Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Открой для себя гения

Открой для себя гения

Қызылорда облысы
Байқоныр қаласы
№ 2 К.Э.Циолковский
атындағы орта мектеп
Туешеева Сауле Рахметовна
 Тема: «Открой для себя гения»
Классы: ученики 2,9-х,10-классов.
Место проведения: актовый зал.
Цель: предоставить образовательный материал по творчеству юбиляров: А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, развивать творческие способности учеников, привить интерес к предмету русской литературы, воспитывать чувство нравственности, любовь к искусству, духовность.
Ход мероприятия:

         Звучит медленная классическая музыка, две пары в костюмах 19 века танцуют бальный танец. Выходит маленький мальчик в пеньюаре, ищет глазами свою маму:

— Мама! – кричит спросонья. Молодая женщина, оставив танец, устремляется к ребёнку.

— Ты проснулся, мой мальчик? Арина Радионовна, уложите Сашеньку в постель.

Выходит взрослая женщина, с шалью на плечах, берёт мальчика за руку:

— Александр, пойдёмте, я расскажу вам сказку о Мёртвой царевне. Вдвоём уходят за кулису.

1-й чтец: Наступал 19 век, год 1801-й. Семья Пушкиных встречала дома вместе с друзьями Новый год – Новый век. Вместе с ними вступал в Новый век и маленький годовалый мальчик, в будущем великий гений России – А.С.Пушкин.

2-й чтец: Арина Радионовна, няня маленького Пушкина мастерски рассказывала сказки. Она знала много народных пословиц и поговорок. Она вводила маленького Пушкина в мир легенд, поверий, народного быта. За наклонность Пушкина к поэзии, русскому слову мы обязаны именно ей.

А сейчас Вы услышите отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Пойдёт направо – песнь заводит,

Налево – сказки говорит,

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

3-й чтец:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

4-й чтец:

Там лес и дол видений полны,

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька Черномор;

5-й чтец:

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя,

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

6-й чтец:

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит,

Там ступа с Бабою-ягой

Идёт, бредёт сама с собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух, там Русью пахнет!

7-й чтец:

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный,

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Выходят ученики 2-класса.

1-й чтец:

Какие стихи Пушкина ты запомнил первыми?

Про кораблик, что бежит в волнах? А может быть, про золотого петушка? Или про умную золотую рыбку из синего-синего моря? Всё волшебно в сказках Пушкина.

2-й чтец:

Стихи его прекрасны! Читаешь их, и будто они поднимают тебя над землей, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт. Как много в них тепла и добра!

3-й чтец:

Они звучат как музыка!

Солнце русской поэзии – так всегда называли Пушкина. Так называем его и мы!

Учитель:

До вершины славы поднялся Пушкин в литературе, но жизнь его была недолгой. Он прожил всего 38 лет. Представьте себе, скольки богатого наследия он завещал бы нам, если прожил бы ещё 38.

Сейчас, я хочу Вам прочитать стихотворение, которое запомнила в Вашем возрасте, его посвятил смерти Пушкина не менее гениальный поэт. Автор осуждает то общество, в котором довелось жить Пушкину, и ему самому, обвиняет убийцу гения, который был чужестранцем.

М. Ю. Лермонтов.

Смерть поэта.

Погиб поэт – невольник чести,

Пал оклеветанной молвой.

С свинцом в груди и жаждой мести,

Покинув гордой головой.

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один как прежде и… убит.

Убит. К чему теперь рыдания,

Пустых похвал ненужный хор,

И жалкий лепет оправдания.

Судьбы свершился приговор.

Что же? Веселитесь… Он мучений

Последних вынести не мог.

Погас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навёл удар, спасенья нет!

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво? Издалёка

Подобно сотням беглецов,

Заброшен  он по воле рока

На ловлю счастья и чинов.

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы,

Не мог понять он нашей славы,

Не мог понять, в сей миг кровавый

На что он руку поднимал!

Стихотворение, конечно, очень грустное, но на этом мы не будем ставить точку. Наше выступление продолжается…

 

Современная юмористическая миниатюра «Ревизор», заканчивается немой сценой.

Голос за кулисой:

« Немая сцена. Однажды написанная Гоголем для пьесы «Ревизор», она стала незаменимым атрибутом многих театральных постановок».

8-й чтец: « Эта сцена-миниатюра показывает, как актуальна тема, которую затронул Гоголь ещё в 19 веке, и по счастливой случайности день рождения самого писателя Гоголя Николая Васильевича. Ему в эти дни исполняется 200 лет.

9-й чтец: Гоголь вошёл в русскую литературу самобытным писателем. Белинский и Чернышевский, основоположники литературный критики, называли Гоголя «отцом русской реалистической прозы». Он создал такие произведения, которые потрясли Россию.

10-й чтец: Гоголь родился в деревне Великие Сорочинцы Полтавской губернии. В семье, кроме Николая было ещё пятеро детей. Часто навещал имение бывшего министра, дальнего родственника со стороны матери – Д.П.Трощинского. Здесь была обширная библиотека и домашний театр.

11-й чтец: Учился Гоголь средне, зато отличался в гимназическом театре как актёр и декоратор. Он играл женщин и стариков лучше, чем профессиональный актёр. Пишет первые литературные опыты: «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан».

12-й чтец: По окончании гимназии в 1828 году Гоголь с одним из своих друзей приезжает в Петербург, где завязывает обширные литературные знакомства с В.А.Жуковским, П.А.Плетнёвым, которые представляют его в 1831 году А.С.Пушкину.

13-й чтец: «Вечера на хуторе близ Диканьки» был дебютом Гоголя, который принёс ему славу. Уже в «Вечерах…» проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.

14-й чтец: Комедия «Ревизор» потрясла всю Россию. Царь Николай I заявил: «Ну и пьеска, всем досталась, а мне более всех»

15-й чтец: «Мёртвые души» – это история болезни, написанная мастерской рукой. Это крик ужаса и стыда. Гоголем нельзя начитаться. Но перечитывать Гоголя – удовольствие ещё больше, чем даже читать его в первый раз. Прозу Гоголя хочется запоминать, как стихи…

Гоголя хочется читать вслух и сообща…»

16-й чтец: «Знаю, имя моё будет счастливее меня» – завещал Гоголь. Свидетельство его правоты – произведения писателя, которые живы и через два века после его кончины.

Учитель: «Уважаемые учителя и ученики! С 6 по 16 апреля в нашей школе проходит предметная декада русского языка и литературы, посвящённая к 210-летнему юбилею А.С.Пушкина и 200-летнему юбилею Н.В.Гоголя. Наша школа в лице учеников: «пушкинцев» и «гоголевцев», которые выступали сегодня, вносят первую лепту в этот всеобщий праздник. Пушкин и Гоголь – два гения Великой России!»

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *