А.Ш. Жумакешова
учитель русского языка и литературы СШ№42.,
г. Актөбе
Цель урока:
Раскрыть идейное содержание рассказа , приобщить к искусству слова и тем самым воздействовать на их взгяды, убеждения
Ожидаемые результаты:
— Смогут раскрыть идейное содержание рассказа
— Смогут познакомить с такими понятиями как «романтизм», романтический герой»
— Смогут проанализировать легенды, сопоставить главных героев легенд
Ларру и Даноко
— Смогут формировать читательскую позицию
Тип урока: комбинированный
Метод работы: по технологии критического мышления.
Эпиграф:
« В жизи всегда есть место подвигам»
М. Горький
І — Вызов интереса
( Учащиеся выступают с сообщениями по биографии М. Горького)
Романтизм – особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально- конкретных связей человека с окружающей действительностью,изоброжение исключительной личности,часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленнойк далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом с людми.
ІІ – Осмысление
Работа в группах
Герои предстают в романтическом пейзаже. 1 группа — Приведите примеры, доказывающие это. 2 группа — Работает по легенде Ларре. Какой поступок совершает герои ? . (Из- за гордыни Ларра убивает девушку) Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? ( одиночество и вечное существование, бессмертие). Как складывается отношения между Ларры и толпой? Работа с текстом. ( Ларра презирал людей и думал, что может обойтиь без них. За эгоизм и высокомерие люди возненавидели его.)
3 группа — « -Что сделаю я для людей І? — сильнее грома крикнул Данко» Работает по легенде Данко ( Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии) Как складывается отношения между Данко и толпой? Работа с текстом.) Сначала люди «посмотрели и увидели, что он лучший из них». Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они « стали роптать на Данко», так как путь оказался трудным, толпа разочаровалось в Данко.
4 группа делает вывод. « Последнее слово скажу Я»
Мы видим, что Ларра – романтический антиидиал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко- романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
Стратегия «Мозговой штурм»
- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? ( Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – самое таинственное, романтическое время суток)
- Какие природные образы вы могли бы выделить? (эпитеты,олицетворение, метафру)
- Какие природные образы вы могли бы выделить? ( лес, каменные деревья, болота, тьма)
- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? ( Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять)
4 группа делает вывод. « Последнее слово скажу Я»
- Только в таком пейзаже , примоском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды О Ларре и Данко
Стратегия карта – Т
Сопоставление образов
Критерии 1. Отношение к толпе 2. Толпа- герой 3. Отличительная черта характера 4. Поступки , совершаемые героями . 5. Отношение писателя к героям
Данко | Ларры |
-любовь, жалость, желание помочь людям |
|
Толпа – герой | |
Данко – конфликт | Данко – конфликт |
Отличительная черта характера | |
любовь, сострадание, смелость, милосердие, мужество умение подавить гордыню | Гордыня, эгоизм,крайний индивидуализм, жестокость |
Поступки совершаемые героями | |
Подвиг ради любви к людям, добрые поступки | Зло, преступление |
Отношение писателя к героям | |
Идеал, воспевает его красоту, смелость, подвиг ради любви к людям | Антиидиал, осуждает его поступки, античеловеческую сущность |
Отношение к жизни | |
Готов пожертвовать своей своей жизнью ради спасения людей. | Берет от жизни и людей все, но ничего не отдает взамен |
Рассказ называется « Старуха Изергиль». Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький ? ( главной героиней рассказа является все- таки старуха Изергиль? ( ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем) Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)
- Как вы думаете, почему именно легендой о Данке заканчивается рассказ? Это вырожение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.
Сравните природу в легендах о Ларре и Данко.
Во всех трех частях решается, по существу, один вопрос: в чем смысл жизни человека? Тема рассказа – осуждение крайгего индивидуализма и утверждение героического начала.
ІІІ — Рефлексия
« Последнее слово скажу Я»
Одиночество страшнее смерти: Это самое страшное наказание для человека. В служений обществу- подлинный смысл человеческой жизни, отдать жизнь за людей – вот величайее счастье, доступное человеку.