Савзиханова
Анар Дулатқызы
Біліктілігі жоғары деңгейдегі бірінші санатты аға тәрбиеші
Тема: Зная традиции — знаешь народ
Цель: формирование духовно-нравственной личности через обычаи и традиции казахского народа.
Задачи:
приобщение учащихся к культурному наследию и достоянию казахского народа;
формирование чувства патриотизма, нравственных качеств;
побуждение к глубокому изучению наследия страны.
Форма проведения: познавательная программа
Подготовительная работа:
— Подбор информации.
— Работа в группах.
— Подготовка костюмов.
— Работа над инсценированием.
Оборудование:
— Проектор.
— Фонограмма.
— Выставка литературы, детского творчества.
— Реквизиты.
План проведения:
Вступительное слово воспитателя.
Чтение стихов.
Обряд «Тусаукесу» (просмотр видеоролика).
Казахский танец.
«Слово 17» из Слов назидания Абая (инсценировка).
Легенда «Қонақасы» (инсценировка).
- Исполнение песни.
- Домбра – душа казахского народа.
- Исполнение кюя на домбре.
- Интерактивная викторина.
- Обряд «Шашу» (инсценировка).
- Подведение итогов мероприятия.
Ход мероприятия:
Вступительное слово воспитателя: Сәлеметсіздер ме, қүрметті балалар және қадірлі қонақтар!Мы собрались сегодня вместе, чтобы выразить бескрайнюю любовь к нашей Родине и проявить глубокое почтение к обычаям и традициям родного края.
Салт пен дәстүр бірнеше ғасырдан бері қалыптасып келе жатыр. Олар халық даналығы мен жанының көрінісі. Бұл – халықты біріктіретін, достықтарын нығайтын, қоғамдағы келісім мен бейбітшілікті сақтайтын заңдар.
На фоне музыки читают слова.
Анжела: Где листвы зеленой облака,
Заслонили неба синеву,
Встретил солнце я у родника,
И сказал я, обратясь к нему:
Все народы видишь ты с высот,
Все долины, шапки гор во мгле,
Где ж первейший на Земле народ?
Лучшее, где место на Земле?
Маша: Улыбнулось солнце: верно я —
Вижу все с небесной высоты,
Все равны народы. А земля,
Та прекраснее, где родился ты.
Ведущий: Отан – туып өскен жерің, алғашқы гүлдің хош иісін сезіп, ашық көгілдір аспанды көрген мекенің, туған тіліңді және сол тілде алғашқы әндеріңді естіген тәрбие бесігің, нағыз досыңды кездестіріп, алғашқы ағашыңды отырғызған бақытты ордаң. Жан-жағына қарасаң, даланың кеңдігіне тамсанасың… тіпті даламыздағы сексеуіл халқымыздың тұрақтылығының, ерік-жігерінің мықтылығының символы іспеттес болып келеді.
У каждого человека есть Родина. Как известно понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна, с великой историей, это и то место на земле, где родился человек и вырос. Родина дана человеку судьбой, завещана его предками. Для многих из нас сидящих в этом зале Родиной стал Казахстан.
Лида: Сұлу дала! Менің сүйген еркемсің,
Жаным сенен жаратылған өлкемсің.
Қандай жақсы Қазақстанда туғаным!
О, туған жер! Тамашасың, көркемсің!
Рустам: Земля родная, Казахстан!
Тебя повсюду воспеваю я.
С рождения мне близки твои обычаи,
И беспредельность вольная твоя.
Мне словно символ твоего величия,
Какой запас любви и ласки,
Стихов и песен здесь мне дан!
Какой мозаикой и сказкой,
Во мне живешь ты, Казахстан!
Мадина: В традициях родной земли
И мудрость предков и народа достоянье!
По верному пути вы нас вели,
Преодолев во времени большие расстоянья,
Мы честный путь избрать могли.
Учили нас вы старших уважать
Родную землю от напастей защищать
И знаем мы – нет ничего дороже,
Чем ты — моя земля, моя Отчизна – Мать!
Ведущий: Әр халықтың мәдениетінің құрамдас бөлігі ұрпақтан-ұрпаққа берілетін салты мен дәстүрлері болып табылады. Бүгінгі таңда жас ұрпақтың өткенге деген қызығушылығы ояна бастады. Бұл дұрыс, себебі әр адам тұрып жатқан жерін білуі керек, салттарын, дәстүрлерін сақтап, келер ұрпаққа жеткізуі керек. Уақыт – зымыран, біздің әрбір өткен күніміз тарихтың бір бөлшегіне айналмақ. Уақыт өткен сайын, кешегі тарихымыздың шындығын білу мүмкіндігі, өкігішке орай, тек азаяды. Сол себепті қазақ халқының салтын, дәстүрлерін, мәдени мұрасын сақтау, зерделеу – өзекті мәселенің бірі болып табылады.
Культура складывалась веками, и является основой любой цивилизации всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа. Время не стоит на месте. Чем дальше уходят в прошлое дела и события минувших лет, тем острее необходимость сохранить память о прошлом, передать свой опыт и традиции детям и внукам, как живую эстафету времени. И сегодня о некоторых их них мы поговорим.
Оля: Зная традиции, знаем народ,
Знание к истине нас приведет!
Чтим мы традиции – предков завет,
Мудрость народа жизненный свет!
Мудрости учимся, учимся жить,
Добрыми, умными, сильными быть
Зная традиции, знаем народ
Знание к истине нас приведёт.
Ведущий: По представлениям древних тюрков, отчизна состоит из обычаев и национальной культуры. Чтобы выжить и сохранить свою культуру, казахи с самого раннего детства прививали детям любовь к родной земле, чувства национального достоинства через обряды. Не случайно, что многие обряды, обычаи и праздники связаны с ребенком.
Каждый из нас в своей жизни что- то делал впервые: в первый раз сказал слово «мама», взял первую игрушку, сделал первый шаг. У казахского народа есть прекрасный обычай «Тусаукесер». Сейчас мы с вами просмотрим видеоролик с обрядом «Тұсау кесу»-разрезание пут.
Просмотр видеоролика.
Ребята, а вам понравился этот видеоролик? А вы знаете, что это обряд всегда сопровождался песнями, добрыми пожеланиями и танцами? Для полного ощущения праздника мы вам предлагаем посмотреть танец, который исполнят наши девочки.
Казахский танец.
Ведущий: Во все времена народная мудрость, традиции и обычаи, передавались из поколения в поколение. Если обратиться к великому Абаю Кунанбаеву, то его мудрая бабушка Зере с песнями, легендами прививала внуку любовь к Родине, к родной истории, так и Абай Кунанбаев – истинный патриот, заботившийся о благе своего народа, в своем обращении к молодежи в книге назидании пытался помочь им осмыслить духовные ценности. Вот, что говорится в назиданиях Абая.
Инсценировка назидания Абая «Слово 17»
Воля, разум и сердце обратились однажды к науке, чтоб разрешить спор: кто из них важнее.
Воля сказала: « Эй, наука, ты ведь знаешь, без меня никто не достигает совершенства. Чтоб познать себя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать. Разве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблазнов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю минуту удержаться на краю пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?»
Разум сказал: « Только я способен распознать, какое из твоих слов, полезно и какое пагубно. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не постигнуть знаний, не найти выгоды. Почему эти двое спорят со мною? На что они годятся без меня?»
Сердце сказало: « Я – владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне. Без меня жизнь немыслима. По моей воле младший почитает взрослых и снисходительны к меньшим. Но, люди, не стараются сберечь меня в чистоте, и страдают от этого сами. Я восторгаюсь добродетелью, я восстаю против зла и насилия. Самоуважение, совесть, милосердие, доброта – все это исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мною?»
Выслушав их, наука ответила:
— Воля, ты все верно сказала. Ничего нельзя достигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жестокость, равная твоей силе. Ты тверда в служении добру, но меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе.
