Павлодар облысы
Баянауыл ауданы
Ш. Айманов атындағы жалпы орта білім беру мектеп-интернаты
Орыс тілі мен әдебиет пәнінің мұғалімі:
Сакипова Несебели Кумыскалиевна
Тема: Историческая правда и художественный вымысел в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Цели: — путём сопоставленного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Е.Пугачёву, как к исторической личности и художественному образу;
— через восприятие образа Пугачёва прийти к осознанию идеи повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Тип урока: интегрированный (литература и история) с использованием мультимедийной презентации.
Ход урока
- Организационный момент. Создание образовательной среды.
- Вступительное слово учителя: — Героями пушкинских произведений были Пётр Первый, Борис Годунов, Гетман Мазепа и Емельян Пугачёв, о котором наш сегодняшний урок.
Дела давно минувших дней,
преданья старины глубокой… (слайд)
Давайте назовём причины обращения Пушкина к «пугачёвскому бунту»
— Что толкнуло поэта к написанию «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»? III.Реализация.
Своеобразие композиции:
-смысловая наполненность заглавия произведения.
Почему называется «Капитанская дочка»?
Расшифруем название.
Задание I. Запишем в тетрадях два слова и подберём ассоциации к ним:
капитанская дочка
честь семья
Отечество мать
долг понимание
Реа служение верность
присяга сочувствие
Задание II. Продолжить таблицу — события , связанные с данными словами:
капитанская дочка
отъезд Петра в крепость отношения в семье Мироновых
осада крепости дуэль и честность Маши
гибель Мироновых помощь Пугачёва
милость Екатерины II
семейное счастье героев
— Какими словами мы можем объединить все слова и словосочетания в I столбике? (война, офицерская служба)
— Во II cтолбике? (дом, семья, любовь, счастье близких, т.е. общечеловеческие ценности)
И носителем этих ценностей является Маша Миронова. Ведь именно ради неё Гринёв, пренебрегая воинским долгом, обращается за помощью к самозванцу.
Пугачёв возмущён тем, что обижают сироту (что считается великим грехом.)
Екатерина II не судит Гринёва (ведь по закону он- преступник), а милует т.е. семейное здесь существеннее исторического.
Блиц – опрос (слайд)
(по страницам романа…)
1 группа
- Имя отца Петра Гринёва?
- Отец служил при графе Минихе…
- Сколько детей было в семье Гринёва?
- Сыну был пожалован в дядьки…
- Для обучения Петруши был нанят француз …
- …, который в Отечестве своём был…
- …,а в Пруссии …
Блиц – опрос
(по страницам романа…) (слайд)
2 группа
- На каком уроке батюшка застал Бопре спящим?
- В это время Петруша …
- Шаматон – это…
- Капитан Миронов был необразованный и простой, но самый…
- Швабрин сказал Гринёву: «Ежели хочешь, чтобы Маша ходила к тебе в сумерки, то вместо стихов подари ей…»
Задание III. Принцип антитезы в системе образов. (слайд)
— Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы (противопоставления).
Пугачёв «генералы» Пугачёва
Швабрин Гринёв
Оренбургские генералы Екатерина II
Задание IY. Портрет как способ характеристики героев ( портрет, речевая манера, черты характера, поступки, авторская позиция). (слайд)
1 группа- образ Пугачёва.
2 группа- образ Гринёва
Использование внесюжетных элементов. (слайд)
- Сон Гринёва.
- Письмо от отца Гринёва.
- Калмыцкая сказка.
Особая роль эпиграфов. (слайд)
Выделяют главное событие.
Символические образы: (слайд)
( путь, буран, виселица, орёл, ворон).
Историческая правда | Художественный вымысел |
· «Мужицкий царь»
· Взятие городов , крепостей. · Безуспешная осада Оренбурга. · Умный,отважный. · Жестокий · Трагическая судьба |
· Взаимоотношение с Гринёвым.
· Способен проявить милость. · Может быть благодарным. · Способен оценить честь и мужество противника.
|
Проблематика романа. (слайд)
- Проблема чести, долга и милосердия.
- Проблема личности в истории.
- Проблема роли народа в истории.
- Проблема власти.
- Проблема семейных ценностей.
- Проблема нравственного выбора.
Вопрос: Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II или Пугачёв?
Вспомним два эпизода: 1. Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши.
- Встреча Маши и Екатерины II.
-Похожи ли эти эпизоды? Чем? (Да. Гринёв говорит Пугачёву о сироте, которую обижают. В этих двух сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых) .
«Государь» — в одном случае самозванец, в другом случае — «маска».
Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени, значит, в той и другой сцене общим является обман.
Вывод: Такой характеристики больше заслуживает Пугачёв, т.к. узнав, что Маша – дочь Миронова, он отпускает её с Гринёвым и желает им счастья. А императрица своё милосердие связывает не с несчастьем влюблённых, а с Машей прежде всего, как дочерью капитана, погибшего за царский престол.
Основная идея автора: «Береги честь смолоду…» (слайд)
Этот наказ получает Петруша от отца, отправляясь на службу. Главный герой- Пётр Гринёв воспитывался в обстановке высокой нравственности. Вспомните , какими словами воспитывает его Савельич, когда он впервые женился (рассказ эпизода).
Первый раз Гринёв поступил по совести и чести, вернув карточный долг (рассказ эпизода).
И потом, когда Пугачёв помогает Гринёву освободить Машу, то Гринёв хоть и благодарен Пугачёву, но присягу Отечеству не нарушает, сохраняя честь. (Видит бог, что жизнью моей рад бы заплатить тебе за то , что ты сделал. Только не требуй того , что противно чести моей.)
- IY. Рефлексия.
— Какой вопрос был поставлен в романе?
(вопрос о зависимости жизни людей от хода истории)
— Чему вы научились у героев повести?
— Актуальна ли повесть Пушкина в наше время?
— Обратимся ещё раз к эпиграфу урока. Помните всегда эту мудрую пословицу. Именно честь – ценность, которая делает человека – Человеком.
Y.Домашнее задание:
Попробуйте завершить рассказ о жизни героя, используя детали его биографии из послесловия.
[bws_related_posts]