Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » В.В.Путилиной «Вишнёвая ветка»

В.В.Путилиной «Вишнёвая ветка»

Бекежанова Айнаш Саутбековна
средняя школа № 29
Урок литературного чтения по рассказу
В.В.Путилиной «Вишнёвая ветка» в 7 классе

Цель: развитие критического мышления при изучении и анализе
текста в коллективной работе.
Задачи:
1)Образовательная: формирование умений анализировать текст по остановкам.
2)Развивающая: развитие критического мышления, творческих способностей учащихся, осуществление межпредметной связи, использование дополнительной литературы
3)Воспитательная: восприятие чувственного отношения к природе,
воспитание нравственных сторон личности.
1.Организационный момент.
2. Психологический настрой урока..
— С каким настроением вы пришли на урок? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться . Подарите лучистые улыбки друг другу, нашим гостям, чтобы на душе теплее стало, ярче стал день.
Дома вы предварительно прочитали рассказ Валентины Васильевны Путилиной «Вишневая ветка». Поэтому на чтении останавливаться не будем. Имя замечательной писательницы Валентины Путилиной известно не только в нашей стране. Её книги читают в Чехословакии, во Франции, в Японии и во многих других странах мира. Так велика их популярность. Писательница знала тайну живого слова. Потому всё в её книгах живёт, дышит, звучит. Там слышны голоса птиц и зверей, лесные шорохи, журчание ручья. Произведения В.Путилиной: «Приключения Дук-ду», «Тёплый хлеб», «Две Борьки», «Младший брат», «Дом с аистами», «Дашины письма».
– Как вы думаете, что это тикает? Не часы, а тикают.
— А что такое сердце?
— Это самый важный, центральный орган человека.
— Это орган кровообращения.
— А в переносном смысле?
— Это символ переживаний, чувств и настроений человека.
— Если слово имеет прямое и переносное значение, значит это многозначное слово.
— Найдите орфограмму в этом слове (подчёркиваю сердце).
— Какой согласный -д- в этом слове, как мы проверяем?
— Проверяем гласной буквой или подбираем однокоренные слова.
— Какие однокоренные слова можно придумать к этому слову? (вспомните, что такое однокоренные слова)
— Сердце – сердечко, сердечный, сердцевина, бессердечный ……
3. Постановка темы и целей урока.
Наш урок будет связан со словом «сердце», значит о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— О доброте и о добрых поступках.
— Правильно. А что такое доброта? Какого человека называют добрым?
Доброта – это волшебное лекарство, вылечит от многих недугов.
Добрый человек всегда окружён искренними людьми. Он бережно относится ко всему окружающему (к людям, к животным, к природе, к вещам и т. д)
Доброту и любовь нельзя купить за деньги.
— О каком человеке мы речь ведём, когда говорим, что у него «золотое сердце»? (об очень добром человеке).
— А когда мы говорим, что «у него нет сердца»? (о злом, жестоком человеке).
Обратите внимание на эпиграф и пословицы урока:
«Доброта — это солнце, которое согревает
душу человека» (М. Пришвин)
На добрый привет — добрый ответ.
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Новые слова: (на доске)
Багровый – кып — кызыл
Перепелка – бөдене, птица
Гроздь – бір шоқ, пучок
Свёрток – завёрнутая вещь
4.Групповая работа. Текст разделен на 2 остановки.
1остановка «Унылая пора! Очей очарованье!»
По этой проблеме работает 1 группа. Они отвечают на 5 вопросов:
1) Какое настроение вызвал осенний лес у учительницы?
( радостное, она улыбалась весёлым нарядам у осени).
2) Какие эпитеты используют для описания осени?( осень, необыкновенная, задумчивая, золотая, прозрачный воздух, серебряные паутинки, весёлый наряд у осени)
3) На какие краски осени обратила внимание ребят учительница?
(на цветные краски-жёлтые, зелёные, оранжевые, красные, лиловые).
4) Что узнали ребята о птицах, благодаря Лидии Алексеевне?(о том, что журавли и другие птицы улетают, а самая маленькая птица перепёлка пешком уходит от зимы).
5) Какие чувства вызвала учительница у Лены?
(Она смотрела, как падают листья с березы. Ей было грустно. И улыбнулась только после слов учительницы: « Весной все зазеленеет снова»).
2 остановка «Зорко лишь одно сердце»
По этой проблеме работает 2 группа. Они отвечают на 5 вопросов.
1. Почему учительница не пришла на урок? ( ОНА ЗАБОЛЕЛА, У НЕЁ БОЛЕЛО СЕРДЦЕ)
2. Почему у Лены возникло стрессовое состояние после разговора с новой учительницей? (Лена забыла, что она Каштанова, потому что Лидия Алексеевна её называла Леной, а Ольга Сергеевна называла по фамилии, даже не замечала её
3. Как выглядела новая учительница по сравнению с Лидией Алексеевной? (Молодая, длинные светлые волосы, большие синие глаза, но не добрые и не злые).
4. Чему радовалась Лидия Алексеевна? (Хотя она не знала, кто дарит ей цветы, оставляя их на крыльце, она знала, что это её ученики. В такие дни она становилась весёлая, говорила, что цветы помогают ей лучше всяких лекарств).
5. Чем удивила Лена ребят под Новый год? (Однажды под Новый год Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток. Все ахнули, когда увидели среди зимы живую вишнёвую веточку с белыми цветами и нежными зелёными листочками. Лена рассказала, что они с мамой поставили веточку в воду и месяц ждали. И она расцвела.
5.Работа в паре.
а) 1 группа: «Лена с грустью смотрела, как листья падают…». Выписать понравившиеся цитаты и написать свое мнение, почему понравились эти строки?
Примерное мнение первой ученицы:
«Мне эти строки понравились потому, что Лена отличалась от своих сверстников своей наблюдательностью, умом, эмоциональным настроем.
Мнение второй ученицы в паре:
Лена , как никто другой, понимает окружающую природу. Когда ребята разбежались собирать дары золотой осени, Лена ничего не собирала. Она смотрела, как падают листья с березы. Ей было грустно. И улыбнулась только после слов учительницы: « Весной все зазеленеет снова».
2 группа: « Лена загородила веточку…»
Мнение первой ученицы: « Мне эти строчки понравились потому, что я увидела в Лене ее самое красивое душевное качество. Даже зимой она не забывала свою учительницу и вырастила для нее вишневую ветку. Золотое сердце у этой девочки».
Мнение второй ученицы в паре:
«Эти строки понравились потому, что Лена своим отношением к людям преподнесла интересный урок новой учительнице. Ведь она ни разу не напоминала детям, что нужно навестить ее. Она поняла свою ошибку и тихо сказала: «Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидие Алексеевне твой новогодний подарок». И глаза её были теперь не просто большие и синие, а добрые, как у Лидии Алексеевны».
Учитель: В своих ответах мы слышали такие слова: как золотое сердце, черствое сердце, золотая осень. Поэтому следующий этап работы:
4. Ассоциации. Работа у доски.
В своих ответах мы слышали такие слова: как золотое сердце, черствое сердце, золотая осень. Поэтому следующий этап работы «Ассоциации».
1группа: ОСЕНЬ: (золотая, задумчивая, прохладная, дождливая, и.т.д.)
2группа: СЕРДЦЕ: (железное, зоркое, орлиное, благородное, и.т.д.)
Учитель: найдите слова с переносным значением (эпитеты).
5. Составить сравнительную характеристику учителей в форме кластера
Ученики называют особенности характеров учителей, сходства и различия. Учитель вписывает сказанное учащимися в схему.
Лидия Алексеевна Ольга Сергеевна
Пожилая Молодая
Чуткая Невнимательная
Добрые глаза Не добрые и не злые
Длинные светлые волосы Длинные светлые волосы
Синие глаза Синие глаза
Тихий голос Громкий голос
Всех называет по имени Всех называет по фамилии
Опытная учительница Не имеет опыта
6.Групповая работа «Составление кластера»
1 группа «Образ Лены Каштановой».
Лена Каштанова
Тихая, благодарная, наблюдательная, незаметная, благодарная, застенчивая,
любит своих учителей, сопереживает
Сопереживает («Ей грустно расставаться с летом»).
Тихая («Лена не любит, когда разговаривают очень громко»).
Незаметная («Ольга Сергеевна даже не замечала её и никогда ни о чём не расспрашивала»).
Благодарная («Лена приносила Лидия Алексеевне цветы и оставляла на крыльце»).
2группа. Составление кластера «Каким должен быть учитель?».
Учитель
Добрый, справедливый, умный, внимательный, хорошо знающий свой предмет, чуткий
7. Рефлексия.
— О чем автор заставил вас задуматься? ( О красоте человеческой души)
— Объясните смысл выражения «красота человеческой души».
(воспитывать в себе нравственные качества и ценить хорошее)
— Почему рассказ назван «Вишневая ветка»?
( Вишнёвая ветка, выращенная Леной, перевернула душу новой учительницы. Она поняла чёрствость своей души и ошибки, которые допустила. Вишнёвая ветка преподнесла
новой учительнице урок нравственности).
8. Волшебные « Цветики – семицветики»
На память о нашем уроке мне хочется подарить вам вот такие волшебные «Цветики – семицветики».
Если вы почувствуете, что вам очень не хватает в какую – то минуту одного из нравственных качеств, оторвите лепесток, подумайте и оцените то, что на нем написано, и произойдёт чудо – это качество в вас проявится.
9. Коментирование оценок.
10. Домашнее задание на выбор:
— написать мини- сочинение “Красота человеческой души»
— написать эссе « Моя любимая учительница».
11. Видеоролик об учителях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *