение новых знаний
Цель: создать условия для выведения правила умножения и деления на 10 и 100 через проблемную ситуацию
Задачи:
Образовательные: познакомить с приёмом умножения на 10 и 100;познакомить с приёмом деления на 10 и 100; закреплять таблицу умножения.
Развивающие: развивать вычислительные навыки; развивать логические операции.
Воспитательные: воспитывать умение вести учебный диалог; совершенствовать коммуникативные навыки.
Методы: наглядный –словесный..
Формы работы – коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: опорные таблицы; карточки для индивидуальной работ; учебник математики.
Ход урока
- Орг. момент.
Настрой учащихся на удачу.
- Актуализация знаний. Устный счет
1.Блиц опрос (повторение таблицы умножения)
1)У одного кресла 4 ножки. Сколько ножек у 5 кресел?(20)
2)У Вадима 8 значков, а у Марата – в 3 раза больше. Сколько значков у Марата? 24
3)У сосны хвоинки живут 3года, а у ели – в 6 раз дольше. Сколько лет живут хвоинки ели? (18 лет)
- кусков сахара положили в 3 стакана поровну. Сколько кусков сахара в каждом стакане? (По 2)
5)У Серика 27 белых и 9 серых голубей. Во сколько раз больше у Серика белых голубей, чем серых? (27:3=9) в 9 раз
2.Работа у доски. Вставь пропущенные числа (по 1 ученику у доски)
*3* *7 *3* ** *5*
+2*8 -3* -4*6 +57 +3*9
385 59 411 84 694
3) На доске:
30, 27, 42, 36, 33, 39, 24
— Расположите числовой ряд в порядке убывания. (42, 39, 36, 33, 30, 27, 24)
— Что вы замечаете? (числа уменьшаются на 3)
— На какие группы их можно разбить. (чётные и нечётные)
— Дай характеристику числу 27. (предыдущее — 26, последующее — 28, состоит из двух цифр — 2 и 7. Число можно представить суммой разрядных слагаемых 20 и 7. В этот числе 2 десятка, 7 единиц или 27 единиц)
— Выразите число 27 в разных единицах измерения. (27 см., 2 дм. 7 см.)
— Какое число будет лишним в ряду чисел и почему? (30 — круглое)
— Расшифруйте слово круглый. (числа, которые оканчиваются на 0)
— Назовите самое маленькое круглое двузначное число, трёхзначное число. (10, 100)
— Приведите примеры круглых чисел.
4) Работа в тетради.
Минутка чистописания. 30
III Открытие новых знаний
а) приёмы умножения на 10 и 100
— Прочитайте задачу для себя.
На доске:
В детский сад для детей купили 10 мячей по 25 тенге.
Сколько денег заплатили за мячи? |
— Запишите решение задачи. Что вы записали?
(разные мнения: 25·10=250, 25+25+25+…=250, 10+10+…=250)
На доске:
25·10=250
10·25=250
25+25+25+25+25+25+25+25+25+25=250
10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10+10=250
— Сравните записи умножения и сложения
— Сравните полученный результат
— Какой из этих способов рациональней? (25·10=250 так как он короче)
— Как получили результат при умножении? (умножение заменили сложением)
— Что вы заметили в этом выражении (при умножении числа на 10 к нему приписывают справа один нуль)
— Давайте проверим ваше наблюдение на других выражениях
На доске: | В рабочих тетрадях | ||||||||
|
|
|
|
|
— Посмотрите на запись выражений. Какую закономерность вы заметили?
(при умножении числа на 10 к нему можно приписать справа один нуль)
При умножении числа на 10 к нему можно приписать справа один нуль |
— А если числа умножить на 100? ( получится 200, 400, 500, 700)
|
|
Как получили результат умножения чисел на 100?
Версия учителя — сложение одинаковых слагаемых
Версия учеников — при умножении числа на 100 к нему можно приписать справа два нуля)
При умножении числа на 100 к нему можно приписать справа два нуля |
Физминутка( под музыку)
б) Приёмы деления на 10 и 100
— Назовите операцию, обратную умножению (деление)
На доске:
Деление — операция, обратная умножению |
— Составьте обратные выражения, чтобы делитель был 10, 100
20:10=2 40:10=4 50:10=5 70:10=7 |
— Какую закономерность вы заметили? (при делении числа на 10 справа от него можно отбросить один нуль, а при делении на 100 — два нуля)
На доске:
При делении числа на 10 справа от него можно отбросить один нуль, а при делении на 100 — два нуля |
- Воспроизведение нового материала
Работа с учебником с. 3 № 2 (а,б) Устно.
№ 4.Объясни, как составлены столбики. Запись 3 и 4 столбика в тетради.
Решение задачи. .4 №7 (1 ученик у доски)
Прочитайте задачу.
О ком говорится в задаче?
Куда ехали дети?
Что известно из условия?
Что нужно узнать?
- Закрепление (Работа по карточкам в паре)
- Запись домашнего задания с.3-4 запомнить правила
Карточки- (для тренировки в вычислениях на новое правило)
Составьте три простых задачи на новое правило
VII. Подведение итогов урока
— Как умножить число на 10, на 100?
— Как разделить число на 10, на 100?
VIII. Рефлексия “Волшебный светофор”
— красный цвет, если испытываете затруднение;
— жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить.
— зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.
Объявление оценок.