Басы » Бастауыш сыныптар » Татарская народная сказка «Три дочери» (Презентация)

Татарская народная сказка «Три дочери» (Презентация)

 nataliaКГУ «Майкаинская средняя
общеобразовательная школа №2
отдела образования Баянаульского района»
учитель начальных классов
Гажук Наталья Ивановна
Урок: Литературное чтение
Тема: Татарская народная сказка «Три дочери»
Цели урока:

Познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери».
Углубить практическое представление о сказке, как о жанре.
Предложить работу по формированию навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в  паре, группе.
Продоложить работу по развитию:
— умения давать героям оценку;
— умения раскрывать причинно-следственные связи;
— развивать устную связанную речь;
— обогащать словарь новыми словами
5. Воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.
Оборудование: 6 разноцветных шляп, запись мелодии И. Штрауса «Сказки Венского леса»
1. Организация начала урока. 
2. М- Ц этап
-Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по стране «Литературия».
 — Какие литературные жанры вы знаете?
—  Узнайте жанр произведения? Слайд № 1
( Отгадывают слово по разбросанным буква)
— Мы сегодня будем изучать сказку
— Что такое сказка?  (Устный занимательный рассказ о невероятных волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов)
—   На какие 2 группы делятся сказки?  (Литературные, народные.)
слайд № 2
 Какие виды сказок знаете? (Бытовые, о животных, волшебные,)
 Слайд № 2
— Назовите признаки сказки  (Присказка, зачин, концовка, повторы)
 Слайд № 3
—  Какие народные сказки  изучали, какого народа?
— Сказка обязательно учит чему-то людей и всегда несет с собой мудрую мысль.            «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
— Посмотрим, какие же уроки мы извлечем из сказки сегодня.
— Ребята, сегодня мы будем изучать татарскую народную сказку «Три сестры».
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Слайд № 5
Познакомиться…
Совершенствовать умения…
Развивать умения…
Словарная работа.
— Для того, чтобы лучше понять сказку, давайте поработаем над значением слов, которые в ней встречаются.
— Как понимаете смысл слов? Слайд № 6
тяжело заболела – очень плохо
неразлучна – не расставаться, всегда быть вместе
печальная весть — грустная, горестная
вовек – всегда, вечно
ярмарка – большой торг с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.

  • холст – льняная ткань из толстой пряжи.

кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом.
Правнук – сын внука.
День-деньской – ежедневно.
— Как вы думаете, к какому виду будет относиться сказка? (народная с элементами волшебства)  Слайд № 7
3. О – Ц этап
1) Изучение нового материала.
Чтение сказки «Три дочери»  (Метод направленного чтения).
Проверка первичного восприятия.
— Ребята, а теперь сядьте как слушатели и зрители.
— Познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери». Слайд № 8
Чтение сказки  до слов:  – Скажи им, дружок, чтоб ко мне поспешили.
— Как вы думаете, как поступят дочери?  
Посмотрим, сбудутся ваши предположения?
Продолжение чтения сказки.
Вторая остановка после слов: …… и вторая дочь превратилась в паучиху.
 — Ребята, неужели и третья младшая дочь не поспешит к матери?
Проверим свое предположение
Продолжение чтения сказки до конца.
Пауза для осмысления, переживания.
— С какой сказкой мы познакомились? «Три дочери».
— К какому литературному жанру относится это произведение?
— Перед знакомством со сказкой мы сделали предположение, что она может быть бытовой.
— Подтвердились ли наши предположения? (бытовая сказка,  с элементами волшебства)
— Докажите, что в ней сказочного?
Физминутка
 «Пчёлки»

Пчелки в домиках сидят
И в окошечки глядят
Полетали, пожужжали
Прилетели и на место сели.

2). Повторное чтение учащимися про себя. 
Чтение сказки «Три дочери» самостоятельно. Каждая группа получаетт одну из шести шляп мышления для работы в группе.
Задания написаны на шляпах.
Использование стратегии КМ «6 шляп мышления»

Татарская народна сказка

«Три дочери»

