Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Основные способы образования слов

Основные способы образования слов

Мангистауская область

город Жанаозен

 сш №20

учитель русского языка и литературы

Абылгазыева Алуаш Калмаковна

 Тема:                                     Основные способы образования слов

Цель урока:              1. Учить образовывать слова, выделять и определять части слова, совершенствовать навыки морфемного анализа слов, развитие логического мышления и навыков самостоятельной работы;

  1. Воспитание любви к чтению книг.

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы:      по технологии «Трехмерная методическая система».

Оборудование:         слайды, рабочие тетради, прозрачный журнал.учебники, интерактивная доска.

Ход  урока:

І этап: а) организационный момент

 б) психологический настрой:

Эпиграф к уроку.

«Я верю, в будущее поколение уверен, что ваши знания, ваша энергия и ваш труд будут работать на построение сильного и процветающего Казахстана».

Первый Президент РК Н.А.Назарбаев

Ход  урока:

ІІ этап: а) самостоятельная работа по учебнику, работа в рабочих тетрадях

   б) запись баллов в прозрачном журнале

ІІІ этап: а) проверка уровневых заданий

    б) запись в прозрачном журнале, счет баллов

 Лексическая тема  урока:

Хорошая книга – твой друг и наставник.

Задания «Мостика» на повторение пройденного материала І этап  Задания на актуализацию.

  1. Что такое морфемика?
  2. Какая часть слова называется морфемой?
  3. Что изучает словообразование?
Теоретическая часть.

Теория «Узнавание»

Кто? Что? Какой?

ІІ этап. Задание для самостоятельного усвоения новой темы. 12 мин.
  1. За счёт чего может пополняться словарный постав языка?
  2. Какие способы словообразования  ты знаешь?
  3. Обозначь морфемный состав слов:

Поход, книжка,  прочитают.

Теория «Понимание» Объясни способ образования слова – интересная
Теория «Анализ» (сравнить и выявить различия, найти общее)

 

 

Сравни различия и найди общее в словах – рассказ и сказка:
Теория «Синтез» Обозначь кластер знаками по новой теме:

 

Практическая часть. Теория «Применение» Выполни упр. 235

Определи от каких слов и с помощью чего образовано данные слова?

Ответ: книжный           книга

читательский           читатель

написать             писать

перечитать          читать

пришкольный          школьный

Теория «Оценка» 1.Для чего тебе нужны в речи способы образования слов?
ІІІ этап обратной связи (этап оценивания)
 

1-уровень (5 баллов) 5 мин.

Теория «Узнавание»

 

 

Тест

1.Определи способ образования слова детский:

А) приставочный                     В) суффиксальный                             С) приставочно-суффиксальный

2. Определи способ образования слова навсегда:

А) приставочный                     В) приставочно-суффиксальный                             С) суффиксальный

3.От какого слова образовано слово учительство:

А) учительский

В) учитель

С) учить

4.Определи последовательность образования слова пришкольный:

А) школа, школьник, пришкольный;

В)школьный, школьник, пришкольный;

С) школа, школьный, пришкольный.

5.Какой раздел русского языка изучает образование слов?

А) словообразование

В) морфология

С) лексика

Теория «Практика» Выполни упр 239.

Запиши слова в два столбика и обозначь морфемы:

Приставочный Прист.-суффиксальный
соавтор собеседник
пригород бессмыслица
пригорок сбежать
беспорядок освежить

 

  2-уровень (5 баллов + 4 балла) = 9 баллов   7 мин
Теория «Понимание» Объясни способ образования слова последовательный:

Ответ: образовано от слова след к которой прибавлены суффиксы:

-ова -, -тель -, -н- и приставка по -, следовательно, это приставочно – суффиксальный способ образования слов.

Теория «Анализ»      Сравни, чем отличается и что общее в словах?

Ученый                        учить

учить                            учат

выучить                        учишь

учение                          учила

учитель                        учили

отличие общее отличие
-Разные Корень — уч -одинаковые
по лексическому   по лексическому
значению;   значению
-однокоренные   -формы слова
слова    
Практика «Применение»  Выполни упр 242

1.Выпиши  три глагола и подбери однокоренные слова

2. Определи основную мысль текста.

  ІІІ уровень  (9 баллов + 3 балла = 12 балл)
 Теория «Синтез»

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Составь из данных морфем новые слова.

подвозка запеть поход бессоница
ходить морозец слово смертный
  горька курица лесной
  песни трава зеленый

 

подход,              заморозки,                 пословица,         бессмертный

2. Сделай вывод по новым словам:

Практика «Оценка» Вырази свое мнение :

1.Как ты думаешь для чего тебе нужно чтение книги?

2. Что нового ты узнал(а) нового на уроке?

   Подведение итога по прозрачному журналу, т.е. счёт баллов.

Домашнее задание упражнение 244 , правило.

 [bws_related_posts]

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *