Қызылорда облысы
Байқоңыр қаласы
№ 2 К.Э.Циолковский
атындағы орта мектеп
Туешеева Сәуле Рахметқызы
Тема: Подготовка к изложению «Голубая ель»
Цели:а) образовательная: ознакомить с рассказом, осмыслить содержание и структуру, обогатить словарный запас через толкование слов, определение ключевых слов;
комплексное применение знаний, умений, навыков;
б) развивающая: совершенствовать умение членить связный текст, находить: восприятие, воображение как вид творческой деятельности, мышление, аудирование (говорение) и память (зрительная и слуховая);
в) воспитательная: формировать нравственность, привить учащимся чувство любви и бережного отношения к природе, воспитать интерес к знаниям в целом, русской речи в частности.
Вид: традиционный.
Тип: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, словесный, коммуникативный.
Формы работ: фронтальная, индивидуальная, условно-групповая.
Межпредметная связь: литература, биология, география.
ТСО: медиапроектор, ЭВТ.
Наглядность: портрет Т.Н.Тэсс, названия изданных автором книг, фотоизображения голубой ели, характеристика из Википедии, Интернет-слайды «Горящее лето – 2010»
Раздаточный материал: базовые листы с текстом и заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
— взаимные приветствия.
— проверка внешней подготовки, организация внутренней готовности учащихся к уроку.
Эпиграф урока: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества» Теодор Рузвельт.
II. Опережающий материал – задание на дом: найти в Интернете информацию об авторе, подготовить сообщение о голубой ели (ученики комментируют свои презентации).
III. Ознакомление с новым материалом.
Первое чтение текста (учителем), цель – эмоциональное восприятие содержания.
Голубая ель.
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая ель серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мим, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто-то срубил. Срубил не у корня, а у забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (Т. Тэсс)
Вопросы к тексту:
Понравился ли Вам рассказ?
Расскажите о сюжете рассказа?
Какова основная мысль, идея рассказа?
К какому типу речи он относится?
Найдите в тексте фрагмент описания.
Объяснение значений слов учителем:
Пушистый – 1) покрытый пухом; 2) очень мягкий, пышный, напоминающий пух.
Щемящий от гл. щемить – 1) болеть, ныть. Щемит грудь, щемит в боку.2) в перен. Со словами «душу», «сердце». Щемит душу. Щемящая доска.
Изуродованное от гл. уродовать – калечить, портить, причинять увечья.
Содрогание от гл. содрогаться – 1) дрожать, колебаться от сотрясения. Земля содрогается от взрывов. 2) приходить в волнение, трепет от ужаса, боли, отвращения. Содрогаться всем телом.
Добротно от добротный – доброкачественный, прочный.
Укор (-а) – упрёк, порицание, выражение неодобрения, осуждения. Корить, упрекать.
Работа учеников с толковым словарём:
Рыхлый, дёрн, хвоя, гнев, подлец.
IV. Закрепление материала.
Второе чтение текста (учеником), цель – выследить причинно- следственную связь.
1. Расчленить текст на смысловые части.
2. Озаглавить каждую часть.
3. Составить план изложения.
Третье чтение текста (учеником), цель – устное изложение содержания.
Выпишите (опорные) ключевые слова и словосочетания, которые помогут раскрыть содержание всего рассказа.
Используя план и ключевые слова, попробуйте подробно пересказать каждый пункт плана.
Перескажите текст полностью.
Орфографическая разминка.
Объясните правописание следующих слов: посаженной, въехавшие, щемящий, изуродованное.
Задание на пунктуацию:
Сколько запятых в предложении?
Она очень разрослась и вечером если вы проходили мимо вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои запах детства запах чистоты.
А) 1
В) 2
С) 3
Д) 4
Е) 5
Расскажите о разделяющих и выделяющих знаках препинания. Сделайте пунктуационный разбор предложения.
Обратите внимание на язык текста, какой стиль речи использует автор?
Что такое художественный стиль, художественная речь?
Обратите внимание, как называет автор дерево в начале рассказа?
Найдите с чем (с кем) сравнивает он ель после проишествия?
А как он относится к человеку, срубившему эту ель, прочитайте.
Как Вы думаете, кто является главным героем рассказа?
V. Обобщение урока.
Подумайте, какую тему, проблему поднимает автор в своём рассказе через свою авторскую идею?
Показ слайда: Красный квадрат, «Горящее лето-2010»
Это предупреждение, ответ природы на ту экологическую ситуацию, которую мы сами спровоцировали. И теперь нам всем надо учиться жить с учетом этих обстоятельств. Надо отдавать себе отчет, что пепелище, которое остается позади, нам устроил не враг, а мы сами. Любители костров и салютов на природе, шашлыки подвыпившей компании – все это, конечно, можно назвать обтекаемо: «человеческий фактор», потому что иначе это придется назвать преступлением, повлекшим за собой тяжелейшую экологическую катастрофу.
С. Шойгу – министр РФ по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
VI. Домашнее задание.
Используя план, ключевые слова и словосочетания, составить конспект изложения.
VII. Подведение итогов урока.