Петропавл қаласы
«Ақ бота» бөбекжай-бақшасы» МКҚК
Тәрбиеші: Рамазанова Айжан Жасұланқызы
Орыс тілі мұғалімі: Кошкенова Ботагоз Қошқарбайқызы
Білім беру саласы: Қатынас. Коммуникация
Ұйымдастырылған оқу іс-әрекеті: Тіл дамыту.Развитие речи.
Сабақтың тақырыбы: «Орманды елде»,«В Лесной стране»
Сабақтың мақсаты: Формировать понятие « дикие животные»; углублять представление о диких животных , их внешнем виде, об отношении человека к ним , о месте
обитания, о пользе, приносимой животными человеку; учить узнавать животных, по голосам; учить задавать вопросы и отвечать на них; развивать речь, мышление,внимание, память детей; воспитывать у дошкольников заботливое отношение к животным.
Әдіс-тәсілдер: беседа о животных ; рассказ- обьяснение.отгадывание загадок, игра « Назови детенышей».
Көрнекіліктер:: сюжетные картины с изображением диких животных, декорации(деревья, цветы , трава ; музыкальный центр, проектор, экран.
Билингвальдық компонент: Лес –орман, волк- қасқыр, лиса –түлкі, заяц- қоян, медведь-аю, еж –кірпі, белка-тиын.
Мотивационно – побудительный этап.
Педагог предлагает детям стать в круг.
Ребята,сегодня у нас необычный день.К нам пришли гости.Давайте поздороваемся с ними.
Доброе утро! Қайырлы таң!
Мы желаем-
Денсаулық-здоровья.
Мы желаем-
Қуаныш-радости.
Мы желаем
Мейірім-доброты.
Мы желаем-
Шуақты күн-солнечного дня!
Давайте порадуем наших гостей своими знаниями и покажем,как мы умеем заниматься.
Педагог: Под тихую музыку читает стихотворение И.С. Никитин.
Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят .
В ярком золоте день утопает.
И ручьи по оврагам шумят…
Педагог: Ребята скажите, о каком времени года говорится в стихотворений?
Дети: О времени года – весна.
Педагог: Как будет «весна» на казахском языке?
Дети: Көктем.
Педагог: А какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март- наурыз, сәуір- апрель, мамыр- май.
Педагог: Назовите приметы весны.
Дети: Солнце светит ярче; прилетают ласточки, на деревьях набухают почки и появляются листья, трава зеленая. (Когда дети называют приметы, педагог показывает иллюстрации).
Мотивационно побудительного этапа дети сидят на ковре полукругом вокруг картины с изображением деревьев.
(Звучит аудиозапись шума леса). Детям сообщается, что сегодня будет
Необычное занятие.
Педагог: Ребята. Посмотрите вокруг. Как думаете. Где мы находимся? (В лесу).
Правильно.мы оказались в Лесной стране.Слово «лес» на казахском языке будет
«орман».( Дети повторяют).
Организационно-поисковый этап начинается с дидактической игры
Посмотрите, какая красивая поляна! Здесь живут разные звери.
«Отгадай по звуку лесное животное»:
рядом у педагога картинки с изображением диких животных;
звучат голоса волка,лисы и медведя.
Дети узнают животных по голосу, находят картинку с их изображением,
Которую размещают на мольберте и называют лесное животное на русском
и казахском языках, затем дают характеристику.
Дети: Это мишка косолапый ,неуклюжий .Зимой он спит в своей берлоге, а весной просыпается.
Дети: Это зайка . У него длинные ушки и короткий хвост . Кормится веточками деревьев . Он боится волка и лису.
Дети: Это лисичка-сестричка.У нее яркая рыжая шубка и длинный хвост. Лиса – умная, хитрая, модница.
Дети: Это серый волк –зубами щелк .Он всегда голодный .
Педагог: Спасибо, ребята , за интересные рассказы, а сейчас я вам прочитаю загадки про лесных животных. Если правильно отгадаете загадку, то это отгаданное лесное животное появится на экране. Слушайте внимательно.
Педагог: Комочек пуха , длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку .
Дети: ( Заяц –қоян).
Педагог: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. А я вам хочу сказать, что
Педагог: Зайчик летом серого, а зимой белого цвета. Питается заяц травой, овощами и древесной корой, особенно любит капусту и морковку.
(Показывает изображение зайца зимой и летом). Слушайте следующую загадку.
Педагог: Всех зверей она хитрей , шубка рыжая на ней, пышный хвост-ее краса, этот зверь лесной- (лиса- түлкі).
Педагог: Вы, ребята, молодцы. Это лиса. Она питается яйцами птиц,
Самими птицами, рыбой,может съесть крупных насекомых,а также
Любит ягоды,спелую малину и землянику.
О ком же следующая загадка?
Кто зимой холодной в лесу бродит злой голодный?
Педагог: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали, это волк. Послушайте,
Что я вам скажу интересного про волка. Волки живут в стае, они серо-бурого
цвета, питаются лосями,лошадьми и другими животными.
Кто ,большой и косолапый,мед достал из улья лапой?
Скушал сладость- и реветь, А зовут? Его (медведь-аю ).
Медведь – крупный хищник зверь, но в основном питается растениями
В голодное время питается травой , мхом и древесной корой.
Дидактическая игра «Кто спрятался?» На мольберте вывешан домик с
пустыми 4 окошками. Педагог в каждое окошко ставит по животному
(волк, лиса, медведь, заяц) и показывает детям.
Дети играют с удовольствием, выполняя следующие правила игры: они
Закрывают глаза, педагог поочередно прячет одного из животных, дети
Должны назвать его на русском и казахском языках.
Педагог: Где живут дикие животные ?
Дети: Дикие животные живут в лесу.
Дети: Медведь-в берлоге спит, лиса и заяц қоян-в норе, волк-в лесу.
Педагог: Балалар, міне осы айтылған жануарларды біз сергіту сәтінде бойымызды жаза отырып, әуенмен жүрісін салайық. Олай болса, ортаға шеңбер бойына жиналыңдар.
Мысалы: Алихан –аю, Даяна –түлкі, Бахтияр –қасқыр, Айлана –қоянның жүрісіне салып көрсетеді.
(Балалардың бастарына жануарлардың атрибуттарын кигізу)
Педагог: Ортамызға аюды шақырамыз.
Аю: Кезіп ішін орманның,
Қаңғи берме қорбаңым,
Қалың нудан бал таңдап,
Қаңғи берме балпаңдап.
Аю былай жүреді.(Аюдың жүрісін көрсетеді)
Ортамызға түлкіні шақырамыз.
Түлкі деген қу еткен,
Жүрген жерін шу еткен.
Түздің жылпос бұл аңы,
Артында көп ылаңы.
Түлкі былай жүреді (Түлкінің жүрісін көрсетеді)
Ортамызға қасқырды шақырамыз.
Қасқыр . Қаңғырамын үйім жоқ,
Ауылдардың иті көп.
Ұрлық – зорлық кәсібім.
Тамақтанар нәсібім.
Касқыр былай жүреді. ( Қасқырдың жүрісін көрсетеді)
Ортамызға қоянды шақырамыз.
Қоян, Қоян, сұр қоян.
Қыстың күні ақ қоян.
Қысы-жазы жортамың.
Аңдардан да қорқамын.
Қоян былай жүреді.(Қоянның жүрісін көрсетеді).
-Игра «Назови детенышей».
Педагог: кидает мяч ребенку, называет животного .Ребенок называет детеныша и возвращает мяч.
У медведя- медвежата.
У волка- волчата.
У лисы- лисята.
У зайца – зайчата.
У белки –бельчата.
У ежа –ежата.
У тигрицы –тигренок.
У оленя –олененок.
На рефлексивно-корригирующем этапе дети отвечают на вопросы: О каких животных мы сегодня говорили .( О диких животных?) Где они живут? (Дикие животные живут в лесу). Как мы их называем: дикие, лесные или домашние? Дикие.
Педагог: Ребята, мне понравилось как вы работали, молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: ( прощаются с гостями):
Біз ақылды баламыз
Айтқан тілді аламыз
Бүгінгі келген қонаққа
Сау болыңыз деп,айтамыз
Күтілетін нәтиже:Уметь строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы полным ответом , внимательно слушать и отгадывать загадки.
Білу керек: таких диких животных,как : заяц, лиса , волк, медведь.
Біледі: представление о животных, которые живут в лесу.