Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Союзное сложное предложение (СПП)

Союзное сложное предложение (СПП)

Қызылорда облысы
Байқоныр қаласы
№ 2 К.Э.Циолковский
атындағы орта мектеп
Туешеева Сауле Рахметовна

Тема: Союзное сложное предложение. 2-й час. (СПП)
Лексическая тема: Сказочник. К. Паустовский.
Цели:   а) образовательная: ознакомление с лексическим материалом, осмысление его, обогащение словарного запаса учащихся; повторение и закрепление сложноподчинённых предложений: видов придаточных, смысловых отношений, вопросов, союзов и союзных слов; повторение сочинительных союзов и видов ССП, частичная проверка  ЗУН-ов.
б) развивающая: закрепление умения разбирать СПП, выработка умений, навыков различать  СПП от ССП, типов сложных предложений от видов; развитие речи: устной и письменной; памяти.
в) воспитательная: осмысление необходимости русского языка, привитие интереса к предмету и знаниям в целом.
Вид: традиционный.
Тип: повторение и закрепление знаний.
Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический, аналитический.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Наглядность: плакат «Порядок разбора СПП», портрет Х.К.Андерсена, титульный лист его первого сборника сказок.
Литература: энциклопедия для детей «Всемирная литература XIX – XX веков», том 15,  антология афоризмов «Великие мысли великих людей», том III.
Межпредметная связь: литература.
ТСО: оверхед-проектор.

Ход урока:
      I. Организационный момент.
— взаимные приветствия;
— подготовка к уроку;
      II. Опрос домашнего задания.
Упражнение 219. Записать пословицы, определить тип предложений, подобрать по смыслу казахские пословицы.
III. Закрепление домашнего задания.
Мы 2-й час повторяем союзные сложные предложения, на прошлом уроке мы повторяли ССП, сегодня вспомним о сложноподчинённых предложениях.
IV. Выполнение заданий по закреплению.
Лексической темой урока послужит рассказ «Сказочник» К.Г.Паустовского. Упражнение 221.

Чтение текста учеником.
Осмысление текста:
— О чём этот рассказ?
— Когда произошло описываемое событие?
— Сколько лет было мальчику и кто этот мальчик?

Чтение учеником статьи из книги «Великие мысли великих людей»:           Константин Георгиевич Паустовский  (1892 – 1968) – русский писатель. Мастер лирической прозы. Его произведения отмечены романтической настроенностью, вниманием к высоким человеческим чувствам, поэтичностью языка.
— Почему тот вечер был особенным?
— Что нашёл мальчик возле ёлки?
— Какие сказки он прочёл прежде всего?
— Почему автор считал, что ему повезло?
4.  Чтение учеником статьи из энциклопедии «Всемирная литература» о Хансе Кристиане Андерсене:
Сын бедного башмачника и прачки, Андерсен родился в 1805 году и прожил 70 лет. С раннего детства слышал от отца множество легенд  и преданий, которыми испокон веков славился его родной Оденсе (небольшой датский городок на острове Фюн). Чтение романтических историй позволяло на время забыть про нужду и голод; мир книг  и сказочная природа острова давали пищу неуёмному воображению Ханса. «Нет, я не был бедняком, как не был им и мой отец!» — вспоминал он впоследствии. «Богатство» буквально лежало под ногами, следовало лишь приложить чуточку фантазии.
5. Слово учителя: Вот кем стал этот мальчик. Ханс Кристиан Андерсен – великий датский писатель. Всемирную известность принесли ему проникнутые гуманизмом, лиризмом и юмором сказки, осуждающие общественное неравенство, эгоизм, корысть, самодовольство. В сказках он достиг наивысшего совершенства.
— Какие сказки Андерсена Вы прочитали или просмотрели по телевидению, какая Вам понравилась?
6. Упражнение 222. Работа с текстом. Выделить из текста «Сказочник» сложноподчинённые предложения, прочитать их, поставить вопрос от главного к придаточному, определить вид придаточных, указать союзы и союзные слова.
7. Упражнение 223. Практическая работа на доске. Закончить предложения,  то есть составить СПП, сделать полный разбор СПП, изобразить графическую схему.
8. Игровой момент.
— Представьте СПП в виде солнца, от которого исходят лучи, то есть, виды придаточных. Посмотрите на записанные Вами на доске виды придаточных и назовите их.
Получилось шесть видов (времени, определительное, цели, изъяснительное, образа действия, причины), а какие ещё два вида придаточных мы не записали?
— Придаточное места и придаточное условное.
Давайте, запишем примеры на оставшиеся  два вида придаточных и разберём их.
9. Работа на доске.
Мало правды там, где много слов. (Пословица).
(СПП, главное – Мало правды там, вопрос – где?, придаточное места, присоединяется к главному при помощи союзного слова где, стоит после главного.)
 
Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!  (Изречение из антологии Г.Х.Андерсена).
(СПП, главное – Не беда появиться на свет в утином гнезде, вопрос – при каком условии?, придаточное условное, присоединяется к главному при помощи союза если, стоит после главного.)
10. Теоретическая работа. Ученики рассказывают правила о видах придаточных, находят союзы и союзные слова, при помощи которых придаточные присоединяются к главному.
Подчинительные союзы и союзные слова:
1)    Если, если то, раз, как.
2)    Потому что, оттого что, так как.
3)    Чтобы, чтоб.
4)    Который, какой, что, где, куда, откуда, когда.
5)    Когда, пока, как только, с тех пор, до тех пор, в то время как.
6)    Где, куда, откуда.
7)    Как, что, чтобы, как будто, словно, точно.
8)    Что, чтобы, кто, что, где, куда, как.

11. Тест. Определить вид ССП (с противительными, соединительными, разделительными союзами.)

А) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
         Б)  Жизнь даётся один раз, и нужно прожить её осмысленно.
         В) То солнце выскочит, то дождь покрапывает.
Проверка теста на дидактической доске.
12.  Рассказ правил о видах ССП.
13. Графический диктант. Поставить «+» в соответствующей типу предложения графе.

ССП

СПП с

прид. цели

СПП с

прид. прич.

СПП с

прид. изъяс.

СПП с

прид. опред.

1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

1)    Я пришёл к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
2)    Выглянуло солнце, и в доме стало светло.
3)    Ни на что не годится тот, кто годится только для себя.
4)     Чтобы иметь хорошие знания, надо упорно трудиться.
5)    Реки весной становятся полноводными, потому что тают снега.
Проверка диктанта на дидактической доске, самостоятельная оценка работ (выполняется карандашом): без ошибок – 5, за 1,2 ошибки – 4, за 3 ошибки – 3, более ошибок – 2.
V. Обобщение урока.
 Итак, мы сегодня повторили  СПП, а на прошлом уроке – ССП.
— Как называется группа, включающая эти два типа предложения?
— Союзное сложное предложение.
— Почему они называются союзными?
— Потому что, эти предложения соединяются при помощи союзов.
Мы сегодня завершаем тему «Союзное сложное предложение», со следующего урока начнём изучать «Бессоюзное сложное предложение».
VI. Домашнее задание на выбор:
1) Написать изложение по тексту рассказа «Сказочник», используя сложные предложения.
2) Выписать 6 сложных предложений из учебника «Литературное чтение», разобрать.
VII. Подведение итогов урока.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *