Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Урок по функциональной грамотности чтения (Презентация)

Урок по функциональной грамотности чтения (Презентация)

1409294-bigthumbnailАкмолинская область

Шортандинский район, поселок Жолымбет

Жолымбетская средняя школа №1

Муканова Гульнара Аманжёловна

Урок по функциональной грамотности чтения

Работа по тексту «Берёза»

Цель — развитие читательской грамотности на уроке русского языка:

 *умение находить в тексте информацию, заданную в явном  виде;

*умение интерпретировать текст; находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы;

*умение осмысливать и оценивать текст. 

Задания к тексту способствуют развитию умений:

*связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

*сопоставлять утверждения, сделанные в тексте, со своими представлениями о мире;

*вести внутренний диалог с автором: искать доводы в защиту своей и авторской точки зрения.

Характеристика аудитории:

 

Класс : 8

Где может  использоваться текст: на уроках русского языка и литературы; на уроках внеклассного чтения; на классном часе; на уроках развития речи.

Форма работы: парная.

 

 Характеристика  текста:

 

Структура: сплошной, простой текст.

Стиль: художественный.

Тип речи: повествование.

 

Характеристика задачи:

 

Тип задачи: интерпретационная, позиционная

Уровень сложности: средний.

 

Структура задачи:

 

*задание  1 (понимание текста на уровне содержания)

* задание 2 (поиск и выявление информации)

* задание 3 (понимание текста, о чём именно написано)

* задание 4 ( рефлексия на содержание, интерпретация вопроса)

*задание 5 (поиск и выявление информации, проверка знания  текста)

* задание 6 (интерпретация)

*задание 7 (умение находить информацию, заданную в явном виде)

*задание 8 (рефлексия на содержание)

* задание 9  (понимание текста и аргументация)

*задание 10 (рефлексия на содержание, привлечение дополнительных знаний из личного опыта)

* задание 11 (обращение к  нравственной теме пословицы, её понимание и умение раскрыть тему)

Берёза

 

Берёза росла в лесу с трёмя маленькими дочками – тонкоствольными берёзками. Своими раскидистыми ветвями она защищала их от ветра и дождя. А жарким летом – от палящего солнца. Берёзки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие берёзки трепетали от страха. Берёза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать. « Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я – самое высокое дерево  в лесу».

Не успела Берёза – мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в неё и опалила сердцевину ствола. Берёза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить её, но она всё-таки стояла. Ни на минуту Берёза не забывала о своих детях , ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ствол Берёзы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить моё сердце. Мой поверженный ствол зарастёт мхом  и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нём никогда». С этими словами ствол Берёзы-матери рухнул, не задев при падении ни одной из тонкоствольных берёзок-дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные берёзки. А возле них лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредёте в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Берёзы – он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы наверняка услышите, как бьётся в нём материнское сердце…

 

(По М. Скребцовой)

Задания к тексту:

 

  1. О чём этот текст?

……………………………………………………………………………………..

 

  1. Выбери правильный ответ.

А) В тексте рассказывается о грозе.

Б) В тексте рассказывается о берёзах.

С) В тексте рассказывается о любви матери к детям.

 

  1. Предложи свои 2-3 варианта заглавия.

……………………………………………………………………………………..

 

  1. Выбери заголовок, в котором отражается тема текста. Отметь его значком.

А) Старый пень.

Б) Материнское сердце.

С) Берёза.

  1. Вставь вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

Берёза росла в лесу с … маленькими дочками — … берёзками. Своими … ветвями она защищала их от ветра и дождя. А летом – от … солнца. Берёзки… подрастали и радовались жизни.

  1. Соедини стрелками слово и его лексическое значение.

Трепетать – обжечь со всех сторон

Опалить – испытывать страх, ужас

Поверженный – внутренняя часть ствола

Сердцевина – упавший, опрокинутый, поваленный

 

  1. Выбери из данных прилагательных то, которое встречается в тексте.

Гроза (мощная, сильная, крепкая)

Треск (громкий, оглушительный, тихий)

Ветви (тонкие, раскидистые, прочные)

Земля (влажная, умытая, плодородная)

Солнце (горячее, палящее, лучистое)

 

8. Посмотри на кластер и  расскажи, что случилось с берёзой.
Гроза                                       Ливень                               Молния
\                                                                                           
/
разыгралась                    пытался повалить                   ударила

  1. Подбери пословицу, которая раскрывает тему текста.

Мать кормит детей, как земля – людей.

Материнский гнев что весенний снег: много выпадает,  да скоро растает.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

 

  1. Прочитай последний абзац текста и напиши, о чём ты задумался после прочтения этого текста.

………………………………………………………………………….

 

  1. Разноуровневое домашнее задание:

Уровень А. Перескажите текст близко к содержанию.

Уровень В. Написать изложение по данному тексту.

Уровень С. Написать эссе на  одну из тем по заданию 9.

Примерные рекомендации к оцениванию разноуровневого задания                  

                                                         (домашнее задание)

 

Уровень А. Перескажите текст близко к содержанию.

2 балла – подробный пересказ текста.

1 балл –нарушена логическая последовательность в пересказе.

0 баллов – нет ответа.

 

Уровень В. Написать изложение по данному тексту.

2 балла – подробно, логически последовательно изложен текст. Фактические ошибки отсутствуют, достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

1 балл – нарушена последовательность изложения текста. Имеются отдельные фактические неточности.  Синтаксические конструкции однообразны.

0 баллов – допущено много фактических неточностей, нарушена последовательность изложения мыслей, крайне беден словарь. Нарушено стилевое единство текста.

 

Уровень С. Написать эссе на одну из тем задания 9.

2 балла – представлена собственная точка зрения при раскрытии проблемы, дана  аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни.

1 балл – представлена  собственная точка зрения при раскрытии проблемы, но нет точной аргументации.

0 баллов – проблема не раскрыта, нет чёткой аргументации.

Выводы

 

*Читательская грамотность помогает человеку достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, обеспечивая, например, возможность закончить учебное заведение или найти работу.

 

*Читательская грамотность помогает  удовлетворить менее конкретные и близкие желания – расширять и обогащать личную жизнь.

 

*Читательская грамотность помогает человеку «участвовать в социальной жизни», позволяет не только вносить вклад в жизнь общества, но и удовлетворять свои собственные нужды – и социальные, и культурные, а также политическую грамотность.

 

*Читательская грамотность делает человека более критичным и независимым, создавая условия для личной победы.

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *