Людвиг ван Бетховен
1770 — 1827
крещен 17 декабря, Бонн — 26 марта, Вена
Людвиг ван БЕТХОВЕН — одно из величайших явлений мировой культуры.
В творчестве Бетховена запечатлелось великое пробуждение народов, героика и драматизм революционной эпохи.
«Вы должны меня видеть счастливым, насколько суждено мне это здесь, на земле, а не несчастным… я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся »
Из письма князю Лихновскому: «Князь! Тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же — лишь один»
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»
Людвиг Ван Бетховен
«Бетховен первый заставил музыку заговорить новым языком, запрещенным до того времени — языком страсти»
«Встречаются полубоги, которые умеют жить при… ужасных условиях и даже жить победоносно; и если вы хотите услышать их одинокие песни,— слушайте музыку Бетховена» Фридрих Ницше
«Бетховен не написал бы своих симфоний, не будь его жизнь полна страданий: тот, кто прожил безоблачную жизнь, не поймет симфоний Бетховена»
Андре Моруа
«Моцарт является любимым спутником сердец, познавших любовь, и умиротворенных душ. Подлинные же страдальцы охотнее всего бросятся в объятия великого утешителя — великого безутешного Бетховена, страдавшего, как никто»
Ромен Роллан
«Бетховен, сильный благодаря своему гению, как борец, скорбный в своей обездоленности, лучезарный, как небесный вестник,— Бетховен, вот кто решительно обозначил переход нашего искусства от его вдохновенной юности к первому периоду зрелости. Его деятельность настолько изменила поступь,.. самую осанку искусства, что никто уже не мог отрицать новую эру в музыке»
Ференц Лист
«Бетховен… только и думал об истории и всем человечестве… Это Шекспир масс»
В. Стасов
Родился в Бонне (Германия) в семье музыканта. Отец, обнаружив у сына талант, начал обучать его игре на фортепиано. Жестоко расправляясь с ним при малейших неудачах, он чуть было не отбил у мальчика вкус к музыке. К счастью, необыкновенно одаренным ребенком вскоре занялись другие боннские музыканты. Серьезные занятия начались в 1782 году, когда Бетховен познакомился с известным музыкантом и композитором Готлибом Нефе, который стал его первым настоящим учителем. В 1792 году, после смерти отца, Бетховена посылают в Вену, где он учится композиции у Гайдна и Сальери. В 1795 году Бетховен с триумфом входит в музыкальную жизнь как пианист-виртуоз и композитор. Год спустя он отправляется в Прагу, Дрезден, Будапешт и Берлин. Это было самое далекое путешествие Бетховена, который до конца своей жизни никогда больше не покидал Вены.
С 1798 года у Бетховена появляются признаки ослабления слуха, вскоре перешедшие в полную глухоту. Композитор вынужден был отказаться от публичных выступлений в качестве пианиста и дирижёра. Собственные же произведения он создаёт, опираясь на музыкальное воображение и высокий уровень музыкальной культуры и знаний.
В 1809 году Бетховену предложили должность придворного дирижёра вестфальского королевства в Касселе, но в это же время австрийский император назначил ему пожизненную пенсию, и Бетховен остался в Вене. Однако неприспособленный к жизни и беспомощный в практических делах композитор, несмотря на пенсию, был обречён на жизнь, полную материальных трудностей. Бетховен был человеком бурного темперамента, часто впадал в крайности. Свою третью симфонию, названную «Героической», он вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но когда тот объявил себя императором, Бетховен уничтожил посвящение. Он ненавидел тиранию, презирал аристократию – и посвящал свои произведения русскому царю. В последние годы жизни глухота сильно отразилась на характере композитора — Бетховен всё больше сторонился людей. Моральные страдания, связанные с глухотой, ещё более ухудшали состояние его здоровья. Бетховен умер от водянки и был похоронен при большом стечении народа.
! Бетховен намного опередил свое время. Творчество его открывает новый XIX век в музыке.
- Мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идей Просвещения и идеалов Французской революции.
- Музыка проникнута духом борьбы, революционным пафосом, мятежностью и огромным жизнелюбием. Герой его произведений — сильный, могучий, несгибающийся в схватке с жизненными преградами, преодолевающий страдания, скорбь, боль утрат.
- Через все творчество Бетховен пронес веру в торжество всемирного братства и свободы, своей музыкой он боролся и утверждал эти идеалы. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинство личности художника-творца.
- I. Жизненный путь
- 1. Где и когда родился Бетховен? ___________________________________________________
- Что ты знаешь о семье Бетховена?_______________________________________________
________________________________________________________________________________
- 3. У кого учился Бетховен? ________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- С какого возраста Бетховен начал работать (служить помощником органиста)? ______
________________________________________________________________________________
- На каких инструментах мог играть Бетховен?_____________________________________
________________________________________________________________________________
- Что ты знаешь о встречах Бетховена с Гайдном и Моцартом?______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- С каким городом связана жизнь и творчество композитора? ________________________
- Какое важное историческое событие произошло в годы юности Бетховена? ___________
________________________________________________________________________________
- Как оно отразилось на творчестве композитора? __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- « Я схвачу судьбу за глотку…». О чем писал Бетховен?_____________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Как глухой композитор мог сочинять музыку? ____________________________________
________________________________________________________________________________
(Слуховые трубки композитора)
- Как глухота отразилась на жизни и характере Бетховена? ___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Каких идеалов придерживался Бетховена всю свою жизнь? _________________________
________________________________________________________________________________
- «Музыка должна высекать огонь из людских сердец» (Бетховен). Как ты понимаешь это высказывание композитора?_______________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Какое произведение венчало собой творчество композитора? _______________________
________________________________________________________________________________
- Какая легенда связана с последними минутами жизни композитора? _________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- II. Творчество Бетховена. Бетховен является автором:
- одной оперы — «Фиделио»
- двух месс
- девяти симфоний
- нескольких увертюр («Элеонора», «Эгмонт», «Кориолан» и др.)
- пяти фортепианных концертов, одного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано
- шестнадцати квартетов, шести струнных трио, струнного квинтета, септета,
квинтета для фортепиано и духовых инструментов, семи фортепианных трио и
других камерных произведений
- 36 фортепианных сонат, множества иных произведений для фортепиано, а также песен
! Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительно расширяет горизонты музыки как искусства, насыщает ее невиданными доселе контрастами, напряженным развитием, отразившим дух революционных преобразований.
- Людвиг Ван Бетховен — представитель эпохи классицизма. Его творчество, с одной стороны, продолжило традиции венского классицизма, с другой — запечатлело черты нового, романтического искусства.
- От классицизма в произведениях Бетховена — возвышенность содержания, прекрасное владение музыкальными формами, обращение к жанрам симфонии и сонаты. От романтизма — смелое экспериментирование в области этих жанров, интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, к программности.
- Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли, как Толстой, Рембрандт, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.
- Перечисли жанры творчества Бетховена__________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что отличает музыку Бетховена от музыки Гайдна и Моцарта? _____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Сколько сонат создал Бетховен?_________________________________________________
- Для какого инструмента написаны сонаты? _______________________________________
(Комната и инструмент Бетховена)
♫ Соната № 8 «Патетическая» c-moll (до минор)
«…Одно из самых значительных произведений молодого Бетховена — Восьмая — Патетическая соната. Она подобна ракете, которая внезапно взвилась ввысь и осветила широкие дали грядущего. Это гигантский рывок вперед, к тому, что в искусстве еще только должно прийти. Такой музыки еще не было»
Б. Кремнев
- «Патетическая» соната. Что означает это название? _____________________________
________________________________________________________________________________
- Дай подробную характеристику № 1 части сонаты
Вступление | Экспозиция | Разработка | Реприза |
1 тема
2 тема
|
Главная партия
Связующая
Побочная партия
Заключительная
|
В характеристике тем укажи:
- тональность
- характер
- особенности мелодического движения
- (размер, темп)
- Дай общую характеристику 2 и 3 частей сонаты
2 часть | 3 часть |
|
В характеристике частей укажи:
- тональность
- размер
- темп
- форму
- характер
- Можно ли сказать, что основная идея сонаты — «От тьмы к свету, через борьбу к победе!»? _______________________________________________________________________
- Объединяет ли эта идея все части сонаты?________________________________________
- Есть ли в сонате итог развития основной идеи? ____________ Если есть, то где этот итог находится и каков он? _______________________________________________________
- Выпиши названия известных сонат композитора __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чем отличия сонат Бетховена от сонат Гайдна и Моцарта? ______________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- 13. Выпиши, какие новые музыкальные инструменты ввел в состав оркестра Бетховен________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Сколько симфоний написал Бетховен? ___________________________________________
- Дай определение:
Скерцо _________________________________________________________________________
♫ Симфония № 5 c-moll (до минор)
«…Одно из самых оптимистических творений мировой музыки — Пятая симфония. Она повествует о тяжких испытаниях, выпавших на долю человека, и о том, как человек эти испытания в конце концов преодолевает»
Б. Кремнев
- 16. Когда была написана симфония? _______________________________________________
- Дай подробную характеристику № 1 части симфонии:
Экспозиция | Разработка | Реприза |
Тема «судьбы»
Главная партия
Связующая
Побочная партия
Заключительная
|
В характеристике тем укажи:
- тональность
- инструменты
- характер
- особенности мелодического движения
- (размер, темп)
- Дай общую характеристику 2 – 4 частям симфонии № 5 c – moll.
2 часть | 3 часть | 4 часть |
|
В характеристике частей укажи:
- тональность
- размер
- темп
- форму
- характер
- Какова главная идея симфонии? _________________________________________________
________________________________________________________________________________
- В чем главные отличия симфонии № 5 Бетховена от симфоний Гайдна и Моцарта? ________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В какой симфонии Бетховен ввел хор? ____________________________________________
- Какая симфония состоит из 6 частей и как она называется? ________________________________________________________________________________
- Какая симфония была первоначально посвящена Наполеону, а позднее названа «Героической»? __________________________________________________________________
- Дай определение:
Увертюра ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Кульминация ____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Кода (coda) _____________________________________________________________________
♫ Увертюра «Эгмонт»
Гете, автор трагедии «Эгмонт» писал: «Бетховен с гениальностью, достойной восхищения, проник в мои намерения»
- В чем новизна этого произведения? ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Нарисуй схему увертюры.
В характеристике разделов и тем укажи:
- тональность
- размер
- темп
- инструменты
- характер
- Выпиши названия других увертюр композитора ___________________________________
________________________________________________________________________________
- Выпиши основные черты творчества Бетховена __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как дух времени, в котором жил композитор, отразился в его творчестве? ___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай
Людвиг ван Бетховен
«Кориолан»
Увертюра до минор
1806
Для Бетховена увертюра — это обобщённое выражение главной идеи театральной пьесы. «Кориолан» написан к драме Коллина, где трагический конфликт между чувством гражданского долга и личными побуждениями героя приводят к предательству и трагедии. Мало кто сейчас помнит эту пьесу, а вот увертюру с её шекспировскими страстями, мощью и суровой мрачностью часто можно услышать на концертах. Нередко проводят параллель между увертюрой «Кориолан» и оперными увертюрами К. В. Глюка — та же ясность образов, драматичность высказывания, театральность и яркость. Кроме того, темы «Кориолана» по строению тесно связаны с оперными мелодиями того времени. Бетховенские увертюры, завершая классический жанр, делают шаг в будущее — к программным увертюрам и поэмам романтизма.
Симфония № 9
Симфония ре минор, соч. 125
1824
Создавалась в 1822-1824 годах. Это последнее и самое грандиозное из всех произведений композитора. Идею симфонии раскрывает хоровой финал (четыре солиста и хор) на текст оды Шиллера «К радости». В свое время цензурные условия заставили поэта заменить подлинное название оды «К свободе» более нейтральным — «К радости». Бетховен переработал текст Шиллера, усилив в нём революционное начало.
Симфония № 9 вошла в историю мировой культуры как одно из величайших творений человеческого гения. Её влияние на искусство последующего периода огромно.
I часть — грандиозное сонатное аллегро, мрачное и драматичное, полное страсти и упорства.
II часть — скерцо, написанное в сонатной форме, отличается грандиозными масштабами и в структуре всего цикла занимает место медленной части.
III часть — адажио мольто и кантабиле — одна из вершин лирики Бетховена.
IV часть — финал, построенный на грандиозных контрастах и мощном развитии и условно состоящий из двух разделов: оркестрового и инструментально-хорового. Форма хорового раздела сочетает в себе черты вариаций, рондо, фуги, сонаты. «Тема радости», звучащая в нем, стала символом Европейского союза.
Симфония №3 «Героическая»
Симфония ми-бемоль мажор, соч. 55
1804
Бетховен закончил это произведение в 1804 году. На титульном листе стояло заглавие: «Большая симфония … Бонапарте», но когда стало известно, что тот, кого Бетховен считал героем революции, провозгласил себя императором, композитор отказался от посвящения и назвал симфонию «Героическая» («Eroica»). Иногда симфонию называют «гражданской драмой».