  • 1ая белая – эмоциональная шляпа со знаком +

2ая желтая – позитивная шляпа
3я черная– эмоциональная шляпа со знаком
4ая синяя – негативная шляпа
5 ая разноцветная – творческая шляпа
6 ая красная – итоговая шляпа
Каждая группа знакомится со своим заданием
Работа по учебнику (страница 155).
Чтение сказки учащимися с выполнением задания «волшебных» шляп.
                   Гимнастика для глаз
3. Работа в группах.
Беседа – рассуждение по прочитанному тексту.
-Проверка выполненных работ учащимися.
— Слово предоставляется 1ой группе
— Кто понравился в сказке и чем?
— Слово предоставляется 2ой группе
— Ребята, сделайте вывод: так какая же 3-я дочь по отношению к маме?
(заботливая, внимательная, любящая, готовая прийти на помощь)
— Слово предоставляется 3ей группе
— Докажите словами из текста, кто не понравился и почему?
— Слово предоставляется 4ой группе
Ребята, так какие же 1-я и 2-я дочери по отношению к маме?
(незаботливые, невнимательные, нелюбящие маму, не готовые прийти на помощь)
— Ребята, мы сейчас услышали и позитивные и негативные характеристики героев этой сказки.
— Как вы думаете, почему рыжая белочка превратила дочерей в черепаху, паука и золотую пчелку?  Слайд № 9
— Справедливо ли поступила белочка?
— Ребята, так чему же учит нас эта сказка?
(Надо любить маму, заботится о ней, помогать в трудную минуту, быть внимательными, заботливыми и благодарными по отношению к матери)
Вывод:  Мама – самый дорогой, близкий человек.
4. Релаксация под музыку.
— А сейчас на минутку закройте глаза и представьте свою маму. (Музыка)
— Мама… закрой глаза и прислушайся… И ты услышишь мамин голос. Он живет в самом тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим.
 Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. (Ю.Я. Яковлев)
— Дети, чей же мы голос помним с самого детства и не когда не спутаем с другим?
Использование стратегии КМ  «Синквейн»
 Учащиеся в группах составляют ПЯТИСТИШИЕ.
Проверка  работ .
1. Мама
2. 2 прилагательных: нежная, добрая.
3. 3 глагола: уважает, целует, любит.
4. (предложение из 4 слов, которые характеризуют отношение к теме): Мама слово очень дорогое.
5. (слово синоним, выражающее сущность, смысл темы): тепло
— О чем говорят слова в пятистишии (о любви)
— Как надо относиться к маме?
— Меня поразили слова, которые вы написали о своей маме в сочинении «За что я люблю свою маму»
(Учителем зачитываются несколько высказываний учащихся. Люблю маму за то, что она всегда простит, за то, что она любит меня, говорит добрые слова, за то, что делает со мной уроки, хорошо и вкусно готовит, за то что она красивая, добрая, умная)
— Да, ребята, мама – самый дорогой, близкий человек.
5.  Творческая работа
 Сейчас продолжим  работать в группах.
Сказка – это мудрость народная, но мудрость мы черпаем не только в сказках. Из сказок к нам приходят мудрые изречения в виде пословиц и поговорок.
— На партах у вас лежат разрезанные пословицы и поговорки. Соберите их и подберите ту, которая бы могла  заменить название сказки «Три дочери».
Проверка выполненной работы. Слайд № 10
– Выбрать пословицы, которые больше всего подходят к сказке.
– Как вы понимаете их смысл?

Сначала подумай, потом – говори.
За добро добром платят.
Век живи, век учись.
Красив тот, кто красиво поступает.
6. Подведение итогов урока.
— Слово предоставляется 5ой группе
— Мы с вами будем примерять последнюю красную итоговую шляпу.
— В начале урока мы сказали, что «Сказка – ложь да в ней намек…»
— Так,  какой же урок извлекли вы из этой сказки?
 Выберите, пожалуйста, какие качества человеку надо воспитывать в себе.
Человек должен быть   
Трудолюбивым +
Внимательным +
Невнимательным
Беззаботным
Ласковым
— Правильно,  именно эти качества надо воспитывать в себе.
3. Итог урока
Игра «Микрофон»
Ваша задача, четко дать ответ на заданный вопрос
В группах учащиеся готовят ответ на вопрос
— Как называется сказка, с которой познакомились на уроке?
— Сколько дочерей было у женщины?
— Хорошие дочери были у матери?
— Почему младшая дочь превратилась в пчелу?
— Чему научила нас сказка?
4.Рефлексия.
— А теперь мне бы хотелось узнать с каким настроением вы уйдете с этого урока.
Перед вами три смайлика:
— Прикрепить стикер к такому смайлику, которому соответствует ваше настроение.
Почему?
— грустное настроение   — радостное настроение   — безразличие

 5.Домашнее задание.
1. Дома подготовьте чтение сказки по ролям
2*. Кто желает дома может сочинить свою сказку на тему: «О любви и заботе к ближнему». Это может быть не только мама, но и брат, сестра, бабушка, дедушка папа.

  •   [bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *