КГУ «Майкаинская средняя
общеобразовательная школа №2
отдела образования Баянаульского района»
учитель начальных классов
Гажук Наталья Ивановна
Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе.
Тема: Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
Технология: КМ с использованием ИКТ
О. — развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст;
Р. — развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения; развитие творческих аналитических способностей; развитие коммуникативной культуры.
В. — воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова; воспитывать чувство толерантности.
Ход урока
1.Орг. момент.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
2. Жужжащее 5 мин. чтение
3.М- ц этап
1) Актуализация имеющихся знаний.
Для начала давайте вспомним название раздела, который мы изучаем (Мои друзья)
Постановка целей учебной деятельности.
2) (слайд №1) Тёма и Жучка
— Как ты думаешь, кто это может быть?
(Проверка предположения, нажатие на слайд)
-О чём может быть это произведение?
— Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?
Использование методики «Кластер»
(слайд 2 – схема) Составление кластера «Собака». Выступления детей.
4. О – ц этап
1). Сообщение темы урока
Сегодня на уроке будем читать произведение:
(слайд 3) «Тема и Жучка» (слайд 3 )
(слайд 4) Автор это произведение Н. Гарин — Михайловский
2). Психологический настрой.
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других
3)Чтение произведения
Использование методики целенаправленного чтения
1часть. Начало Тема вспомнил, что…
до слов …где Жучка? – спрашивает Тема.
Где же может быть Жучка? Предположения детей.
2часть начало – И- и, — отвечает няня.
до слов Незаметно для себя он снова засыпает.
Проснется ли Тема? Вспомнит ли о Жучке?
Использование методики «Цветограмма»
Изобразите на (половинке) сердца свои чувства
3 часть начало (слайд 5) Просыпается опять от какого — то толчка…
до слов …он все вытаскивал Жучку.
— Какие будут дальнейшие его действия?
— Пойдет ли ночью спасать Жучку?
начало (слайд 6) Одевшись, Тема
до слов Тема пришел в сарай.
— С какой целью Тема пришел в сарай? Предположения учащихся.
(слайд 7) Предположения (взял длинную веревку, фонарь)
начало — И пустился рысью.
— Куда побежал Тема?
(слайд 8) — Пустился рысью к отверстию старого, заброшенного колодца.
— Какой у него созрел план?
4часть начало — Здесь он вполголоса позвал:- Жучка! …
до слов — Терять времени было нельзя
— Почему нельзя было терять время?
— О чем думал Тема?
— Хватит ли у Темы смелости спуститься в колодец? А может он испугается и уйдет?
5часть начало — Чтобы Жучка не подумала…….
до слов — На мгновенье в душу забирается страх, как- бы не задохнуться.
— Удастся ли Теме опуститься на дно колодца?
со слов — Но тема вспоминает, что Жучка….
до слов …и он благополучно достигает дна. (слайд 9 ) Между ними происходит трогательное свидание …в этом мире
— Каковы дальнейшие действия мальчика?
со слов — Не теряя времени, Тема ……
до слов …сознание гибели охватывает его душу.
— Что произойдет дальше? Может Тема погибнет?
Испугается и бросит Жучку?
начало — Не надо бояться…
до слов — и Жучку вытащу.
— Удастся ли мальчику вытащить Жучку?
7часть начало Тема говорит громко.
до конца рассказа (слайд 9)
— Были ли уверены в том, что Тема вытащит Жучку?
Использование методики «Цветограмма»
Изобразите на (другой половинке) сердце свои чувства в конце прочитанного текста.
Обсуждение. (Сравнение с началом)
4.Релаксация. Гимнастика для глаз.
1) Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т.е. задумайтесь.
2) погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.).
3) закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».
5.Вопросы Блума
-Почему Тёма решил спасти Жучку?
-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?
-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
-Что его заставило преодолевать физическую усталость?
6. Работа с иллюстрацией.
-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим, напряженным ? Кульминационным? Почему?
-Рассмотрите иллюстрацию (слайд 12)
— Какой момент рассказа на ней отражён?
7.Главная мысль произведения.
-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?
Выскажи свое отношение к поступку Темы.
-Можно ли назвать Тёму трусом?
8.Заполнение «Диаграмма Венна»
Работа по слайду № 13
1) Характеристика Темы
-Как его можно охарактеризовать?
-Какие черты характера ему свойственны? Докажи. Приведи примеры.
— Какого человека можно назвать смелым? ( это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх)
— Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?
1) Характеристика Жучки
-Какие черты характера присуще Жучке?
— Что обьединяет Тему и Жучку?
9.Работа над пословицами (слайд 11 )
Прочтите пословицы.
— Подбери пословицу, подходящую по смыслу к данному произведению
1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2).Ученье — свет, не ученье — тьма.
3).Собака – друг человека.
4). Друг познаётся в беде.
10. Итог.
— К какому виду жанра относится прочитанное произведение? Назови признаки рассказа.
-Вам понравился рассказ? Какова идея произведения?
11. Рефлексия.
«Состояние моей души»
— Определить сердечко к вашему настроению. (радость, грусть, страх)
12. Домашнее задание. стр. 69-72 (перечитать рассказ)
Составить рассказ о своем четвероногом друге (собаке) связанный с подобной ситуацией?Открытый УРОК литературного чтения ВО 2 КЛАССЕ по теме: Н. Гарин – Михайловский
«Тема и Жучка»
Использование ИКТ
общеобразовательная школа №2
отдела образования Баянаульского района»
учитель начальных классов
Гажук Наталья Ивановна
Открытый урок литературного чтения во 2 Б классе.
Тема: Н. Гарин – Михайловский «Тема и Жучка»
Технология: КМ с использованием ИКТ
О. — развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст;
Р. — развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения; развитие творческих аналитических способностей; развитие коммуникативной культуры.
В. — воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова; воспитывать чувство толерантности.
Ход урока
1.Орг. момент.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили.
2. Жужжащее 5 мин. чтение
3.М- ц этап
1) Актуализация имеющихся знаний.
Для начала давайте вспомним название раздела, который мы изучаем (Мои друзья)
Постановка целей учебной деятельности.
2) (слайд №1) Тёма и Жучка
— Как ты думаешь, кто это может быть?
(Проверка предположения, нажатие на слайд)
-О чём может быть это произведение?
— Какие взаимоотношения могут быть у человека с собакой?
Использование методики «Кластер»
(слайд 2 – схема) Составление кластера «Собака». Выступления детей.
4. О – ц этап
1). Сообщение темы урока
Сегодня на уроке будем читать произведение:
(слайд 3) «Тема и Жучка» (слайд 3 )
(слайд 4) Автор это произведение Н. Гарин — Михайловский
2). Психологический настрой.
Глаза смотрят и видят,
Уши слушают и слышат,
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнение других
3)Чтение произведения
Использование методики целенаправленного чтения
1часть. Начало Тема вспомнил, что…
до слов …где Жучка? – спрашивает Тема.
Где же может быть Жучка? Предположения детей.
2часть начало – И- и, — отвечает няня.
до слов Незаметно для себя он снова засыпает.
Проснется ли Тема? Вспомнит ли о Жучке?
Использование методики «Цветограмма»
Изобразите на (половинке) сердца свои чувства
3 часть начало (слайд 5) Просыпается опять от какого — то толчка…
до слов …он все вытаскивал Жучку.
— Какие будут дальнейшие его действия?
— Пойдет ли ночью спасать Жучку?
начало (слайд 6) Одевшись, Тема
до слов Тема пришел в сарай.
— С какой целью Тема пришел в сарай? Предположения учащихся.
(слайд 7) Предположения (взял длинную веревку, фонарь)
начало — И пустился рысью.
— Куда побежал Тема?
(слайд 8) — Пустился рысью к отверстию старого, заброшенного колодца.
— Какой у него созрел план?
4часть начало — Здесь он вполголоса позвал:- Жучка! …
до слов — Терять времени было нельзя
— Почему нельзя было терять время?
— О чем думал Тема?
— Хватит ли у Темы смелости спуститься в колодец? А может он испугается и уйдет?
5часть начало — Чтобы Жучка не подумала…….
до слов — На мгновенье в душу забирается страх, как- бы не задохнуться.
— Удастся ли Теме опуститься на дно колодца?
со слов — Но тема вспоминает, что Жучка….
до слов …и он благополучно достигает дна. (слайд 9 ) Между ними происходит трогательное свидание …в этом мире
— Каковы дальнейшие действия мальчика?
со слов — Не теряя времени, Тема ……
до слов …сознание гибели охватывает его душу.
— Что произойдет дальше? Может Тема погибнет?
Испугается и бросит Жучку?
начало — Не надо бояться…
до слов — и Жучку вытащу.
— Удастся ли мальчику вытащить Жучку?
7часть начало Тема говорит громко.
до конца рассказа (слайд 9)
— Были ли уверены в том, что Тема вытащит Жучку?
Использование методики «Цветограмма»
Изобразите на (другой половинке) сердце свои чувства в конце прочитанного текста.
Обсуждение. (Сравнение с началом)
4.Релаксация. Гимнастика для глаз.
1) Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль, т.е. задумайтесь.
2) погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них (20-30 сек.).
3) закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».
5.Вопросы Блума
-Почему Тёма решил спасти Жучку?
-Что было бы с Жучкой, если бы Тёма её не спас?
-Почему Тёма не попросил помощи у взрослых?
-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
-Что его заставило преодолевать физическую усталость?
6. Работа с иллюстрацией.
-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим, напряженным ? Кульминационным? Почему?
-Рассмотрите иллюстрацию (слайд 12)
— Какой момент рассказа на ней отражён?
7.Главная мысль произведения.
-Как бы ты поступил на месте Тёмы? Почему?
Выскажи свое отношение к поступку Темы.
-Можно ли назвать Тёму трусом?
8.Заполнение «Диаграмма Венна»
Работа по слайду № 13
1) Характеристика Темы
-Как его можно охарактеризовать?
-Какие черты характера ему свойственны? Докажи. Приведи примеры.
— Какого человека можно назвать смелым? ( это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх)
— Хотели бы вы иметь такого друга, как Тёма? Почему?
1) Характеристика Жучки
-Какие черты характера присуще Жучке?
— Что обьединяет Тему и Жучку?
9.Работа над пословицами (слайд 11 )
Прочтите пословицы.
— Подбери пословицу, подходящую по смыслу к данному произведению
1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2).Ученье — свет, не ученье — тьма.
3).Собака – друг человека.
4). Друг познаётся в беде.
10. Итог.
— К какому виду жанра относится прочитанное произведение? Назови признаки рассказа.
-Вам понравился рассказ? Какова идея произведения?
11. Рефлексия.
«Состояние моей души»
— Определить сердечко к вашему настроению. (радость, грусть, страх)
12. Домашнее задание. стр. 69-72 (перечитать рассказ)
Составить рассказ о своем четвероногом друге (собаке) связанный с подобной ситуацией?Открытый УРОК литературного чтения ВО 2 КЛАССЕ по теме: Н. Гарин – Михайловский
«Тема и Жучка»
Использование ИКТ
Диаграмма «Венна» — описание и составление характеристики героя, отношения рассказчика к герою.
Стратегия «направленное чтения» — прогнозирование содержания текста.
[bws_related_posts]