Разум! И ты прав. Благодаря тебе мы узнаем о создателе, посвящены в тайны двух миров. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство – тоже творение твоих рук. Вот в чем твой изъян.
Моя задача – помирить вас. Хорошо бы повелителем и вершителем в этом споре явилось сердце.
Разум! У тебя множество путей – тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не последует за тобой, если ты замыслил не доброе, и даже отстраниться от тебя.
Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя сердце способно удержать. В ненужном деле оно повяжет тебя по рукам.
Вам следует объединиться и во всем повиноваться сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном человеке, то прахом с его ног можно будет исцелять незрячих.
Не найдете согласия, я отдам предпочтение сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано в писаниях, — сказала наука.
Ведущий: — Дети, я надеюсь, что хоть одно слово великого Абая Кунанбаева найдет отзыв в вашем сердце. Еще одна великая сила воспитания нравственных качеств таится в степной традиции – гостеприимстве.
Юля: Гостеприимством славятся казахи,
Так было испокон веков,
Обычай у народа есть таков:
Найдет здесь гость и пищу, и надежный кров!
Пусть даже юрта не богата,
Ведь гость для каждого казаха – это свято!
И сейчас мы вам поведаем легенду, повествующую о том, как зародился казахский обычай «Қонақасы».
Инсценировка легенды (фон видеоролик без звука):
Давным-давно, в те времена, когда еще было совсем мало людей на свете, жил премудрый старец, который приручил диких верблюдов, лошадей, коров, овец, коз и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него три сына ( выходят три сына). Добрые сыновья во всем повиновались отцу, и с великим усердием пасли, охраняли его стада, табуны и отары.
Совсем одряхлев, старик, призвал к себе сыновей и сказал:
-Скоро умру, дети. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равных стада, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте с успехом дело отца. Изберите лучшие пути для кочевок, любите и умножайте скотину, живите дружно и учите добру свое потомство…
Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти из юрты, обратились к нему с вопросом:
— Не ослышались ли мы, родитель наш, и верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому ты оставляешь четвертую часть?
Умирающий ответил:
— Четвертую часть скота я оставлю вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и в крове, кто пожеланию или по нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют, ласку и обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше, ибо в вашем достоянии есть и его доля.
Миновали века. Распространились люди по степи. Род старшего сына образовал старшую орду, среднего-среднюю, младшего — меньшую. Много переменилось в жизни с тех пор. Но во все века, годы и дни крепок был в степи обычай гостеприимства. Кто бы не заходил среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждали привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство – «қонақасы».
Ведущий: Вот так зародился казахский обычай «Қонағасы». В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике — русские, татары, украинцы, узбеки, немцы, уйгуры, дунгане, корейцы… беседуют и поют песни.
И сейчас мы вам предлагаем послушать одну из новых казахских песен в исполнении Армана Майсина.
Исполнение песни.
Ведущий: Қазақ халқының дәстүрлерінің тарихы өте тереңде жатыр. Қазақ халқында халықтың мұңын не қуанышын жырлауда кез келген шешеннен асатын ақын деген халық атағы болған. Халық таңдаулысы домбырасы арқылы көргенін, ойындағы пікірін жеткізе білген. Ол ең нәзік деген сезімдерді аша біледі, ең тереңде жатқан шерді шығара біледі, жанына жақын әуен тауып, рақатқа бөлете алады.
Домбра — это своеобразная история кочевого народа. Через века и тысячелетия она пронесла память о первых страницах истории кочевников. Домбра была свидетелем многих исторических событии, которые сыграли решающую роль в судьбе наших предков, домбра стала музыкальной летописью жизни народа.
Мадина: Тарт күйіүңді, домбыра!
Төгіл,төгіл тәтті күй,
Таү суындай сылдыра,
Желпін, желпін жел соғып!
Тауда тұман тұрмасын,
Көкте бұлт ыдыра!
Тыңдамаған қоймасын,
Ойды – қырды , қыдыра,
Құлшына тарт, домбыра!
Вова: Умолкни, слово, струны пропоют,
До утренней сияющей зари,
Подробный бег задумчивых минут
Прошу тебя, домбра, заговори.
Пусть остальные просто помолчат,
Напевы будем слушать до утра,
Пусть две струны – два сердца бьются в лад,
Пускай нам душу изольет домбра.
Номер. Исполнение на домбре кюя
Ведущий: “Білімсіз адам – тамырсыз ағаш» деп қазақ халқы бекер айтқан жоқ. Білім дегеніміз тек мектеп қабырғасында кітап арқылы алған білім қоры ғана емес, білім дегеніміз – ұлттық мәдениетті, туған тілі мен дәстүрін, халқының салты мен мұрасын тану деген сөз. Тағы да айта кететін жайт, ұлттық мәдениетті тек біліп қана қоймай, халқының салты мен дәстүріне қанық толыққанды өмір сүру керек, туған халқының өкілі екендігінді мақтан тұту керек.
Ребята, мы с вами уже знаем много национальных традициях и обрядах, мы их не раз видели, пытались инсценировать, сегодня просмотрели познавательный видеоролик.
И сейчас я предлагаю вам принять участие и проверить свои знания в нашей интерактивной викторине.
Викторина «Традиции и обычаи»
- Назовите торжество, связанное с рождением ребенка. (Шілдехана)
- Назовите праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша. (Бесікке салу, бесік той).
- Назовите обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.
(Есім кою, ат қою).
- Назовите обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей. (Қырқынан шығару)
- По казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать. Назовите этот обычай? (Тұсау кесу)
- Когда мальчику исполняется 3,5, 7 лет (нечетные годы), он должен пройти через обряд обрезания. Обычай считается религиозным, хотя ему следуют не только мусульмане. Родители-казахи относятся к нему как к долгу, семейному празднику. Приглашаются гости, готовится угощение, виновнику торжества дарят коня и множество других подарков. Назовите этот обычай?
(Сүндетке отырғызу).
- Назовите этот относительно молодой обряд, появившийся в 19–20 веках, когда у казахов появилась письменность, стало доступным образование. Проводы ребенка в школу. (Обряд “Тіл ашар”).
- Так называется праздник для тринадцатилетних подростков в Казахстане. Этот возраст считается у казахов особенным. Возраст определения личности, и в то же время возраст риска. Согласно казахским традициям, этот возраст – важнейший период в жизни человека. Первый раз его отмечают в 13, а затем он повторяется каждые 12 лет. Что же это за обряд? (Обряд «Мүшел»).
- Что за обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок. (Сүйінші).
- Обычай, связанный с угощением гостя. (Қонақасы).
- Как называется ценное духовное пожелание. Это особый вид поэтического творчества, когда произносящий испрашивает присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы; его виды разнообразны. (Бата).
- Семь поколений. Понятие «родственник» казахи толкуют очень широко. Все потомки одного деда до седьмого колена считаются близкими родственниками. А потому древний обычай требует знать предков и запрещает браки внутри своего рода. Как называется обряд? (Жеті ата).
Ведущий: Молодцы, вы показали прекрасные знания.
У меня остался к вам еще один вопрос, а знаете ли вы как называется казахский национальный обряд, когда женщины во время торжественных событий и праздничных встреч разбрасывают курт, конфеты, монеты исладости?
Дети:шашу.
Ведущий: У казахского народа шашу обозначает радость, достаток, счастье и хотя наша встреча подходит к концу, завершить мы ее хотим этим добрым национальным обрядом.
Звучит национальная музыка, совершается обряд.
Ведущий: Пусть каждый из вас возьмет частицу и счастье, пусть вам всегда сопутствует успех в делах. Помните и соблюдайте традиции отцов. Ведь жизнь деда, пример отца — это наука сыну. До свидания, до новых встреч.