Фридерик Шопен 1810 — 1849
1 марта, Желязова Воля, Польша — 17 октября, Париж
Фридерик Шопен — яркий представитель эпохи романтизма. Крупнейший представитель польского музыкального искусства.Наследие Шопена невелико по объему,однако воплощенный в нем художественный мир универсален. «Там сердце мое, где моя родина»
« Вы знаете, как я пытался постичь суть нашей национальной музыки»
«Нет ничего более одиозного и отвратительного, чем музыка без смысла, вложенного в нее» Ф. Шопен
«В его исполнительском мастерстве есть нечто настолько оригинальное и настолько совершенное, что его по праву можно назвать блестящим виртуозом» Ф. Мендельсон
«Шопен – композитор по призванию. Он сочиняет для себя и исполняет для себя… Он стоит особняком в ряду других пианистов, он музыкант, которого нельзя ни с кем сравнить»
Рецензия на концерт Шопена, опубликованная в 1841
«Шопен является гением в полном смысле этого слова… он не просто виртуоз, он поэт. Он пришел вслед за Моцартом, Рафаэлем и Гете из страны, имя которой — поэзия»
«Слушая Шопена, я полностью забываю о мастерстве его игры и погружаюсь в сладостные бездны его музыки, томительную прелесть его произведений, таких же глубоких, как и нежных» Г. Гейне
«Этот несравненный гений Шопен, которому Бог так мало времени отпустил для жизни на земле и о котором я так часто думаю теперь, сожалея, что не смогу больше ни увидеть его в этом мире, ни услышать его божественных мелодий» Э. Делакруа
«Шапки долой, господа, перед вами гений!»Р. Шуман
Родился в Желязовой Воле, под Варшавой (Польша) в семье учителя. В 1810 году отец, получив назначение на должность преподавателя одного из варшавских лицеев, переезжает вместе со всей семьей в столицу Польши. Здесь и проходят детство и юность Фредерика.
Играть на фортепиано Шопен начинает с семи лет. А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер после одного года обучения Шопена даёт ему весьма лестную характеристику, а ещё два года спустя пишет: «Необычайное дарование, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях – сначала по родной Польше, а в дальнейшем – за границей (Берлин, Вена).
Окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие – через Вену в Париж. В Вене, узнав о вспыхнувшем в это время в Польше так называемом «ноябрьском» восстании, он решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его, и Шопен уже никогда не увидит родную Польшу.
В Париже он сталкивается с многочисленными представителями польской эмиграции. Со многими из них, и прежде всего с Адамом Мицкевичем, у него установились дружеские отношения. Шопен встречается с выдающимися представителями музыкального мира – с Листом, Шуманом, Мендельсоном. Тем временем растёт слава Шопена как пианиста, композитора и педагога. В одной из своих статей о музыке Шуман назвал его новым гением.
Отличавшийся с детства слабым здоровьем, Шопен серьёзно заболевает. Прогрессирующий туберкулёз постепенно подтачивает его организм, отнимая у композитора силы, мешая ему работать. Турне по Англии и Шотландии способствовало распространению его славы в Европе, но одновременно привело к дальнейшему развитию тяжёлой болезни.
В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.
Крупнейший польский композитор занял почётное место в истории всемирной музыки.
! Шопен — создатель новой романтической музыки для фортепиано. Из всех композиторов, когда-либо писавших для фортепиано, ни один не внес большего вклада в развитие сочинительского и исполнительного искусства, чем Фридерик Шопен.
- Почти вся музыка Шопена предназначена для фортепиано. По отзывам современников, Шопен был вдохновенным импровизатором. Он сочинял в процессе игры, пытаясь зафиксировать свои музыкальные идеи в нотах.
- Музыка Шопена сразу получила признание. Самая характерная черта шопеновского творчества — его огромная, непосредственная доступность. Даже при жизни композитора его музыке не приходилось пробивать себе путь к сердцам слушателей — трудно найти композитора, чья музыка могла бы соперничать с шопеновской по ее мгновенно и глубоко проникающей силе воздействия.
- Музыке Шопена присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; его произведения отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей.
III. Жизненный путь
- 1. Где и когда родился Шопен? _____________________________________________________
- Что ты знаешь о семье Шопена?_________________________________________________
________________________________________________________________________________
- 3. Где проходили годы учения Шопена?______________________________________________
________________________________________________________________________________
- Какую характеристику дал Шопену педагог Ю. Эльснер? ____________________________
________________________________________________________________________________
- Какими еще талантами обладал Шопен?__________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Когда и почему композитор покинул родину? _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Где Шопен прожил большую часть своей жизни? ___________________________________
- Перечисли имена людей, окружавших Шопена в Париже?____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто из близких Шопену друзей — музыкантов изображен на портретах? _______________
________________________________________________________________________________
- Отметь основные черты исполнительского мастерства Шопена ____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какая область музыкального искусства была особенно близка Шопену? ________________________________________________________________________________________
- Где был похоронен композитор? ________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- II. Творчество Шопена. В творческое наследие Шопена входят:
- для фортепиано: 3 сонаты, фантазия
- 4 баллады
- 4 скерцо
- 4 экспромта, фантазия-экспромт
- 21 ноктюрн
- 4 рондо
- 27 этюдов
- 17 вальсов
- 44 мазурки
- 15 полонезов
- 2 контрданса
- 19 песен для голоса и фортепиано
! Как композитор Шопен использовал все технические новшества начала XIX века, обращая особое внимание на расширение диапазона фортепиано. Новое в фортепианном искусстве открывало путь к удивительной утонченности композиции и исполнительского мастерства, что до появления Шопена невозможно было даже представить.
- По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение.
- Шопен сам был первым исполнителем своих произведений. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
- Музыкальный этюд впервые в истории музыки из учебного упражнения вырастает у него до самостоятельного концертного произведения.
- Романтические по стилю, произведения Шопена отличаются богатой гармонией. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки. Сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
О немеркнущей, вечной свежести музыки Шопена свидетельствует и тот факт, что она до сих пор предоставляет своим исполнителям все новые и новые возможности интерпретации.
- Назови основные жанры творчества Шопена? ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие жанры выражали патриотические чувства композитора»? ___________________
________________________________________________________________________________
- Дай определение:
Прелюдия ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ноктюрн _______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Этюд __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
- Что нового внес композитор в развитие этих жанров? _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
♫ Прелюдии № 8 A-dur (Ля мажор), № 20 c-moll (до минор)
- Определи характер прелюдии № 8 A — dur __________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определи характер прелюдии № 20 c – moll _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
♫ Этюд № 12 c-moll (до минор)
- Под впечатлением какого исторического события был создан Этюд № 12 c- moll? ________________________________________________________________________________
- Каково его образное содержание? _______________________________________________
________________________________________________________________________________
♫ Вальс № 17 cis-moll (до-диез минор)
- Определи характер и строение вальса № 17 cis – moll _____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
♫ Ноктюрн f-moll (фа минор)
- Отметь характер музыки и строение ноктюрна f – moll ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
- 12. Дай определение:
Мазурка ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Полонез ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
♫ Мазурка a-moll (ля минор)
- Определи характер и строение мазурки a- moll ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как ты можешь объяснить, что мазурка для Шопена один из самых любимых жанров?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
♫ Полонез A-dur (Ля мажор)
- Определи характер и строение полонеза A-dur ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выпиши основные черты творчества Шопена ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какова историческая роль Шопена в музыкальном искусстве? _______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай
Ф. Шопен. «Скерцо № 2»
Си-бемоль минор
1837
Оживлённая часть скерцо берёт начало в классическом сонатном цикле, где предшественником скерцо был менуэт. В творчестве Л. Бетховена скерцо начинает играть большую роль в сонатно-симфоническом цикле. Но в творчестве Шопена и композиторов-романтиков скерцо достигает абсолютной независимости и является отдельно исполняемой пьесой, почти лишённой весёлости и являющейся развернутой звуковой поэмой.
Одним из самых ярких примеров такого скерцо является скерцо си-бемоль минор, в музыку которого Шопен вложил колоссальный драматизм. Скерцо несёт в себе огромный заряд трагизма, романтических мечтаний и порывов. Всего композитор написал четыре скерцо.
Ф. Шопен. «Соната»
Си-бемоль минор для фортепиано
1839
Написана после возвращения Ф. Шопена с острова Майорка в имение писательницы Ж. Санд в Ноане под Парижем.
В сонате 4 части. Все они отвечают основной идее — психологической драме романтического героя, переходящей в трагедию.
Первая часть раскрывает три основные темы. В дальнейшем они получают глубокое драматическое развитие и достигают трагической кульминации в разработке.
Вторая часть — настойчивое, агрессивное скерцо, а затем — спокойный, мягкий вальс.
Третья часть — «похоронный марш» с аккомпанементом, имитирующим звон колоколов. Середина — спокойный, кристально-светлый образ.
Финал — Presto — написан ровными трелями в едином темпе с первой до последней ноты; это стихия ветра, урагана, сметающего все на своём пути.
Cловарь
Баллада (от итальянского ballare — танцевать) — литературный термин, обозначавший в средние века народную танцевальную песню, позже — песню о драматических событиях. Баллада получила распространение как музыкальная форма в творчестве композиторов-романтиков в XIX веке (Шуберт, Лист, Шопен и др.).
Баркарола – «песня лодочника»; также — музыкальная пьеса, рисующая поэтические картины на воде и характеризующиеся «качающимся» в плавном движении аккомпанементом.
Мазурка — польский народный танец, сочетающий легкое изящество и веселье. Распространен в романтической музыке (Ф. Шопен, Г. Венявский, М. Глинка).
Ноктюрн (по-французски nocturne — ночной) — мечтательная, певучая пьеса, как бы навеянная образами ночи. Ноктюрны пишутся главным образом для фортепиано (Д. Филд, Ф. Шопен, П. Чайковский, А. Скрябин), реже — для других инструментов (ноктюрн из Второго струнного квартета Бородина).
Полонез – название старинного польского национального танца празднично-торжественного характера, в трехдольном размере.
Прелюдия, прелюд — небольшая пьеса импровизационного склада, служащая обычно вступлением к следующей пьесе и связанная с ней общностью настроения (прелюдии и фуги И. С. Баха). В XIX веке прелюдия — отдельная пьеса или цикл пьес (Ф. Шопен — 24 прелюдии для фортепиано)
Фантазия – музыкальный жанр, характеризующийся свободой построения, настроение здесь значит намного больше, чем принятые композиционные формы.
Фортепианная музыка — это огромная область музыкальной культуры. Началом ее создания можно считать вторую четверть XVIII века, когда появилась новая конструкция клавишно-струнного инструмента — фортепиано. До тех пор пока она была несовершенна, произведения, появившиеся для исполнения на фортепиано, мало чем отличались от тех, что писались для клавира и клавесина, и могли исполняться на любом из этих инструментов.
К концу XVIII века фортепиано с его совершенно новыми возможностями для исполнителя вытеснило все другие виды клавишно-струнных инструментов. В то же время клавирная и клавесинная музыка не была забыта, потому что многое из нее прекрасно звучало на фортепиано, нисколько не теряя в выразительности.
Вскоре фортепиано становится инструментом для быстрого музицирования. Выразительные и виртуозные возможности фортепиано как концертного инструмента ярко проявились в блестящих пьесах разных жанров (рондо, вариации, концертино). Чтобы их исполнять, нужны немалые профессиональные навыки. Наиболее яркое из достижений фортепианной музыки конца XVIII столетия — это сонаты венских классиков И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Фортепианные сонаты Бетховена — произведения, по технике и приемам исполнения предназначенные именно для этого инструмента; ни на клавесине, ни на клавире их сыграть нельзя. В это время сочиняются и разнообразные миниатюры (танцы, багатели, марши)
Истинный расцвет фортепианного искусства связан с периодом романтизма. Прежние известные жанры переосмысливаются, часто превращаясь в нечто иное: прелюдия становится самостоятельной поэтической миниатюрой; романтическим содержанием и образами насыщаются жанры фантазии, вариации, сюиты; трансформируются соната и фортепианный концерт. Появляется и совсем новые, чисто романтические жанры: музыкальные моменты и экспромты, ноктюрны и баллады, транскрипции для фортепиано оркестровых сочинений и песни без слов.
Многие произведения романтиков — Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана и др. — являются программными. Наличие программы как расшифровки содержания меняет отношение к крупным фортепианным произведениям, а миниатюры складываются в циклы.
Этюд (по-французски etude — изучение) — пьеса, основанная на применении какого-либо технического приема (гаммы, арпеджио, октавы, двойные ноты и т. д.) и служащая для развития техники исполнения. Известны этюды для фортепиано К. Черни, М. Клементи и др., для скрипки — Ф. Крейцера. В жанре этюда создано много высокохудожественных произведений (фортепианные этюды Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Скрябина).
Полонез — танец польского происхождения; носит характер торжественного блестящего шествия. Размер танца — трехдольный. Полонез получил большое распространение в европейской музыке XIX века, и особенно — в России.
Для расширения кругозора
Современники Ф. Шопена
Паганини Николо (1782 – 1840)
Родился в Генуе (Италия). Сын торговца. С самого раннего детства обнаружил необыкновенный талант в игре на скрипке, чем воспользовался отец, жестоко эксплуатировавший молодого музыканта. Это вынудило шестнадцатилетнего Паганини бежать из дома и начать зарабатывать на жизнь концертами. В 1804 году он начинает систематическое изучение музыки и уже год спустя достигает исключительных результатов. Его приглашают в Лукку в качестве придворного скрипача.
С 1808 по 1828 год он разъезжает с многочисленными гастролями по Италии, поражая своей игрой публику и весь музыкальный мир. С 1828 года Паганини, прославившийся как выдающийся скрипач-виртуоз, отправляется в турне, давая концерты во всех странах Европы. Виртуозное мастерство Паганини, гениальность его игры наряду с восторгом возбуждали и чувство тревоги. Непросвещённые, ослеплённые предрассудками люди подозревали его в «связях с нечистой силой».
Гастроли принесли ему огромное состояние, но вместе с тем подорвали здоровье. С 1834 года он поселился на вилле под Луккой, где лечил хронический катар горла. Умер в Ницце.
Среди произведений Паганини – три скрипичных концерта, скрипичные сонаты, квартеты, в состав которых входила и гитара (Паганини был также виртуозом-гитаристом), ряд произведений для скрипки с аккомпанементом и без него, в том числе 24 каприччио – шедевры скрипичной виртуозности. В его музыке, классической по форме, немало элементов раннего романтизма. Наиболее характерная черта его произведений – сочетание высокой техники с творческой изобретательностью и логичностью конструкции.
Шуман Роберт (1810 – 1856)
Родился в Цвиккау (Саксония) в семье книгоиздателя. По настоянию родителей начал изучать в Лейпцигском университете юриспруденцию, но вскоре бросил её и занялся фортепианной игрой и теорией композиции. Поставив перед собой задачу стать пианистом-виртуозом, Шуман прибегал к таким экспериментам, которые привели в конце концов к поражению нервов его правой руки. Это навсегда лишило Шумана возможности выступать в качестве пианиста-исполнителя.
Шуман посвятил жизнь музыкальному творчеству. Его первые произведения были опубликованы в 1831 году. Спустя три года вместе с несколькими друзьями он начал издавать журнал «Музыкальные новости». В течение четырёх лет он был редактором журнала и печатал в нем свои рецензии и критические статьи.
В 1840 году Шуман женился на дочери своего бывшего учителя музыки Кларе Вик – выдающейся пианистке. Когда в 1843 году Мендельсон организовал в Лейпциге консерваторию, Шуман взял на себя преподавание нескольких теоретических предметов. Однако уже год спустя он расстался с педагогической деятельностью и сопровождал свою жену во время её гастрольной поездки в Россию. После возвращения композитор поселился в Дрездене. В это время Шуман много писал, создавая свои самые выдающиеся симфонические и вокальные произведения. Кроме того, он организовал в Дрездене Певческое общество, дирижировал хорами.
В 1850 году его приглашают в Дюссельдорф на должность музыкального директора. Необычайно насыщенный образ жизни, требующий непрерывной активности и энергии, привел к обострению психического заболевания. Несколько раз Шуману приходилось прерывать своё творчество для лечения болезни. Однако недомогания вновь и вновь повторялись, и в 1853 году он ушёл в отставку. В следующем году он пытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн. Его спасли и поместили в психиатрическую больницу в Энденихе, где два года спустя он умер в состоянии полного психического расстройства.
Творчество Шумана очень богато и разнообразно. Первое место в нём принадлежит фортепианным произведениям, написанным композитором, который так и не стал виртуозом-пианистом. Это – концерт, концертштюк, сонаты, фантазии, циклы небольших произведений таких, как «Альбом для юношества», «Карнавал», «Бабочки» и много других. Все они написаны с прекрасным знанием инструмента. Другие его произведения – опера «Геновева», кантаты, сценическая музыка, четыре симфонии, увертюры, небольшие симфонические произведения, концерты для виолончели, скрипки, много камерных произведений и, наконец, песни, объединенные в циклы «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины».
Шуман является представителем романтического стиля в период полного расцвета этого направления.
Статьи и публицистические работы составляют два тома его произведений. Являясь примером неисчерпаемой энергии и необычайного жизнелюбия, Шуман умел сочетать своё композиторское творчество с публицистикой, дирижёрской и организаторской деятельностью.
«Альбом для юношества»
Сборник фортепианных пьес
1848
Миниатюры, составившие сборник, пополнили детский репертуар серией образных программных зарисовок, относительно простых по содержанию и доступных начинающему пианисту. Высокие художественные достоинства многих пьес «Альбома» («Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Первая утрата» и др.) обеспечили им прочный успех у юных исполнителей.
«Карнавал»
Сюита для фортепиано
1834-1835
«Карнавал» — это романтическая фортепианная сюита. Композитор разворачивает перед слушателем вереницу ярких картин и персонажей, образующих вместе законченное произведение. В этом чередовании свои контрасты: грустный «Пьеро» и веселый «Арлекин» — персонажи итальянского театра; поэтичный Эвсебий и энергичный Флостан — литературные персонажи самого Шумана. Здесь же и музыкальные портреты друзей: «Шопен», «Паганини», «Кларина» (Клара Вик, будущая жена Шумана). Портреты перемежаются вальсами, как и положено на карнавале.
Шуману удалось объединить всё это мелькание красок в одном сочинении. В «Карнавале» есть свой музыкальный секрет — Шуман намекает на него в пьесе «Сфинксы», потом в «Танцующих буквах». Большинству пьес присуща общая группа интонаций, состоящая из четырёх звуков: A, Es, C, H (ля — ми-бемоль — до — си) или As, C, H (ля-бемоль — до — си). Эти буквы составляют название чешского города Аш (Asch), где жила возлюбленная Шумана Эрнестина фон Фриксен. Кроме того, три из них образуют первый звук фамилии композитора (SCH). Таким образом «Карнавал» несет в себе черты вариаций. Шуман-романтик соединил в «Карнавале» и цикличность, и вариационность, и сюитность. В результате получилось необычайно поэтичное, яркое, вобравшее в себя множество образов произведение.
«Любовь поэта»
Вокальный цикл, соч. 48
1840
Роберт Шуман оставил тридцать три сборника романсов, а всего — более двухсот песен. Цикл на стихи Г. Гейне «Любовь поэта» с его разнообразием и глубиной настроений принадлежит к числу самых выдающихся произведений мировой вокальной лирики. Шуман, по его собственному утверждению, «стремился передать мысли стихотворения почти дословно». Только литератор и музыкант в одном лице мог с такой силой ощутить значение поэтического акцента речи и воссоздать его в музыке. У Шумана нигде нет вольного повторения текста или его разбивки на фрагменты. Тема цикла — типично романтическая: взаимная любовь, потеря возлюбленной, страдание.
Вокальный цикл «Любовь поэта» по-своему раскрывает тему несчастной любви. Здесь и мрачная ирония, и исповедь, и скорбь, и шутка. И всё это проходит в непрерывном музыкальном развитии. Фортепиано здесь — второй рассказчик, в его партии — весь психологический подтекст. Многие песни завершаются большими проигрышами, в которых как бы досказывается стихотворение. В последней песне цикла фортепианная постлюдия — воспоминание о начале любви — романтическая мечта.
Лист Ференц (1811 – 1886)
Родился в деревне Доборьян (Венгрия) в семье музыканта из оркестра Эстергази. Девяти лет он уже выступал с концертами как пианист. Музыкальное образование по классу фортепиано Лист получил в Вене у К. Черни — педагога, пользовавшегося мировой славой. Композиции его обучал Сальери. В 1823 году семья Листа переехала в Париж, чтобы дать ему возможность учиться в Парижской консерватории. Однако ему, как иностранцу, отказали в приёме. Тогда Лист начинает брать частные уроки композиции. В игре на фортепиано он самостоятельно добивается столь великолепных результатов, что после смерти отца уже может содержать себя и мать на гонорары от концертов. Большое влияние на его технику оказало знакомство с Паганини, а в области композиции решающую роль сыграло творчество Берлиоза. В Париже Лист близко сошелся с Шопеном и Вагнером.
До 1839 года он жил в Швейцарии и Италии. В 1839–1847 гг. Лист непрерывно разъезжает с гастролями. Вскоре Лист завоёвывает славу самого гениального пианиста всех времен. Он впервые вводит новую форму концертов – «рециталей», с самого начала и до конца заполненных игрой одного исполнителя.
В 1848 году, благодаря протекции княгини Витгенштейн, он становится придворным дирижёром в Веймаре, где остается до 1861 года. В это время он сочиняет музыку, дирижирует оркестром, пишет музыкальные рецензии и статьи. Из маленького сонного городка Веймар превращается в центр музыкальной культуры, где звучат не только шедевры старых мастеров, но и недавно созданные музыкальные произведения, и где выступают крупнейшие солисты Европы.
Однако обстоятельства вынудили Листа покинуть Веймар. Он направляется в Рим и там принимает духовный сан аббата. В это время он пишет почти исключительно произведения на религиозные темы.
В 1870 году Лист возобновляет свои отношения с веймарским двором и с этих пор проводит каждую зиму в Риме, а лето – в Веймаре. Он посещает Будапешт, где ему присваивают звание президента Музыкальной академии.
Творчество Листа включает 13 симфонических поэм (среди них «Прелюды» и «Мазепа»), две огромные программные симфонии с хорами – «Фауст» и «Данте», ряд небольших произведений для оркестра, три фортепианных концерта, другие произведения для фортепиано с оркестром (в том числе «Венгерская фантазия»), венгерские рапсодии, фортепианную сонату, многочисленные небольшие фортепианные произведения, песни, а также множество транскрипций фортепианных произведений других композиторов. По своему стилю музыка Листа относится к эпохе позднего романтизма, инструментовка её остроумна и эффектна. В своих фортепианных произведениях, как оригинальных, так и в транскрипциях, композитор решает сложные вопросы фортепианной техники, мастерски используя колористические возможности инструмента.
Лист был последовательным сторонником программной музыки. Он стремился передать музыкальными средствами не только литературное содержание, но и целые картины (например, «Битва с гуннами» по картине Каульбаха).
«Венгерская рапсодия» № 2
Сочинение для фортепиано
1847
Лист писал свои рапсодии на протяжении нескольких десятилетий. Всего им создано 19 венгерских рапсодий. Обнаруживая глубокий интерес к венгерскому фольклору, композитор создал новый жанр виртуозных романтических произведений — жанр инструментальной рапсодии. Под рапсодией подразумевается виртуозное произведение в духе парафраза, броское и динамичное, основанное на контрастном сопоставлении медленного и быстрого разделов в стиле вербункош, «цыганской» гаммы и других.
Наиболее популярна Вторая рапсодия Листа. Начало рапсодии — речитативный диалог, который переходит в спокойно-величавую народную песню. Танцевальный эпизод по мере своего развития из неторопливого танца с невысокими прыжками превращается в неистовую массовую пляску, которая приводит к радостной кульминации в конце рапсодии.
«Прелюды»
Симфоническая поэма до мажор
1854
Поэма была задумана как увертюра к четырем мужским хорам на стихи Отрана «Четыре стихии» («Земля», «Ветры», «Волны», «Звёзды»). В первом варианте завершена в 1848 году. К 1854 году была переработана как самостоятельное сочинение с эпиграфом из Ламартина: «Разве не представляет собой наша жизнь ряда прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмёт смерть? Любовь является волшебной зарёй для каждого сердца; но в чьей судьбе первое блаженство счастья не было разрушено порывом бури, чьи чарующие иллюзии не были развеяны её суровым дыханием, чей алтарь не был разбит смертоносной молнией? И чья душа не искала — после подобных потрясений — мира и покоя деревенской жизни, чтобы заглушить воспоминания? Но человек не может долго предаваться блаженному покою на лоне природы, столь пленяющему его вначале, и лишь только раздаётся боевой сигнал трубы, спешит он, какая бы война ни звала его, в ряды сражающихся, на свой опасный пост, чтобы в битве вновь обрести всю полноту самосознания и восстановить целиком свои силы».
Поэма Листа гораздо ярче и образней своей программы. «Прелюды» — одно из лучших симфонических произведений Листа. Композитор вошел в историю музыки как создатель нового романтического жанра — «симфонической поэмы», одночастного симфонического произведения свободной формы.
Берлиоз Гектор Луи(1803 – 1869)
Родился в Бургундии (Франция) в семье врача. По настоянию отца начал изучать в Париже медицину. Но одновременно с этим поступил в консерваторию. В конце концов Берлиоз решил полностью посвятить себя музыке. В 1830 году ему присуждают Римскую премию. К этому времени он начинает усиленно писать музыку, одновременно занимаясь и музыкальной критикой (его дебют в прессе состоялся ещё в 1823 году). Резкие критические замечания, высказываемые им в статьях и рецензиях, не раз мешали ему в его музыкальной карьере. С 1840 года он начинает турне по Европе, выступая как дирижёр с концертами, на которых исполнялись его произведения. Во время гастролей он побывал в Германии и Австрии, дал несколько концертов в России. С 1852 года Берлиоз, поселившись в Париже, занимает должность библиотекаря Парижской консерватории. В 1856 году ему присваивают звание члена Французской академии.
Берлиоз стал основателем нового музыкального жанра – симфонической поэмы, которая с этого времени сделалась очень популярной среди композиторов XIX века. Кроме того, он первым создал увертюру как самостоятельное произведение, не связанное ни с оперой, ни с ораторией.
В его творческое наследие входят «Фантастическая симфония», симфонические поэмы (в том числе «Ромео и Джульетта», «Гарольд в Италии»), кантата «Осуждение Фауста» (с знаменитым «Маршем Ракоци»), оперы (в том числе «Троянцы») и другие произведения. Сохраняя классическую мелодию, композитор пользуется всеми техническими завоеваниями эпохи романтизма. Ему особенно близка программная музыка, хотя многие из его произведений написаны в классической форме, характерной для непрограммной музыки.
Музыка Берлиоза отличается великолепной инструментовкой. Не случайно его принято считать, наряду с Н. Римским-Корсаковым и Р. Штраусом, крупнейшим мастером инструментовки.
«Фантастическая симфония»
Симфония до мажор
1831
Написана в 1830-1831 годах. Симфония явилась манифестом музыкального романтизма, для которого характерен трагический исход: силы зла, демонические и отвратительные, пируют и веселятся, а герой бессилен что-либо изменить. Тема «Фантастической симфонии» привела к смелому преобразованию симфонического цикла: пять частей вместо четырёх, яркая, полная страстей музыка. Впервые в симфоническом жанре был воплощен сложный, раздираемый противоречиями мир романтического героя. Для «Фантастической симфонии» характерны богатейшие оркестровые краски, тембровое звучание слито с гармоническим.
«Фантастическая симфония» — программное сочинение, его подзаголовок — «Эпизод из жизни артиста». Берлиоз предпосылает партитуре подробный сценарий, впрочем, считая, что при исполнении можно ограничиться лишь названиями частей в программке для слушателей. Сценарий симфонии во многом автобиографичен. В нём рассказана история любви композитора к актрисе Генриетте Смитсон.
Сюжет:
Молодой музыкант, безнадёжно влюблённый, в припадке отчаяния пытается отравиться опиумом. Но доза недостаточна, и он погружается в сон, полный видений, претворяющихся в музыкальные мысли. Сама любимая женщина стала мелодией, как бы навязчивой идеей, которую он слышит повсюду.
I часть — мечтания и страсти. Музыкант вспоминает все тревоги и радости любви, нежность и ревность. Он находит утешение в религии. Все мотивы и темы I части образует главная тема — «тема возлюбленной». Эта тема проходит через всю симфонию, постоянно преображаясь, меняя облики и характер.
II часть — бал. Артист встречает любимую на балу в шуме блестящего празднества.
III часть — сцена в полях: природа, наигрыш пастухов. Проблески надежды сменяются сомнением — верна ли она… Солнце садится, отдалённый раскат грома, и — одиночество и молчание…
IV часть — шествие на казнь. Музыканту снится, что он убил ту, которую любил. Он осуждён на смерть, и под звуки марша — то мрачного и сурового, то блестящего и торжественного — его ведут на казнь.
V часть — сон в ночь шабаша. Юноша видит себя на шабаше, посреди толпы теней, колдунов, собравшихся на его похороны. Его любимая — теперь это только мелодия — возникает ещё раз. Однако она уже потеряла благородный характер — теперь это отвратительный хоровой напев — любимая идёт на шабаш, на оргию. Одновременно звучат похоронный звон, пародия на Dies irae (средневековый погребальный напев «День гнева»), хоровод шабаша.
Выполни задания теста:
Тест на опознание
№ | Вопрос | Варианты ответа | Ответ | Эталон |
1 | Писал ли Шопен оперы? | а) да
б) нет |
1 | |
2 | Международный конкурс имени Шопена проводится в Париже? | а) да
б) нет |
1 | |
3 | Был Шопен дирижером? | а) да
б) нет |
1 |
Тест на различение
№ | Вопрос | Варианты ответа | Ответ | Эталон |
1 | Эльснер — это… | а) друг Шопена
б) учитель Шопена в) исполнитель музыки Шопена |
1 | |
2 | Шопен — основоположник жанра… | а) фортепианного концерта
б) вокального цикла в) инструментальной баллады |
1 | |
3 | Знаменитый Этюд № 12 носит название… | а) «Революционный»
б) «Пламенный» в) «Героический» |
1 |
Тест на классификацию
№ | Вопрос | Варианты ответа | Ответ | Эталон |
1 | Соотнесите данные события с датами: | 1. Рождение
2. Поступление в Высшую музыкальную школу 3. Первая концертная поездка 4. Приезд в Париж 5. Первое знакомство с Жорж Санд
а) 1831 б) 1836 в) 1829 г) 1810 д) 1826 |
1. _____)
2. _____) 3. _____) 4. _____) 5. _____) |
5 |
2 | Определи друзей Шопена в Париже: | 1. французский композитор
2. немецкий поэт 3. французский художник 4. польский поэт 5. венгерский композитор и пианист
а) Ф. Лист б) Г. Берлиоз в) Э. Делакруа г) Г. Гейне д) А. Мицкевич |
1. _____)
2. _____) 3. _____) 4. _____) 5. _____) |
5 |
3 | Соотнесите данные жанры с названиями музыкальных произведений Шуберта: | 1. этюд
2. полонез 3. ноктюрн 4. мазурка 5. вальс
а) польский танец празднично-торжественного характера б) упражнение для развития исполнительской техники в) лирическая пьеса с широкой напевной мелодией г) название трехдольного танца в плавном круговом движении д) подвижный польский танец с характерными акцентами на 2-й и 3-й долях |
1. _____)
2. _____) 3. _____) 4. _____) 5. _____) |
5 |
2 УРОВЕНЬ
Тест — подстановка
№ | Вопрос | Ответ | Эталон |
1 | Назови 3 жанра, которые претерпели изменения в творчестве Шопена | 1.
2. 3. |
3 |
2 | Отметь 3 черты исполнительского мастерства Шопена | 1.
2. 3. |
3 |
3 | Назови 3 польских танца, чьи черты использововал Шопен в своих мазурках | 1.
2. 3. |
3 |
Конструктивный тест
№ | Вопрос | Ответ | Эталон |
1 | Какие общие черты раннего романтизма присутствуют в творчестве Шуберта и Шопена? |
|
3 |
2 | Что объединяет прелюдии Шопена в цикл? |
|
3 |
3 | Что общего у Шопена и Ференца Листа? |
|
3 |
Тест-поиск
№ | Вопрос | Ответ | Эталон |
1 | Отметь характерные черты творчества Шопена |
|
5 |
2 | Чем объясняется интерес Шопена к народным польским танцам?
Обоснуй ответ |
|
5 |
3 | Как ты понимаешь высказывание Шопена: «Нет ничего более… отвратительного, чем музыка без смысла, вложенного в нее»
Обоснуй ответ |
|
5 |
3 УРОВЕНЬ
№ | Вопрос | Ответ | Эталон |
1 | В чем популярность музыки Шопена? Почему она близка и понятна многочисленным слушателям всего мира?
|
|
10 | |
Эталон | 64 | |||
Количество набранных баллов | ||||
Напиши мини-сочинение о своем отношении к музыке Шопена
[bws_related_posts]