Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » А.П.Чехов «Хамелеон»

А.П.Чехов «Хамелеон»

Город Кызылорда
ОУ сш.№143
Сейпулова Алия Ибраевна
Учитель русского языка и литературы
 Тема :  А.П.Чехов «Хамелеон»
Цели урока:
1.Образовательные-раскрыть идейное содержание рассказа; показать, как Чехов сумел  осмеять чинопочитание,угодничество, как в одном эпизоде он отразил типическое явление современной ему действительности-хамелеонство; совершенствовать навыки анализа художественного текста.

2.Воспитательные-содействовать формированию отрицательного отношения у школьников к таким социальным явлениям, как хамелеонство; вызвать интерес к автору рассказа, стремление узнать о нм больше.

3. Развивающие-развивать логическое мышление, продолжать работу по формированию умений сравнивать и обобщать изучаемые факты, последовательно излагать свои мысли.

Тип урока:

Оборудование: презентация «А.П.Чехов», интерактивная доска, компьютер, опорная схема.

Ход урока:

 1.Орг. момент

2.Опрос домашнего задания. Биография А.П.Чехова. Презентация.

3.Новая тема:

Слово учителя:

В 1888 году А.П.Чехов  сказал:

«Все мною написанное забудется через пять-десять лет, но пути мною проложенные, будут целы и невредимы- в этом моя единственная заслуга.»

— В чем главная проблема? Почему этого не случилось? Почему писателя не забыли?

-Какие произведения Чехова вы читали?

—         Что такое юмор и сатира?

—         Юмор-это комедийное отношение к действительности, то есть разоблачение различных пороков в жизни общества с помощью смеха.

—         Сатира-

Сегодня мы прочитаем рассказ «Хамелеон».

Хамелеон –удивительное животное. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым –своим жертвам,эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительнаяреакция животного вызывает у вас восхищение мудростью природы, то человека с подобными качествами вряд ли назовешь достойным и порядочным. Яркий пример такого «хамелеонства» нам рисует А.П.Чехов в своем рассказе «Хамелеон».

 

Но перед тем как читать рассказ познакомимся с такими понятиями, как лицемерие и подхалимство.

Лицемерие –это свойство, качество действий человека. Эти действия неискренни, притворны. Под маской добра лицемерный человек скрывает зло. Такого человека называют двуличным. Он прикидывается, притворяется смиренным, добрым, говорит другому человеку много приятного, хотя думает о нем плохо. Поступая так, лицемер стремится извлечь выгоду для себя.

 Подхалимство – понятие, близкое к лицемерию. Это тоже неискренние, притворные похвалы другому человеку с корыстной целью, то есть ради выгоды для себя. Подхалим обычно выслуживается перед начальством, унижает себя, чтобы заслужить его внимание, одобрение, похвалу.

В рассказе «Хамелеон» вы увидите проявления этих черт в конкретных поступках героя.

Рассказ «Хамелеон» создавался в начале  литературной деятельности Чехова (1884 год), и уже тогда писатель остро и болезненно чувствовал отсутствие уважения к человеческому достоинству.

Толкование слов  словарная работа

Полицейский надзиратель- смотритель по обязанности.

Надзирать- присмотр, наблюдать.

Городовой- низшие чины полицейской охраны в городе в дореволюционной России.

Мировой- судья.

Конфискованным- отобранным у торговца на базаре.

Конфискация- термин, означает принудительное изъятие денег или имущества частного лица в пользу государства.

Цигарка- папироса

Намедни- недавно, на днях

Угрожать –қорқыту

Угроза- қоқан- лоққы, қауіп-қатер

Чтение учителем рассказа (читаю в замедленом, даже ленивом темпе)

Задания 1 группе- выписать реплики Очумелова, проанализировав их содержание и тон, когда речь идет о собаке, неизвестно кому принадлежащей. Как речь и поведение характеризуют Очумелова?

Задание 2 группе- выписать реплики Очумелова, проанализировав их содержание и тон, когда речь идет о генеральской  собаке. Как речь и поведение характеризуют Очумелова?

Каким становится один и тот же человек?

 

                      Каким становится один и тот же человек?
 Собака бродячая Собака  генеральская
Грубый

Злой

Надменный

Трусливый

Раболепствующий

Заискивающий

 

 

Почему так резко меняется поведение Очумелова?

Очумелов- порождение строя, который формирует людей с рабским сознанием. Грубость и надменность Очумелова с людьми «маленькими» и трусливость и раболепие перед сильными мира сего. Правда и справедливость не имеют для него значения: кто сильнее, тот и прав. Для Очумелова главное-чинопочитание. Он потерял честь, человеческое достоинство, готов унижаться не только перед генералом, но и перед его собакой. От одной мысли, что он может вызвать недовольство генерала его бросает то в жар, то в холод.

-Кто выглядит в этой истории более смешным? Очумелов или Хрюкин? Против кого направлена сатира автора?

—         Слово «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?

—         Понятие хамелеонство давно вошло в русский язык. Хамелеоном мы называем человека готового в угоду обстоятельствам менять свои взгляды.  Герои Чехова- из разряда хамелеонов. Рассказ можно назвать «Хамелеоном».

                                         Как называют собаку?
Собака бродячая Собака генеральская
Бродячий скот

Подлость одна

Нужно немедленно истребить

Милый щенок

Цуцик

Нежная тварь

Проследим по тексту, как автор рисует образы своих персонажей.

использование «говорящих фамилий»
составление ассоциативного ряда:
Очумелов- чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…;
Хрюкин- свинья, некультурный, глупый…;
Елдырин- солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…..
Нарисуем словами портреты героев.
Идет, шествует, делает полуоборот налево, врезываясь в толпу, говорит строго, шевеля бровями…- это глагольный ряд рисует полицейского надзирателя. Особую значительность полицейскому придает новая шинель.
Портрет золотых дел мастера Хрюкина- ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо.
Единственным персонажем рассказа, который вызывает сочувствие в читателе, оказывается белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине.
2.Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте.
-Что несут «служители закона»?
—         Узелок и решето с конфискованным крыжовником.
—         Что является центром внимания толпы?
—         Окровавленный палец Хрюкина- яркое цветовое пятно.
—         Новая шинель Очумелова.
—         Есть ли закулисные персонажи в «Хамелеоне»?
—         Генерал, братец генерала, брат Хрюкина.
Тест
Кого из героев можно назвать главным в рассказе «Хамелеон»?
А) Очумелова    Б) Хрюкина   В) щенка    Г) генерала
2.Каково авторское отношение к героям рассказа «Хамелеон»?
А) сочувствие   Б) негодование  В) высмеивание   Г) безразличие
3.Кого в рассказе А.П.Чехова можно назвать  «хамелеоном»?
А) Очумелова Б) Хрюкина В) Елдырина  Г) повара
4.Сколько раз меняет Очумелов меняет своё мнение?
А) 2            Б) 3              В) 6            Г)  5
5.Чем являются в рассказе следующие предметы: шинель, узелок, поднятый палец Хрюкина?
А)  бытописанием     Б) художественной деталью   В)  символом
6. В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеон»?
А) в рассказе высмеивается  лицемерие и ханжество;
Б) обозначение чиновничества;
В) глубокий метафизический смысл.
 Закрепление .
Что смешно и что грустно в этом рассказе?
Каков смех в «Хамелеоне»- добродушный или злой?
—         Рассказ смешной и страшный одновременно. Страшно, когда люди теряют свое человеческое достоинство.Страшно, что хамелеонство распространено и в современном обществе. Можете назвать свои жизненные наблюдения?
—         Почему не забыто творчество Чехова?
—         Этого не случилось, потому что пороки в обществе будут актуальны в любое время. Настоящее классическое произведение тем и отличается от однодневки, что на протяжении жизни к нему возвращаешься неоднократно, чтобы осмыслить заново.
Домашнее задание: выразительное чтение рассказа в лицах;
Индивидуальное задание рассказ (презентацию о писателе на тему «Чехов и другие писатели»).
Оценивание.

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *