Кызылординская область, район Шиели,село Бала би
Средняя школа №50 имени Абая
Преподаватель русского языка и литературы
Жамантаева Жамиля Мирзабековна
« Низкий вам поклон, дорогие ветераны ! »
Область применения разработки: урок, внеклассное мероприятие, классный час.
Цели и задачи:Дать обзор поэзии времен ВОВ.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.
Эпиграф : Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.
I.Организационный момент.
Сценарий
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости!
Ведущий 2: Здравствуйте!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе, посвященном Дню Защитников Отечества! ( Дню Победы)
———— Произведения о войне 1941 – 1945 годов создаются и в наши дни. Для них характерно, с одной стороны, стремление объективно оценить и представить события, с другой – желание переосмыслить их, увидеть по-новому.
——— В атаку стальными рядами
—— Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, прошивалась автоматными очередями. Начался отчет 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны.
——— СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна. Идет война народная, Священная война’. Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей. Не смеют крылья черные Над Родиной летать, Поля ее просторные Не смеет враг топтать! Гнилой фашистской нечисти Загоним пулю в лоб, Отребью человечества Сколотим крепкий гроб. Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, Идет война народная, Священная войнаАнна Андреевна Ахматова.
———- Анна Андреевна Горенко родилась 23 июня 1889 г под Одессой, в семье морского офицера. Позже, когда осознает себя поэтом, она выберет псевдоним Ахматова. Уже в первые дни Анна Ахматова пишет стихотворение «Клятва»:
—— Мужество.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и честным тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
———— Ольга Берггольц
РОМАНС
Брожу по городу и ною
безвестной песенки напев…
Вот здесь простились мы с тобою,
здесь оглянулись, не стерпев.
Здесь оглянулись, оступились,
почуяв веянье беды.
А город полн цветочной пыли,
и нежных листьев, и воды.
Я всё отдам — пускай смеются,
пускай расплата нелегка —
за то, чтоб снова оглянуться
на уходящего дружка!
1937
————— Константин Симонов. «Жди меня, и я вернусь.»
Жди меня, и я вернусь
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
К. Симонов Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Как шли бесконечные, злые дожди, Как кринки несли нам усталые женщины, Прижав, как детей, от дождя их к груди, Как слезы они вытирали украдкою, Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! И снова себя называли солдатками, Как встарь повелось на великой Руси. Слезами измеренный чаще, чем верстами, Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз. Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась!
————— М. В. Исаковский — Катюша (танец)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед:
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
1938
—— Муса Джалиль
- Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал», –
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня.
Я взял автомат и пошел воевать,
В бой за тебя и за Родину-мать.
Тебе изменить? И отчизне своей?
Да что же останется в жизни моей? - М. Джалиль
Ведущий:
—-Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей длилась война. Женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросались они под пули, выносили раненых с поля боя. Женщины были разведчицами, пулеметчицами, радистками. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь родной земли. В тылу сутками не выходили из цехов заводов, делая автоматы и снаряды. А самое главное, они ждали, когда придёт этот день, когда вернутся домой их дети, мужья, любимые
ученик:
Ты ушла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
ученик:
В холодные зимы, в метели,
У той, у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
ученик:
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой,
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начинённых тобой.
ученик:
За всё ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела — иглой и пилой.
ученик:
Рубила, возила, копала —
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь.
ученик:
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
18-ый ученик:
И воин, идущий на битву
И встретить готовый её,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далёкое имя твоё…
Ведущий:
В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.
ученик:
Не опишешь в этой были
Всех боев, какие были.
Немцев били там и тут,
Как побили — так салют!
Ведущий:
Путь к победе был долог и труден. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.
8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
ученик:
Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы,
Что двадцать семь миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб с нами жить.
Ведущий:
В память о погибших прошу всех стать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.
ученик:
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
Ведущий:
Люди , покуда сердца стучатся,
Помните , какою ценой завоевано счастье!…
Вспомним их поименно
Горем вспомним своим-
Это нужно не мертвым ,
Это нужно – живым!
—— На этом наш вечер ,посвященный Дню победы , подошел к концу. Спасибо за внимание .