Это одна из тех симфоний, части которой невозможно исполнять по отдельности. Чтобы понять грандиозность «Героической», уяснить логику её музыкально-драматургического развития, нужно слушать симфонию целиком. «Героическая симфония» Бетховена — одна из самых масштабных симфоний композитора. Сам автор считал её самой удачной. Это не трагедия в стиле классицизма, а шекспировская драма, и её немыслимо было исполнять в традициях XVIII века.
I часть — аллегро кон брио — картина титанической, напряженной борьбы.
II часть — «Похоронный марш», трагическая кульминация.
III часть — скерцо, своеобразный переход от трагедии к жизнерадостной атмосфере финала.
IV часть — финал, апофеоз. Героическая борьба завершается победным ликованием.
Соната № 14 «Лунная»
Соната до-диез минор, соч. 27
1801
Написана в 1801 году для фортепиано. Название «Лунная соната» принадлежит поэту Людвигу Рельштабу, который сравнил музыку первой части сонаты с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. Сам Бетховен назвал её «Sonata Quasi una Fantasia», подчеркнув этим свободу её построения.
«Лунная соната» — одна из тех, что созданы в период поисков композитором нового строения сонатного цикла. Главное отступление от традиций — это медленная первая часть. Но в целом вся соната, все её три части — единое движение, где динамический центр — финал.
«Лунная соната» — одна из вершин фортепианной музыки.
I часть — адажио. Музыку, напоминающую ноктюрн, удивительно напевную, без порывов и смены настроения, можно воспринимать как прообраз романтизма. Однако ей присущи и не свойственные романтизму хоральность, глубокое размышление, молитвенность, серьезность.
II часть — грациозный менуэт — светлая интермедия перед бурей.
III часть — престо ажитато — написана в сонатной форме. Это целый вихрь чувств — бурное трагическое волнение, смятение и отчаяние, бессилие и протест, смирение и гнев.
Соната № 23 «Аппассионата»
Соната для фортепиано, фа минор
1823
Была написана в 1823 году. Название произведению дано не самим Бетховеном. Эту сонату и сонату ре минор принято считать «шекспировскими» сонатами. Ученик Бетховена Шиндлер на вопрос о содержании этих сонат получил ответ Бетховена: «Прочтите «Бурю» Шекспира». По грандиозности замыслов, масштабу идей «Аппассионата» стоит в ряду самых замечательных произведений Бетховена.
В сонате 3 части.
Весь музыкальный материал первой части вырастает из двух драматических мотивов — сумрачно-сосредоточенного, исполняемого без гармонического аккомпанемента в разных регистрах унисоном через 2 октавы, и мотива-мольбы, ставящего знак вопроса. К этим двум мотивам позже присоединяется третий, напоминающий «удары судьбы» из Пятой симфонии. Этот мотив, как надвигающаяся угроза, пронизывает всю музыкальную ткань части.
Вторая часть – тема с вариациями. Тема изложена аккордами в мажоре и носит хоральный характер. Мелодия трансформируется, становится более мягкой, лиричной, но в конце вновь возвращается к основной теме.
Финал дает много поводов сравнить его со стихией, ураганом, бурей. Лавинообразный поток звуков вызывает ассоциации с разбушевавшейся природой. Его можно трактовать как единоборство героя со стихией, или человека с враждебными силами. Кульминация борьбы наступает в коде.
«Фиделио»
Опера в двух действиях
Либретто Ж. Буйи
1805
Единственная опера Бетховена. Впервые поставлена в Вене в 1805 году под управлением автора. После трёх спектаклей была снята с репертуара. «Фиделио» — опера на героический сюжет, воспевает дух свободолюбия и борьбу с тиранами. Показывая смелость, мужество и страдания главных героев, Бетховен приёмами, близкими к симфонической драматургии, готовит в опере мощный апофеоз, в котором объединяются торжество любви и справедливости, счастье освобождения от страданий и произвола.
Сюжет:
В тюрьме Севильи томится Флорестан, брошенный туда губернатором Пизарро. Ему грозит смерть. Леонора, его жена, решает спасти Флорестана. Переодевшись в мужское платье, она под именем Фиделио поступает в услужение к тюремщику Рокко.
В подземелье спускается Пизарро, чтобы убить Флорестана. В момент, когда он заносит над узником свой кинжал, Леонора, проникшая в крепость, заслоняет собой Флорестана.
В это время в тюрьму приезжает министр дон Фернандо. Открываются преступные действия Пизарро, Он арестован. Флорестан свободен, любовь торжествует.
Cловарь
Скерцо (по-итальянски scherzo — шутка) — название различных острохарактерных пьес: юмористических, гротескных, фантастических. Размер большей частью 3-дольный, темп оживленный, ритм четкий. Классический тип скерцо установлен Л. Бетховеном, который ввел его в сонатный цикл (вместо менуэта); в этом цикле скерцо занимает 3-е, реже — 2-е место. В XIX-XX вв. появились самостоятельные пьесы под названием «Скерцо» с разнообразным содержанием, вплоть до глубоко драматического.
Увертюра (по-французски ouverture – открытие) — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением и вводящая в круг идей и настроений предстоящего зрелища. Обычно увертюры пишутся в сонатной форме; вступительные пьесы, написанные в другой форме, называются интродукциями, вступлениями, прелюдиями и т. д. В XIX веке под названием концертных увертюр появились самостоятельные оркестровые пьесы.
Фортепиано — струнно-клавишный инструмент, получивший исключительное значение в музыкальной практике благодаря огромному диапазону и универсальным техническим возможностям.
Изобретение фортепиано относится к началу XVIII века и связано с именем итальянского мастера Б. Кристофори. Заимствовав ряд конструктивных особенностей клавесина и клавикорда, он применил принципиально новый способ звукоизвлечения.
При нажатии клавиши специальная механика приводит в действие обтянутый войлоком молоточек, который ударяет по струне. В момент отпускания клавиши особые глушители — демпферы — прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости; таким образом, на новом инструменте можно было играть и пиано и форте: отсюда и название инструмента — пианофорте (позднее — фортепиано).
Первые образцы этого инструмента были несовершенны; их звучание отличалось резкостью, недостаточной тембровой выразительностью, а диапазон был ограниченным. Однако, претерпев ряд усовершенствований, фортепиано к концу XVIII века постепенно вытеснило клавикорд и клавесин с их слабым звуком и небогатыми динамическими возможностями. Важным шагом на этом пути было появление педалей, значительно обогативших звуковые и технические ресурсы фортепиано. В 1-й четверти XIX века парижский мастер С. Эрар изобрел механику с так называемой «двойной репетицией», дававшей возможность исполнителю быстро повторять один и тот же звук, почти не снимая пальцев с клавишей.
Уже при Л. Бетховене фортепиано становится ведущим инструментом в концертной практике и домашнем быту. Поиски более яркого, насыщенного звучания привели к удлинению струн, большему их натяжению (что вызвало, в свою очередь, появление прочной чугунной рамы). Закрепляются основные разновидности фортепиано — рояль и пианино, широко распространенные и поныне.
Для расширения кругозора
Современники Л. ван Бетховена
Огиньский Михаил Клеофас (1765 – 1833)
Родился в Гузуве близ Варшавы (Польша). Первые уроки игры на фортепиано получил дома, совершенствовался в Италии. В 1774 году принял участие в польском восстании под руководством Т. Костюшко. После подавления восстания эмигрировал из Польши, жил в Италии, Турции, Франции. Позже занимал ряд государственных и дипломатических постов в Российской империи, имел звание сенатора (1810). Композиторскую деятельность начал в 1790-е годы, создал многочисленные марши и боевые песни, около 20 полонезов, завоевавших широкую известность, в том числе «Прощание», «Прощание с родиной», «Раздел Польши». Огиньскому приписывается создание боевой песни «Еще Польша не погибла», ставшей впоследствии польским национальным гимном. Творческое наследие Огиньского составляют фортепианные пьесы — полонезы, мазурки, марши, менуэты, вальсы, многочисленные романсы. Ему принадлежит опера «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).
«Прощание с родиной»
Полонез для фортепиано
1794
Эта популярная пьеса, которую почти двести лет исполняют на фортепиано и в оркестровых вариантах, имеет богатую историю. Её много раз издавали в Европе, сопровождая легендой о судьбе автора. Самой распространённой была та, где композитор застрелился на балу под звуки своего полонеза, и причиной тому была несчастная любовь. Не жалели средств и на иллюстрации – танцующая пара и самоубийца с пистолетом у виска. В одном из изданий даже поместили поэму, которую якобы написал перед смертью Огиньский. В действительности всё было проще и трагичнее. Граф Михаил Клеофас Огиньский, офицер и музыкант, был соратником Тадеуша Костюшко. В 1784 году он принимал участие в восстании за независимость Польши, командуя воинской частью, которую снарядил на собственные средства. Восстание было подавлено, Огиньский эмигрировал. Вот тогда-то и родился полонез «Прощание с родиной» — скорбная и страстная поэма о расставании с отчим краем.
Фильд Джон (1782 – 1837)
Родился в Дублине (Ирландия) в семье музыканта. Домашние занятия Фильда проходили под наблюдением отца (скрипача) и деда (органиста). Впервые публично выступил в 10-летнем возрасте в Дублине. С 1792 года жил в Лондоне, служил так называемым демонстратором в магазине музыкальных инструментов. Одновременно концертировал (1794-1799). Получил известность после исполнения собственного фортепианного концерта (1799). Сопровождал Клементи в его концертной и коммерческой поездке в Европу, в 1802 году много выступал в Париже. В 1802 году вместе с Клементи приехал в Петербург. Дебют Фильда в Петербурге состоялся в 1804 году в доме князя Голицына. Вскоре Филд завоевал славу лучшего петербургского пианиста и педагога. У него занимались многие любители и профессионалы; среди учеников — А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилев, А. И. Дюбюк, В. Ф. Одоевский. Брал у него уроки и М. И. Глинка. К петербургскому периоду относится наиболее интенсивная концертная, педагогическая и композиторская деятельность Филда. В 1821-1831 гг. Филд работал в Москве. В 1832 году гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Австрии.
Крупнейший представитель так называемой лондонской школы пианизма, Фильд создал новое направление в исполнительском искусстве. Его современники и музыканты последующих поколений (Ф. Лист, Р. Шуман, М. А. Балакирев) считали Фильда одним из первых представителей романтизма в. музыкальном исполнительстве. Его игра отличалась проникновенным лиризмом и поэтичностью, певучестью, новаторским использованием педали, блестяще развитой пальцевой техникой. С исполнительским стилем Фильда тесно связано его композиторское творчество. Фильд был создателем нового жанра фортепианной музыки — ноктюрна. Уже первые ноктюрны принесли Фильду огромную известность. Популярны были также его сонаты и рондо.
Сальери Антонио (1750 – 1825)
Родился в Леньяго близ Вероны (Италия). Музыке учился у брата (скрипка) и у соборного органиста Дж. Симони (клавесин). С 1765 года пел в хоре собора св. Марка в Венеции, изучал гармонию и вокальное искусство. С 1766 года жил в Вене, занимался контрапунктом. С 1767 года служил клавесинистом-концертмейстером придворного оперного театра в Вене. В начале 1770 года дебютировал как оперный композитор, через год поставлена его опера-сериа «Армида». С 1774 года императорско-королевскиё камерныё композитор и дирижёр итальянской оперной труппы в Вене. Фактически руководил оперным театром и придворной капеллой, а также наблюдал за музыкальным обучением в различных казённых учебных заведениях Вены. Руководил также хоровым училищем Общества друзей музыки (с 1813 года), был первым директором основанной этим обществом в 1817 году Венской консерватории. С 1823 года страдал нервным расстройством.
Оперы Сальери ставились почти во всех оперных театрах Европы, большинство из них впервые были поставлены в Вене; некоторые были созданы по заказу итальянских театров и театров Парижа и Мюнхена. Постановками опер Сальери открылись театры «Ла Скала» (1778) и «Каноббиана» (1779) в Милане. Из опер на итальянские тексты особенно популярны были комические оперы-буффа, в том числе «Венецианская ярмарка» и «Школа ревнивых».
Муцио Клементи (1752 – 1832)
Родился в Риме (Италия). Там же получил начальное музыкальное образование. С 1761 года служил органистом в одной из церквей Рима. С 1766 года жил в Англии. В 1773 году вышли из печати первые фортепианные сонаты Клементи. В 1777-1780 гг. он работал капельмейстером лондонской Итальянской оперы. Гастролировал в Европе (в 1781 году в Вене состязался с В. А. Моцартом). В 1786 году Клементи прекратил публичные концертные выступления, занялся педагогической, композиторской и коммерческой деятельностью. В начале XIX века он подолгу работал в других странах. В 1810 году вновь обосновался в Англии, дирижируя собственными симфоническими произведениями. Клементи — один из основателей и дирижёров (1813-1816) Филармонического общества в Лондоне.
Наиболее значителен и многогранен вклад Клементи в развитие фортепианного искусства. Он одним из первых раскрыл новые звуковые возможности фортепиано и его преимущества перед клавесином (Клементи был прозван современниками «отцом фортепьянной музыки»). Основатель и глава так называемой лондонской школы пианизма, Клементи был блестящим виртуозом. С юных лет он поражал беглостью, свободой и изяществом игры, воспитал плеяду учеников, во многом определивших развитие фортепианного исполнительства в XIX веке.
Выполни задания теста:
Тест на опознание
№ | Вопрос | Варианты ответа | Ответ | Эталон |
1 | Название симфонии № 3 «Героическая»? | а) да
б) нет |
1 | |
2 | Есть ли в творчестве композитора балет? | а) да
б) нет |
1 | |
3 | Увертюра «Эгмонт» написана к одноименной опере? | а) да
б) нет |
1 |
Тест на различение
№ | Вопрос | Варианты ответа | Ответ | Эталон |
1 | Тональность сонаты № 8 | а) до минор
б) соль минор в) ми-бемоль мажор |
1 | |
2 | «Фиделио» Бетховена — это… | а) оратория
б) опера в) симфония |
1 | |
3 | Программная симфония «Пасторальная» — это … | а) № 6
б) № 5 в) № 3 |
1 |
Тест на классификацию
№ | Вопрос | Варианты ответа | Ответ | Эталон |
1 | Соотнеси данные названия музыкальных произведений с определениями: | 1. «Лунная»
2. «Эгмонт» 3. «Фиделио» 4. « Героическая» 5. «Сурок»
а) опера б) увертюра в) песня г) соната д) симфония |
1. _____)
2. _____) 3. _____) 4. _____) 5. _____) |
5 |
2 | Найди соответствующие даты событиям в жизни Бетховена: | 1. Встреча с Моцартом в Вене
2. Создание первого сочинения — вариаций на тему Дреслера 3. Рождение в Бонне 4. Год создания № 8 сонаты 5. Премьера симфонии № 9
а) 1770 б) 1787 в) 1782 г) 1799 д) 1824 |
1. _____)
2. _____) 3. _____) 4. _____) 5. _____) |
5 |
3 | Укажи каким произведениям принадлежат данные музыкальные фрагменты: | 1. В переводе означает «шутка»
2. Наивысшая точка развития 3. Ведущий мотив 4. Вступление к опере или самостоятельное симфоническое произведение 5. Заключительный раздел произведения
а) лейтмотив б) кода в) скерцо г) кульминация д) увертюра |
1. _____)
2. _____) 3. _____) 4. _____) 5. _____) |
5 |
2 УРОВЕНЬ
Тест — подстановка
№ | Вопрос | Ответ | Эталон |
1 | Назови 3 увертюры Бетховена | 1.
2. 3. |
3 |
2 | Назови 3 сонаты Бетховена | 1.
2. 3. |
3 |
3 | Назовите 3-х учителей Бетховена | 1.
2. 3. |
3 |
Конструктивный тест
№ | Вопрос | Ответ | Эталон |
1 | Что объединяет Гайдна, Моцарта и Бетховена?
|
|
3 |
2 | Что общего в сонате № 8 и симфонии № 5?
|
|
3 |
3 | Что общего во вступлении сонаты № 8 и увертюры «Эгмонт»? |
|
3 |
Тест-поиск
№ | Вопрос | Ответ | Эталон |
1 | Отметь основные темы творчества Бетховена |
|
5 |
2 | В чем проявилось новаторство композитора? |
|
5 |
3 | На твой взгляд, Бетховен больше тяготел к симфонической или фортепианной музыке? Обоснуй ответ |
|
5 |
3 УРОВЕНЬ
№ | Вопрос | Ответ | Эталон |
1 | Как ты понимаешь высказывание Бетховена: «Искусство объединяет все человечество»
Обоснуй ответ.
|
|
10 | |
Эталон | 64 | |||
Количество набранных баллов | ||||
Напиши мини-сочинение о своем отношении к музыке Бетховена