г. Актобе
Средняя школа Каныша Сатпаева
Открытый урок
Тема: Испытания человека войной в рассказе М.А. Шолохова
«Судьба человека»
Учитель русского языка : Биримкулова Г.С.
- Цель: Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова.
- Показать значение его творчества и общественной деятельности.
- Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
- Знакомство с рассказом «Судьба человека»
- Воспитание нравственных качеств на материале художественного произведения.
- Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.
- Формирование навыко в самоконтроля при выполнении заданий и работы в коллективе.
- Развитие речи, логики, мышления, творческих способностей.
- Обогащение словарногозапаса.
- Привитие любви к чтению художественной литературы.
Подготовительная работа:
Заранее детям даются задания: 1 группа – презентация «Жизнь и творчество М.А. Шолохова».
2 группа – презентация «Великая Отечественная война»
Ход конкурса:
- Организационный момент
- Психологический настрой.
- Приветствие команд.
- Организация плана урока
1.Словарная работа.
- . Работа в группах:
1 группа – Жизнь и творчество М.А. Шолохова
2 группа — Историческая справка о Великой Отечественной войне.
- История создания произведения.
- Обзорное знакомство с рассказом «Судьба человека».
- Психологический портрет героя рассказа
- Кластер «Андрей Соколов»
- А знаете ли вы?
- Игра «Кто быстрее».
- Диагностика знаний. Тест.
- Вывод.
11.Рефлексия.
12.Творческие задания.
- Мониторинг урока.
- Словарь урока:
- Рассказ–прозаический жанр малого объема, где повествуется, как правило, об одном художественном событии.
- Судьба—
- Стечениеобстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных событий.
- Доля, участь.
- История существования кого-чего-нибудь.
- Будущее, то, что случится (СловарьС.И. Ожегова).
Персонаж – (от лат. – лицо, личность) – действующее лицо художественного произведения.
Характер – совокупность всех психических и духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
(Ожегов С.И. Словарь русского языка)
- Презентация 1 группы – Жизнь и творчество М.А. Шолохова
- Презентация 2 группы – Великая Отечественная война
- История создания произведения «Судьба человека»
- Краткое содержание рассказа «Судьба человека»
- Работа с иллюстрациями к рассказу
- Закрепление . А знаете ли вы?
Какова тема данного произведения?
Какова композиция произведения?
Насколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?
- Создание кластера «характеристика А. Соколова»
- Игра «Кто быстрее»
В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)
Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. (Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.)
Что меняет быт главного героя? (Война.)
Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (Он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим.)
Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (Стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость.)
Что произошло с ним во время войны? (Попал в плен.)
Какие черты он проявил в плену? (Достоинство.)
Что значит для человека дом? (Это очаг, крепость, защита.) .
Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)
- Диагностика знаний учащихся. Тест.
- Вывод: Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место,где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое,достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
- Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней земле на встречу Будущему будут шагать человек не сгибаемой воли и маленький мальчик с простым русским именем.
- Рефлексия: Почему Андрея Соколова можно назвать мужественным человеком?
- Как вы понимаете, что такое мужество? Почему мы можем сказать, что мужество советских людей и их любовь к Родине помогли победить врага? Какие примеры мужества советских людей вы знаете?
- Почему М.Шолохов назвал свой рассказ «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова».
- Какой вывод вы сделали для себя из этого урока?
- Домашнее задание.
- Расспросите дома об участии в Великой Отечественной войне своих родных ( деда, прадеда) и попробуйте составить рассказ «Судьба моего деда (прадеда).
- Сделать рисунки к рассказу. Они будут оцениваться отдельно.
- Мониторинг урока
- Итог урока