Басы » Cыныптан тыс » «Наурыз – думан!» мерекелік іс-шара

«Наурыз – думан!» мерекелік іс-шара

22Қостанай облысы,
Таран ауданы,
«№116 Тобыл орта мектебі» КММ
Қазақ тілі мен әдебиеті мұғалімі
Аханова Қарлығаш Қажығалиқызы
  Ұлыстың ұлы күніне арналған «Наурыз – думан!» мерекелік іс-шара
(оқу орыс тілінде жүргізілетін мектептерге арналған)
 Ведущий 1:
Сәлеметсіздер ме! Құрметті ұстаздар, қонақтар және оқушылар! Сіздерді бүгінгі Ұлыстың ұлы күні Наурыз мерекесімен құттықтаймыз!
 Ведущий 2:
Здравствуйте!  Поздравляем Вас с наступающим весенним праздником Наурыз!
Цель нашего мероприятия определить команду учеников с высшим интеллектом, умеющих в решающий момент владеть ситуацией и собой.  Подготовленные вопросы  охватывают учебные дисциплины:  казахский язык, английский язык, географию, историю, русский язык.
Ведущий 1:
Итак, сегодня с нами играют учащиеся  8-11 классов. Разрешите представить команды. Оценивать их знания будут…
Ведущий 2:
Первый день 22 марта — «Ұлыстың ұлы күні» (Великий день Улыса) всегда являлся грандиозным, насыщенным по объему праздником.   Наурыз» — персидское слово, означающее «новый день». Наурыз имеется в календаре народов Индии, Ирака, Афганистана, Ирана, Средней Азии и Казахстана. «Наурыз» означает «рождение весны». Это наиболее важный и древний фестиваль восточных народов. Собственно говоря, это Новый Год согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название, Ұлыс Күні («Первый день Нового Года») или Ұлыстың Ұлы Күні («Великий день народа»). Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год.
Ведущий 1:
Наурыз- шығыс елінің бүкілхалықтық мейрамы, яғни Ұлыстың ұлы күні. Наурыз бұған дейін мыңдаған жыл бұрын шығыс халықтарында жыл басы мерекесі ретінде тойланып, ерекше күн ретінде аталып өтетін болған. Наурыз сөзі парсының «Нау»- жаңа, «руз»-күн, яғни жаңа күн деген сөзінен шыққан. Бұл қазіргі күн есебі бойынша наурыздың 22 жұлдызына сәйкес келеді. Қазақтарда бұл күн жаңа жыл, ырыс, береке, мереке, жыл басы деп есептейді.
 Ведущий 2:
В древности все народы мира отмечали Новый год в марте. «История говорит о том, что Древняя Греция, Древний Рим, Великобритания до 18 века, и Древняя Русь до 1700 года отмечали Новый год именно в марте», — это слова нашего президента. Назарбаев напомнил, что на Востоке в день этого праздника полагается говорить о «хорошем и добром, быть оптимистичным и веселым»,это  «праздник всепрощения и доверия, он  очень необходим для многонационального Казахстана».
Ведущий 1:
Халқымыздың мифологиялық түсінігі бойынша наурыздың 21-і күні даланы Қыдыр аралайды екен. Қыдыр ата бүкіл халықтың қамқоры, оларға жақсылық жасаушы, ырыс, құт, несібе әкелуші, бақыт, береке, өмір сыйлаушы қасиет иесі, кемеңгер, әулие көріпкел, жарылқаушы қарт. Ол Ұлыстың ұлы күнінде әр елге келіп, әр шаңыраққа соғып бата береді.
 Ведущий 2:
По мифологии в ночь с 21 на 22 марта землю обходит священный старец  Қадыр ата.   В день Наурыза он ходит повсюду и заходит в каждый дом, блогословляя всех его обитателей. Именно поэтому в каждом доме ждут Қыдыр ата, очищаясь духовно и физически. В этот  день сажают деревья и цветы. По поверью такие дома обязательно посещает или благословляет Қыдыр ата.
Ведущий 1: Начинаем игру. 1 тур «Бәйге». Командам поочередно задаются вопросы, за каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  
I – тур «Бәйге»
1-топқа:  
1. Назовите девушек-батыров участвовавших в ВОВ? (М. Мәметова, Ә. Молдағұлова)
2. Кто является первым казахстанским космонавтом? (Тоқтар Әубәкіров).
3. На сколько видов делятся казахские национальные блюда, приведи примеры? (қазы-қарта, жал-жая, бесбармақ, қымыз, шұбат).
5.  Как в старину назывались города Отырар и Туркестан? (Фараб, Шабғар)
6. Чье имя носит национальный оркестр Казахстана ? (оркестр имени Құрманғазы Сағырбайұлы).
7. К какой группе языков относится казахский язык? (тюркоязычной).
      2-топқа:  
1. В каком году казахский язык получил статус государственного языка? (1989).
2. Сколько слов назиданий написал Абай? (45).
3. Кого называют промелькнувшим метеором? (Шоқана Уәлиханова).
4. Ученный являющийся автором казахского алфавита? (А.Байтұрсынов).
5.  Когда исполняется песня «Беташар»? ( при свадебном обряде).
6. Назови трех просветителей? (Абай,Ыбырай, Шоқан).
7. Назовите казахские национальные обряды ? (шілдехана, бесік той, тұсау кесу, құда түсу, келін түсіру, қыз ұзату т.б.).
3-топқа:   

Как называется верблюжье и кобылье молоко? (шұбат, қымыз)
Кто автор рассказа «Көксерек»? (М. Әуезов)
Назови авторов герба, гимна, флага. (флаг- Ш. Ниязбеков, герб – Ж. Мәлібеков, Ш. Уәлиханов, гимн-  Н.Назарбаев, Ж. Нәжімеденов, музыка – Ш. Қалдаяқов).
Когда наша Респулика получила Независимость? (1991 г. 16 декабря).
Объясните понятие «Бата беру».
Назовите национальные виды игр.
7. Кто является автором  «Казахской хрестоматии»  ? (Ы.Алтынсарин).
Ән «Наурыз»
Слово жюри: Слово предоставляется жюри для подведения итога 1 тура «Бәйге».
 Ведущий 2: Начинаем 2 тур «Полиглот». Задание дается общее для всех команд-участниц.
Ваша задача дополнить пословицу не достающим словом, затем перевести его на казахский и английский языки.
II – тур «Полиглот»          
В гостях хорошо, а …  лучше (дома – үй – house,)
Вашими бы устами, да …  пить (мёд – бал — honey)
Поспешишь … насмешишь (людей – адам — people)
Под лежачий …  вода не течет (камень – тас —  stone)
Цыплят по … считают (осени – күз — autumn)
Лучше синица в руках, чем журавль в … (небе –  аспан -sky)
Один в поле не … (воин – әскер — solder)
Без труда не вынешь и … из пруда (рыбы — балық- fish)
Дареному коню в … не смотрят (зубы – тіс – teeth)
Птицу узнают в полете, а человека в … (работе — жұмыс  — work)
Ән «Жаса, Қазақстан»
Слово жюри: Слово предоставляется жюри для подведения итога  2 тур «Полиглот»
Ведущий 1:  Приступим к 3 туру «Жанды сұрақтар» («Живые вопросы»). Внимание на экран.
 ІІІ  — тур «Жанды сұрақтар»
1.     Видеовопрос  по  истории
2.     Видеовопрос  по географии
3.     Видеовопрос по казахскому языку и литературе
4.     Видеовопрос  по музыке
Күй «Сарыарқа»
Слово жюри: Слово предоставляется жюри для подведения итога  3 тура «Жанды сұрақтар» .
 
Ведущий 2:  4-ый тур тур называется «Мақал-мәтел – сөз мәйегі». Здесь мы определим знатоков казахских пословиц и поговорок.
ІV- тур «Мақал-мәтел – сөз мәйегі»
8 классам:
1. Тіл тас жарады, тас жармаса … (бас жарады).
2. Өнер алды … (қызыл тіл)
3. Жері байдың, … (елі бай).
4. Жақсы сөз … (жарым ырыс).
9 классам:
5. Ана сүті бой өсіреді, ана тілі … (ой өсіреді).
6.Еңбек етсең ерінбей, тояды қарнын … (тіленбей).
7.  Ғылым -теңіз, білім-… (қайық).
8. Шебердің қолы ортақ, … (шешеннің қолы ортақ).
10-11 классам:
9. Қаһарлы сөз … (қамал бұзар).
10. Жеті рет піш, … (бір рет кес).
11. Туған жер – алтын … (бесік).
12. Кітап-ғылым  — тілсіз … (мұғалім)
Би «Қара жорға»
 Слово жюри: Слово предоставляется жюри для подведения итога  4 тура «Мақал-мәтел – сөз мәйегі» .

 Ведущий 1:  Следующий 5 тур называется «Эрудит». Команде дается групповое задание для обсуждения, после чего заслушиваются ответы в порядке выполнения заданий.

V- тур «Эрудит»

 

  1. Назови национальныем   блюда , которые традиционно подают на праздничный  дастархан?
  2. Сколько веков празднуется праздник Наурыз ?
  3. Назови известных персонажей сказок, принимающих участие в праздновании Наурыза?

Карточка №1                                                                     

  1. Назовите национальную мужскую одежду?
  2.  Назовите 7 компонентов главного угощения на празднике Наурыз «Наурыз көже»?
  3. Как называется торжество (обычай) совершаемое по поводу  укладывания ребенка в колыбель ?

Карточка №2                                                                      

  1. Что означает слово «наурыз в переводе с персидского языка»: «нау» и «рыз» ?
  2. Назови детские игры?
  3. Оъясните суть самого захватывающего конного состязания «Көкпар», проводимого и на праздновании Наурыза ?

 Карточка №  3                                                                        

  1. Какой старинный ритуал на Наурыз проводился традиционной встречей рассвета? (связанно с трудом)
  2. Назовите  молочные блюда, приготовляемые на Наурыз мейрамы?
  3. Как называется торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка?

Карточка № 4                                                                                

  1.        1.  Какие народы  мира празднуют Наурыз?
    1.  Святой старец, благодетель народа, который по преданию входит в каждый дом, приносит счастье, удачу ?

3.Объясните суть одного из развлечений молодежи «Алтыбақан» , традиционно проводимый  на праздниках?

Карточка №5

  В каком веке, где зародилось празднование Наурыза ?

  1. Какие приготовления должна была сделать каждая хозяйка  на кануне праздника, чтобы правильно встретить праздник Наурыз?
  2. Оъясните суть игры «Қыз қуу»?

Карточка №6                                                                    

 

  Ән «Наурыз думан» 

Слово жюри: Слово предоставляется жюри для подведения итога  5 тура « Эрудит» .

 Ведущий 2:  Наш завершающий тур называется «Суреттер сөйлейді». Команды по  очереди должны ответить на вопрос, касающийся иллюстрации на экране.

VІ- тур «Суреттер сөйлейді»

1 картина: киіз үй

2 картина:  виды национальной одежды

3 картина: виды национальных блюд

4 картина:  алтыбақан

5 картина: виды национальных игр

6 картина: обычай

7 картина: обычай

8 картина: обычай

9 картина: шаңырақ

10 картина: Қыдыр ата

Би «Ұлттар достығы»

Слово жюри: Слово предоставляется жюри для подведения итога  6 тура «Суреттер сөйлейді» .

  Ведущий 1: Бүгінгі кеш өзінің мәресіне жетті! Ал, енді сөз кезегін әділ-қазылар алқасына береміз.

Ведущий 2: Вот и настала кульминация сегодняшнего вечера!  Для подведения итогов и награждения мы приглашаем…

Ведущий 1: Осымен 22 Наурыз мерекесіне арналған мерекелік іс-шарамыз аяқталды. Ұлыстың ұлы күні құтты болсын!

Ведущий 2: На этом наше праздничное мероприятие подошло к концу. С праздником Наурыз!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *