Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Дата:17.05.17 г. Класс 7а    
Тема  занятия: Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Общие  цели: Учащиеся будут знать:

 текст художественного произведения;
 значение терминов юмор и сатира;
— способы и приемы изображения смешного;
— элементы композиции рассказа.

Учащиеся должны уметь:

— читать и понимать текст;
— систематизировать собранный материал по плану;
— использовать опорные слова и обороты речи при оформлении мыслей;
— оформлять работу в едином орфографическом режиме.

Результаты  обучения: Ученики знают:

—          Содержание рассказа «Хамелеон»

—          Юмор — (англ. humour –  нрав, настроение) —  изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.

—          Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Ученики умеют:

—          Читать и понимать текст;

—          Анализировать текст, делать выводы по прочитанному;

—          Сопоставлять, сравнивать, классифицировать

—          Систематизировать собранный материал в виде схемы;

—          Представлять работу группы.

—          Применять знания в новой ситуации.

Ключевые  идеи:  Чехов умеет писать так, чтобы словам

было тесно, а мыслям – просторно.  (А.М.Горький)

Краткость – сестра таланта.  (А.П.Чехов)

Этапы занятия Время Запланированная деятельность на уроке
Вызов  3 мин Создание позитивного настроя

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки:
красная — страх, нежелание идти на урок.
желтая — апатия, безразличие, вялость,
зеленая — стремление узнать что-то новое, интересное, нужное.

1.      И с хорошим настроением мы начинаем наш урок. Сегодня мы работаем в творческой мастерской и проведем исследование по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».

Вступление:

А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ “Хамелеон”, постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.

 

Этапы занятия

Изучение нового

3 мин Цитаты: Чехов умеет писать так, чтобы словам

было тесно, а мыслям – просторно.  (А.М.Горький)

Краткость – сестра таланта.  (А.П.Чехов)

 

Уровень «знание»

 

 

 

Уровень «понимание»

 

 

 

 

 

 

Уровень «применение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень  «Анализ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень  «Синтез»

 

 

 

 

Уровень  «Оценивание»

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

 

3 мин

Учащиеся предварительно прочитали сатирический рассказ А.Чехова «Хамелеон»

Задание 1. Стратегия «1 минута». В парах рассказывают краткое содержание рассказа.

 

 

Задание 2. Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

1. Что нес городовой в решете?

2. Какова фамилия полицейского надзирателя?

3. Какова фамилия городового?

4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?

5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?

6. Какие в основном собаки были у генерала?

7. Кто такой Прохор?

8. Как звали брата генерала?

9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?

10. Зачем приехал брат генерала?

11. Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.)

 

Задание 3: «Поясните термины «юмор», «сатира», «виды смеха», «приемы комического». Как вы думаете, рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» –  произведение  юмористическое или сатирическое? Особенность творчества Чехова заключается в том, что «мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.

                                            Виды смеха

Юмор                                                     Сатира

(добрый смех)                                           (злой смех)

(человеческие пороки,                            (социальные пороки                                   слабости)                                                       общества)

Юмор-это безобидная насмешка, вызывающая веселый смех. Предмет юмора — частные недостатки.

Сатира-это негодующий злобный смех, направленный на обличение.

Предмет сатиры — опасные пороки

Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира — это безжалостное обличение пороков.

 

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?

(В «Хамелеоне», как и в других рассказах, автор использует сочетание сатиры и юмора,   хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)

 

— Кто является героями произведения?

— Как вы думаете, почему у них такие фамилии?

— Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим?

Хрюкин – свинья, хам, невежа.

Очумелов – чумной, одуревший.

Следовательно, Чехов использует приём говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

 

Задание 4: Приём «Фишбоун».

 Заметили ли вы, что  происходит с Очумеловым, когда он пытается разобраться в сложившейся ситуации? 

От чего оно зависит?

Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини —  исследования по тексту

  Изображаем рыбий скелет» :  в голове помещаем проблемный  вопрос «Чья собака?».

На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки,  мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних – решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

 

В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 :  «Я покажу вам, как собак распускать!» — «…истребить надо! Немедля!» — и так далее).

— Сколько раз меняет своё мнение Очумелов?

— В связи с чем это происходит?

— Какими мы называем таких людей? (лицемерными, угодливыми …)

Синтез.

— Так почему же рассказ назван «Хамелеон»?

— Несет ли в себе название рассказа идейный смысл?

—  Кого мы можем назвать хамелеоном?

 

Письменная работа

Написать РАФТ «Рассказ  своему приятелю о произошедшем»

RAFT-технология —описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа.

Р – роль (от чьего лица)

А – аудитория (для кого)

Ф – форма (в каком жанре)

Т – тема (выбрать тему)

Написать РАФТ от лица персонажей «Хамелеона» А.П.Чехова:

1 гр. «Письмо Хрюкина о произошедшем своим приятелю»

2 гр.«Рассказ собаки о событиях из жизни»

3 гр. «Письмо Очумелова сослуживцу»

4 гр. «Письмо Прохора другу»

 

Взаимооценивание (комментарии учащихся)

Рефлексия 2 мин Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.
На доске перед вами дерево совести.

Возьмите у себя на партах листочки с теми качествами, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.


Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

 

Приём «Хайку».  Цель этого приёма – осмыслить свою деятельность на уроке и дать личностную оценку.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то

2. Где и что делал (место и действие)

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений)

 

Домашнее задание 1 мин Прочитать рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», подготовить чтение по ролям.

 

 [bws_related_posts]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *