Ткаченко Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов,
КГУ «Григорьевский комплекс
школа – детский сад»
Тема : Дико растущие и культурные растения
Цели урока:
Изучить особенности культурных и дикорастущих растений.
Научить детей распознавать растения.
Воспитывать в детях любовь к природе.
Создание проекта «Дикорастущие и культурные растения».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Ход урока
- Организационный момент.
Слайд 1. Дикорастущие и культурные растения.
Объявление темы урока.
- Вступительное слово учителя.
Слайд 2.
Учитель: Ребята! Сегодня вы отправитесь в удивительный мир растений. Цель нашего урока: научиться различать дикорастущие и культурные растения, узнать много интересного из жизни растений.
III. Работа в дневнике наблюдения.
Проверка домашнего задания.
Слайд 5.
Ученики работают с индивидуальными карточками.
Карточка 1.
Подчеркни: деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – зелёным.
Слива, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, берёза, малина.
Карточка 2.
Подчеркни: хвойные растения синим карандашом, а лиственные – зелёным.
Осина, ель, дуб, сосна, клён, лиственница, ясен, ива.
Карточка 3.
Найди ошибки. Вычеркни неверные утверждения. Хорошо подумай.
Деревья | Кустарники | Травы |
липа | крыжовник | подорожник |
ромашка | смородина | одуванчик |
береза | дуб | малина |
— Какую пользу приносят листья растению?
-Какие задачи они выполняют?
-Какими бывают листья по форме?
-Что такое листопад?
— Как изменяется цвет листьев?
— Почему опадают листья?
— Какую пользу приносят опавшие листья?
- Введение в новую тему.
Слайд 6.
- Сегодня мы продолжим изучать мир растений. Вы уже знаете, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. А теперь мы посмотрим на растения с другой стороны.
- Слайд 7 .Сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения.
Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница и т.д.
Растения одевают человека – лён, хлопок.
Растения лечат человека – мать и мачеха, душица и т.д.
Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо.
- Слайд 8.Есть разные растения. Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
- Слайд 9.
Учитель: Чем похожи и чем различаются ель и яблоня?
Учащиеся: Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу.
5.Слайд 10.
Учитель: Чем похожи и чем различаются ягоды можжевельника и красной смородины?
Учащиеся: Общее – кустарники, можжевельник растёт в лесу, смородина – в саду, за ней ухаживает человек. Оба кустарника приносят пользу.
Слайд 11.Первая группа растений, выращивает которые человек, это культурные растения. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёмах. Это дикорастущие растения.
- Знакомство с дикорастущими и культурными растениями.
Слайды 12-14. (Фиалка, земляника, незабудка ).
Приведите примеры дикорастущих растений.
Учащиеся приводят свои примеры дикорастущих растений.
- Знакомство с культурными растениями.
Слайды 15-16. Овощные.(Перец, картофель, огурцы, морковь, чеснок).
Слайд 17. Плодовые. (Груши, сливы, яблоки, груши).
Слайд 18. Овощные и плодовые. Прилавок на рынке. (Апельсины, киви, бананы, гранат, капуста и т.д.).
Слайд 19. Зерновые. (Пшеница). Показ учителем семян пшеницы.
Слайд 20. Гречиха. Показ учителем семян гречихи.
Слайд 21. Рис. Показ учителем семян риса.
Слайды 22-25. Декоративные. (Роза, гладиолус, георгин. Клумба с цветами).
Слайды 26-27. Прядильные. (Лён, хлопок). Показ учителем полотенец из хлопка и льна, сетки для украшения букетов.
VII. Работа по учебнику.
В учебнике на с.73 учащиеся зачитывают таблицу «Плоды сухие и сочные». Учащимся рекомендуется добавить по 2-3 названия каждой группы.
VIII. Загадки о растениях.
Слайд 28.
Цветок, название которого совпадает с мужским именем. (Василёк)
Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе.
2.Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
- От этого растения пошла игра «Любит, не любит». (Ромашка)
4.Был он желтеньким цветком —
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик —
Облетает… (одуванчик)
5.Вот корзинка с черным донцем
Целый день следит за солнцем.
В ней так много зернышек.
Что это? (Подсолнушек)
6.Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
7.Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
- Рассказы учащихся о растениях.
Слайд 36.
Лук. Самый распространённый овощ в мире – лук. Его остатки находят даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.
Картофель. Родина картофеля – Южная Америка. В Россию картофель привёз император Пётр I из Голландии. Русские крестьяне не желали сажать картофель, а предпочитали сажать репу и капусту. Тем же, кто соглашался выращивать картофель, стали выдавать денежные премии.
Крапива. Крапива – первое «витаминное» растение, которое появляется весной. Её листья и молодые побеги съедобны, а то, что она и «кусается», так это очень полезно для здоровья.
Бархатцы. Это «мексиканцы» по происхождению. Из них делают духи и успокоительные лекарства. С помощью их аромата можно защищать жилища от назойливых мух.
Далее дети делают краткий обзор подготовленных сообщений о растениях.
- Выставка работ учащихся.
Слайд 41.
( Выполнение кластера).
- Обобщение.
Слайд 42.
Объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения.
Готовясь к уроку, учащиеся создали проект « Дикорастущие и культурные растения». Учитель показывает завершённый проект учащихся и благодарит всех за хорошую работу.
XII. Просмотр слайдов 30-37 «Как прекрасен этот мир!»
Домашнее задание: материал учебника – с.73-74, рабочая тетрадь –25.
[bws_related_posts]