Акмолинская область
Шортандинский район, поселок Жолымбет
Жолымбетская средняя школа №1
Муканова Гульнара Аманжёловна
Урок по функциональной грамотности чтения
Работа по тексту «Берёза»
Цель — развитие читательской грамотности на уроке русского языка:
*умение находить в тексте информацию, заданную в явном виде;
*умение интерпретировать текст; находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;
*умение осмысливать и оценивать текст.
Задания к тексту способствуют развитию умений:
*связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
*сопоставлять утверждения, сделанные в тексте, со своими представлениями о мире;
*вести внутренний диалог с автором: искать доводы в защиту своей и авторской точки зрения.
Характеристика аудитории:
Класс : 8
Где может использоваться текст: на уроках русского языка и литературы; на уроках внеклассного чтения; на классном часе; на уроках развития речи.
Форма работы: парная.
Характеристика текста:
Структура: сплошной, простой текст.
Стиль: художественный.
Тип речи: повествование.
Характеристика задачи:
Тип задачи: интерпретационная, позиционная
Уровень сложности: средний.
Структура задачи:
*задание 1 (понимание текста на уровне содержания)
* задание 2 (поиск и выявление информации)
* задание 3 (понимание текста, о чём именно написано)
* задание 4 ( рефлексия на содержание, интерпретация вопроса)
*задание 5 (поиск и выявление информации, проверка знания текста)
* задание 6 (интерпретация)
*задание 7 (умение находить информацию, заданную в явном виде)
*задание 8 (рефлексия на содержание)
* задание 9 (понимание текста и аргументация)
*задание 10 (рефлексия на содержание, привлечение дополнительных знаний из личного опыта)
* задание 11 (обращение к нравственной теме пословицы, её понимание и умение раскрыть тему)
Берёза
Берёза росла в лесу с трёмя маленькими дочками – тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями она защищала их от ветра и дождя. А жарким летом – от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать. « Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево в лесу».
Не успела Берёза – мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в неё и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить её, но она всё-таки стояла. Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях , ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой поверженный ствол зарастёт мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими словами ствол Берёзы-матери рухнул, не задев при падении ни одной из тонкоствольных берёзок-дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле них лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как бьётся в нём материнское сердце…
(По М. Скребцовой)
Задания к тексту:
- О чём этот текст?
……………………………………………………………………………………..
- Выбери правильный ответ.
А) В тексте рассказывается о грозе.
Б) В тексте рассказывается о берёзах.
С) В тексте рассказывается о любви матери к детям.
- Предложи свои 2-3 варианта заглавия.
……………………………………………………………………………………..
- Выбери заголовок, в котором отражается тема текста. Отметь его значком.
А) Старый пень.
Б) Материнское сердце.
С) Берёза.
- Вставь вместо пропусков подходящие по смыслу слова.
Берёза росла в лесу с … маленькими дочками — … берёзками. Своими … ветвями она защищала их от ветра и дождя. А летом – от … солнца. Берёзки… подрастали и радовались жизни.
- Соедини стрелками слово и его лексическое значение.
Трепетать – обжечь со всех сторон
Опалить – испытывать страх, ужас
Поверженный – внутренняя часть ствола
Сердцевина – упавший, опрокинутый, поваленный
- Выбери из данных прилагательных то, которое встречается в тексте.
Гроза (мощная, сильная, крепкая)
Треск (громкий, оглушительный, тихий)
Ветви (тонкие, раскидистые, прочные)
Земля (влажная, умытая, плодородная)
Солнце (горячее, палящее, лучистое)
8. Посмотри на кластер и расскажи, что случилось с берёзой.
Гроза Ливень Молния
\ /
разыгралась пытался повалить ударила
- Подбери пословицу, которая раскрывает тему текста.
Мать кормит детей, как земля – людей.
Материнский гнев что весенний снег: много выпадает, да скоро растает.
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
- Прочитай последний абзац текста и напиши, о чём ты задумался после прочтения этого текста.
………………………………………………………………………….
- Разноуровневое домашнее задание:
Уровень А. Перескажите текст близко к содержанию.
Уровень В. Написать изложение по данному тексту.
Уровень С. Написать эссе на одну из тем по заданию 9.
Примерные рекомендации к оцениванию разноуровневого задания
(домашнее задание)
Уровень А. Перескажите текст близко к содержанию.
2 балла – подробный пересказ текста.
1 балл –нарушена логическая последовательность в пересказе.
0 баллов – нет ответа.
Уровень В. Написать изложение по данному тексту.
2 балла – подробно, логически последовательно изложен текст. Фактические ошибки отсутствуют, достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
1 балл – нарушена последовательность изложения текста. Имеются отдельные фактические неточности. Синтаксические конструкции однообразны.
0 баллов – допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей, крайне беден словарь. Нарушено стилевое единство текста.
Уровень С. Написать эссе на одну из тем задания 9.
2 балла – представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы, дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни.
1 балл – представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы, но нет точной аргументации.
0 баллов – проблема не раскрыта, нет чёткой аргументации.
Выводы
*Читательская грамотность помогает человеку достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, обеспечивая, например, возможность закончить учебное заведение или найти работу.
*Читательская грамотность помогает удовлетворить менее конкретные и близкие желания – расширять и обогащать личную жизнь.
*Читательская грамотность помогает человеку «участвовать в социальной жизни», позволяет не только вносить вклад в жизнь общества, но и удовлетворять свои собственные нужды – и социальные, и культурные, а также политическую грамотность.
*Читательская грамотность делает человека более критичным и независимым, создавая условия для личной победы.
[bws_related_posts]