|
||||||||||||||||||||||
Этапы занятия | Время | Запланированная деятельность на уроке | ||||||||||||||||||||
Вызов | 3 мин | Создание позитивного настроя
С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки: 1. И с хорошим настроением мы начинаем наш урок. Сегодня мы работаем в творческой мастерской и проведем исследование по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон». Вступление: А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Хамелеон”, постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
|
||||||||||||||||||||
Этапы занятия
Изучение нового |
3 мин | Цитаты: Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно. (А.М.Горький) Краткость – сестра таланта. (А.П.Чехов) |
||||||||||||||||||||
Уровень «знание»
Уровень «понимание»
Уровень «применение»
Уровень «Анализ»
Уровень «Синтез»
Уровень «Оценивание» |
3 мин
3 мин
5 мин
5 мин
10 мин
8 мин
3 мин |
Учащиеся предварительно прочитали сатирический рассказ А.Чехова «Хамелеон»
Задание 1. Стратегия «1 минута». В парах рассказывают краткое содержание рассказа.
Задание 2. Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» 1. Что нес городовой в решете? 2. Какова фамилия полицейского надзирателя? 3. Какова фамилия городового? 4. Какого цвета пятно было на спине у собаки? 5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина? 6. Какие в основном собаки были у генерала? 7. Кто такой Прохор? 8. Как звали брата генерала? 9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя? 10. Зачем приехал брат генерала? 11. Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.)
Задание 3: «Поясните термины «юмор», «сатира», «виды смеха», «приемы комического». Как вы думаете, рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое? Особенность творчества Чехова заключается в том, что «мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира. Виды смеха Юмор Сатира (добрый смех) (злой смех) (человеческие пороки, (социальные пороки слабости) общества) Юмор-это безобидная насмешка, вызывающая веселый смех. Предмет юмора — частные недостатки. Сатира-это негодующий злобный смех, направленный на обличение. Предмет сатиры — опасные пороки Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира — это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру? (В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)
— Кто является героями произведения? — Как вы думаете, почему у них такие фамилии? — Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим? Хрюкин – свинья, хам, невежа. Очумелов – чумной, одуревший. Следовательно, Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.
Задание 4: Приём «Фишбоун». Заметили ли вы, что происходит с Очумеловым, когда он пытается разобраться в сложившейся ситуации? От чего оно зависит? Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини — исследования по тексту Изображаем рыбий скелет» : в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?». На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.
В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 : «Я покажу вам, как собак распускать!» — «…истребить надо! Немедля!» — и так далее). — Сколько раз меняет своё мнение Очумелов? — В связи с чем это происходит? — Какими мы называем таких людей? (лицемерными, угодливыми …) Синтез. — Так почему же рассказ назван «Хамелеон»? — Несет ли в себе название рассказа идейный смысл? — Кого мы можем назвать хамелеоном?
Письменная работа Написать РАФТ «Рассказ своему приятелю о произошедшем» RAFT-технология —описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Р – роль (от чьего лица) А – аудитория (для кого) Ф – форма (в каком жанре) Т – тема (выбрать тему) Написать РАФТ от лица персонажей «Хамелеона» А.П.Чехова: 1 гр. «Письмо Хрюкина о произошедшем своим приятелю» 2 гр.«Рассказ собаки о событиях из жизни» 3 гр. «Письмо Очумелова сослуживцу» 4 гр. «Письмо Прохора другу»
Взаимооценивание (комментарии учащихся) |
||||||||||||||||||||
Рефлексия | 2 мин | Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались. Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие. На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочки с теми качествами, которые должны быть с вами всегда.
Приём «Хайку». Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку. 1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то 2. Где и что делал (место и действие) 3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)
|
||||||||||||||||||||
Домашнее задание | 1 мин | Прочитать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», подготовить чтение по ролям. |
[bws_related_posts]