Такисова Жулдусай Конысбекқызы
Біліктілігі жоғары деңгейдегі екінші санатты
аға тәрбиеші
Тема: «Природа и мы — едины!».
Цель: воспитание экологической культуры.
Задачи:
- расширить знания по окружающему миру;
- способствовать эмоциональному развитию детей;
- создавать условия для осознания необходимости бережного отношения к природе.
Форма: познавательно – развлекательная программа
Материальное обеспечение: звук колокола и слайды птиц, животных, насекомых; звук космической музыки, слайды погибающей природы, ролик о природе, глобус, куй Курмангазы, слайды природы Кургальджинского заповедника, музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов», выставка книг, разработок, рисунков о природе, поделок «Чудеса природы глазами детей!», дерево с бумажными листьями, песня «У природы нет плохой погоды».
Предварительная подготовка: подбор материала, работа с детьми, подбор костюмов.
План мероприятия:
1. Вступительное слово
2. Праздник
— беседа мальчика и принца
— чтение стихотворений
— танец «Вальс цветов»
— сценка «Встреча микробов с ребятами»
— обещание в стихотворной форме
— экологическая проблема
— работа по группам «Правила поведения в лесу»
— минутка тишины
— призыв к защите охраны природы
3. Подведение итогов
— «Круг от сердца к сердцу»
— песня «У природы нет плохой погоды»
Ход мероприятия:
Просмотр слайдов
- 1. Вступительное слово
Воспитатель:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету
Развеем над нею и тучи и дым
В обиду ее никому не дадим
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей
Украсим всю землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом
Береги планету-сад, в этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных
Береги свою планету, ведь другой такой на свете нету!
Сәлеметсізбе құрметті қонақтар, ұстаздар, балалар! Бұгін біз сіздерді табиғатты қорғауға шақырамыз. Сегодня мы призываем вас беречь природу нашего общего дома. А начинается все со звучания колокола Мира, смысл этой церемонии состоит в том, чтобы каждый из вас, пока звонит колокол, подумал о том, что он должен сделать, чтобы спасти нашу планету и улучшить жизнь всего живого на земле. (Звук колокола)
2. Праздник
Под звук космической музыки выходит мальчик (принц за занавесом будет ему отвечать.) слайды природы
Мальчик:
«Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки: …»
Маленький принц: «Ты береги нас, береги…!»
Мальчик:
«В тревоги рощи и леса
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники…»
Маленький принц: «Ты береги нас, береги…!»
Мальчик:
«Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я рек ….»
Принц: «Ты береги нас, береги…!»
Мальчик:
«Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек
В тебя мы верим – не солги…»
Принц: «Ты береги нас, береги…!»
Принц: «Смотрю на глобус – шар земной, такой прекрасный и родной».
Вместе: «И шепчут губы; «Не солгу, я сберегу вас, сберегу…»
Выходит принц с глобусом в руке.
Принц: «Запомните есть такое правило: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Моя планета — человечий дом.
Но как мне жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу!»
(Звучит куй Курмангазы, видеофильм «Природа Казахстана»)
1 чтец:
Скажи мне, как правильно землю назвать:
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше наверно,
Сказать ей «Родная!» (хором)
2 чтец:
Земля – наша милая, добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все, что мы любим:
Все создано ею –
И горы, и реки, и лес, и цветы,
И осень, и лето, и дождик, и ты…
3 чтец:
Орман міні,
Мұның да үні
Кейде жұмсақ, кейде шу.
Кейде тынық,
Кейде сұлық,
Кейде дауыл гу де гу.
Қалың орман,
Ойға толған,
Тұнжырайсың иіліп,
Еңбек сырлас,
Сәулем құрдас,
Әр рудан жиылып.
Жоқ бір қалып,
Кейде ырғалып,
Сен де көлше шулайсың.
4 чтец:
Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова.
Хорошо зимой и летом
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом
Звонкой мирной тишиной.
5 чтец:
Посмотри, как он хорош
Дом, в котором ты живешь,
Край, который с детства дорог
Родиной зовется.
Посмотри, как он хорош
Край, в котором ты живешь!
Воспитатель: Да, прекрасна наша Земля и зимой, и весной, и летом, и осенью. Земля – это общий для всех дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о всех живых существах.
Танец «Вальс цветов». Под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Воспитатель: Засмеялась, расцвела мать Земля травами и цветами. Праздник у Земли, а значит праздник и у всех нас, живущих на этой земле.
(Видеофильм «Природа Казахстана»)
1 чтец:
Солнце встает – радость нам дарит,
Утро зовет в синие дали.
Вьются лугами стежки – тропинки,
А под ногами – звезды – росинки.
2 чтец:
Здравствуй, Земля!
Ты щедра и красива!
3 чтец:
В наших сердцах твоя добрая сила.
В наших горячих руках твое завтра.
Хором: Здравствуй, Земля наша милая, здравствуй!
Под музыку выбегают микробы, слайды.
Сценка «Встреча микробов с ребятами».
1 микроб: Ну вот, наконец – то мы добрались сюда, на акцию.
2 микроб: Мы уже везде побывали. Да мы везде и есть: и в воздухе, и в воде, и в земле. А сколько нас на руках! Мы везде присутствуем!
3 микроб: Да, что от нас бы осталось, если бы не ребята! Они нам помогают. Без них мы никуда! Спасибо вам, ребята!
1 микроб: Ведь наши главные враги кто? Чистота, зеленые насаждения. Они этот… кислород вырабатывают.
2 микроб: Помнишь, сколько они деревьев поломали, листьев, сколько оборвали, травы сколько вытоптали. Будто стадо слонов паслось. Вот красота была!
3 микроб: А помнишь, на мопедах гоняли! Как сели, да с ветерком, с дымом по городу! А сколько треска! Все от нас шарахаются, а мы летим как на ракете, следом – кубы дыма. Вот здорово было!
1 микроб: А летом мы в лес ходим. Сколько мусора нам оставляют – банок, бумаги…
2 микроб: (перебивая) Я тоже знаю, где можно найти много мусора! Пройдись по городу. Полюбуйся, какая красота! Особенно возле магазина, на берегу реки.
3 микроб: Я так думаю: всем, кто нам помогает, медали нужно вручить. Без них мы бы пропали. Неси медали!
1 микроб: А вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, цветы топчите, мусор бросайте в окна. Ведь чистота – наш враг! (Входит уборщица с ведром и шваброй).
Уборщица: Ой, сколько грязи! А микробов! Нужно срочно убрать (смахивает пыль, микробы убегают). Не надо мусорить! Вы слышите? Не надо мусорить!
(Видеофильм «Природа Казахстана»)
1 чтец:
Давным-давно в космических глубинах
Из пыли атомов возникла ты – Земля.
И появилась жизнь в морях и на равнинах,
И человек – твое последнее дитя.
О человек! Поймешь ли ты однажды,
Что, разрушая Землю, обижаешь Мать,
И дом – планету не обретешь ты дважды?
Земля молчит… Тебе же – выбирать!
2 чтец:
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
3 чтец:
Жаз жайлау неткен кең еді.
Жұпарын желмен төгеді.
Балдырған тілді бұлақтар
Құлдилап шауып келеді.
Ұшқан құсқа сорғалап,
Жаяды төсін шартарап.
4 чтец:
Құлын, тай тұрмас орнында
Бір-бірін қуып, жорғалап.
Жұмыртқадай ақ үйлер,
Төгіліп тұрған ән күйлер.
Жұп — жұмсақ алақанымен
Жаз жайлау, бәрін-әлдилер.
5 чтец:
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте это мир
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
6 чтец:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
7 чтец:
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!
Воспитатель: Сейчас во всем мире многие ученные занимаются экологической проблемой.
Наука – экология изучает связь между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. Она подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
Но бывают такие ситуации, когда по вине человека происходят трагедии и катастрофы, которые наносят вред всему окружающему (Слайды Аральского моря и Семипалатинского полигона)
1. Аральское море до усыхания являлось четвертым по площади озером в мире после Каспийского моря. Его обмеление началось в 1960-х, когда Минсельхоз СССР стал забирать большую часть стока Сырдарьи и Амударьи в каналы, орошающие хлопковые и рисовые поля на территории Узбекистана и южного Казахстана. В результате море значительно отступило от своего берега, и обнажилось дно, покрытое морскими солями с примесью пестицидов и других химикатов. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляла около четверти первоначальной.
2.29 августа 1949 года на границе Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской областей, в 130 километрах северо-западнее Семипалатинска, на левом берегу реки Иртыша был создан атомный полигон. Здесь было проведено первое испытание ядерного оружия, мощность бомбы составила 22 килотонны. В течение первых 13 лет испытания проводились на поверхности Земли, что приводило к значительным выбросам ядерных отходов в атмосферу. Затем на полигоне проводились только подземные испытания, которые в свою очередь привели к заражению почв. Площадки для испытаний были закрыты лишь в 1991 году, когда Казахстан обрел независимость и, кстати, стал первым государством, которое добровольно отказалось от ядерного оружия.
3.Большой ущерб лесным ресурсам наносит переувлажнение почвы, подтопление в результате строительства ГЭС (особенно в равнинной местности), водохранилищ, шоссейных и железных дорог и т. д. Гибель лесов по этим причинам можно наблюдать практически во многих странах. Промышленные предприятия, выбрасывая в атмосферу, воду, почву вредные вещества ускоряют гибель деревьев.
Воспитатель: Вековые леса безжалостно вырубаются.
А что останется после нас? Каким будет Экологический прогноз?
Комфорт может погубить Землю. Пять планет вместо одной понадобится человечеству, если все будут жить так как мы сейчас. Экологи изучили использование природных ресурсов в 124 странах мира, и пришли к неутешительным выводам. Уже сейчас люди потребляют больше, чем производит Земля. Сюда включены и отходы, для переработки которых тоже требуются ресурсы природы. От нас зависит какой станет планета завтра!
Работа по группам:
Задание: Чтобы наша планета стала чище, а воздух свежим, я предлагаю добавить еще одно деревце. Только это дерево не простое, оно волшебное. Волшебство произойдет тогда, когда вы возьмете листочки и напишите правила, которые нужно соблюдать в лесу (творческая работа).
Воспитатель: Пока дети работают, я приглашаю вас на прогулку в лес.
— Часто ли вы бываете на природе?
Минутка тишины: (слайды)
(на фоне музыкального сопровождения зачитывается отрывок).
— Представьте перед собой лесную поляну, усеянную прекрасными цветами. Сделайте глубокий вдох и вдохните их чудесный аромат. Ступайте босиком по мягкой и нежной траве, почувствуйте, как она ласкает ваши ноги, щекочет их. А сейчас перед вами лес, полный чудес и загадок. Войдите в него. Подойдите к мудрому дубу обнимите его, почувствуйте единство с ним. Вы слышите шепот листьев, журчание родника, звон серебряных колокольчиков. Вы чувствуете, как сила природы вливается в вас, делает вас здоровыми, крепкими и умными.
Воспитатель: А теперь послушаем какие правила необходимо соблюдать в лесу (дети зачитывают правила и вешают листья на дерево). Благодаря вам, наше дерево расцвело. Вы чувствуете прилив бодрости и энергии, которое дарит вам наше волшебное дерево?
Также я хотела бы обратить ваше внимание на выставку поделок и рисунков. Ведь не обязательно, чтобы у вас в доме находились в клетках и аквариумах животные и птицы. Эти чудеса природы можно сделать и нарисовать своими руками, и они будут выглядеть не хуже живых.
Чтец 1: (видеофильм «Природа Казахстана»)
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Чтец 2:
Берегите Землю!
Берегите
Чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий,
Старости последнюю отраду,
Женщину, бегущую к детсаду,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, —
Всех судеб связующие нити.
Чтец 3:
Берегите Землю!
Берегите
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю!
И все от вас приемлю!
Только
Берегите
Эту Землю!
3. Подведение итогов
Воспитатель: Природа любит тех, кто любит ее. Нужно жить в согласии с природой, беречь ее, и тогда каждый из нас будет чувствовать себя здоровым, сильным и счастливым человеком.