Методические рекомендации предпрофильного курса
«Обучение деловому письму»
(для учащихся 7- 9 класс)
учитель русского языка и литературы
Сыздыкова Салтанат Абикеновна
Пояснительная записка.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства составляет интерес у учащихся школы. В этом разделе рассматриваются языковые средства стилей, стили литературного языка: разговорный стиль, официально-делолвой стиль, публицистический стиль и научный.
Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую – либо сторону общественной жизни. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует. Стиль литературного языка называется функциональным потому, что он выполняет определённую функцию (роль) в речи. Стиль определяется по совокупности всех признаков. Все эти качества стилей языка привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.
Изучение официально – делового стиля имеет большое познавательное, практическое, творческое значения. Деловое письмо расширяет знания учащихся, формирует использование лексико – фразеологических, морфологических и синтаксических языковых средств. Официально – деловой стиль постоянно совершенствуется, развивает умение самостоятельно работать, точно выражаться, употреблять стандартные выражения, составные предлоги и союзы, отглагольные существительные, развернутые предложения.
Систематическая работа по овладению нормами официально – делового стиля вооружает учащихся умением распознавать приметы этого стиля и целенаправленно применять характерные для него языковые особенности в собственной практике ; умением пользоваться наиболее распространёнными жанрами деловых бумаг: заявлением, объявлением, распиской, доверенностью и др.
Постоянное координирование работы по освоению различных стилей речи на уроках русского языка – основной путь развития языкового чутья, повышения стилистической грамотности учащихся.
Цели данного курса:
- углубление и расширение теоретических знаний учащихся о официально — деловом стиле;
- формирование навыков владения деловой речью;
- оформление деловых бумаг: заявления, характеристики, протокола, расписки, автобиографии и т.д;
- развитие у учащихся самостоятельности, активности и творчества;
- закрепление этих знаний путем использования официально-деловых бумаг.
Основные задачи данного курса:
- вызвать интерес учащихся к официально-деловому стилю
- развить у учащихся знания канцелярской разновидности деловых бумаг;
- углубить и расширить у учащихся понятие о официально-деловом стиле речи;
- формировать у учащихся лексико — фразеологические и грамматические особенности официально-делового стиля;
- создать условия для развития творческих способностей;
- подготовить учащихся к использованию полученных знаний в жизни.
Курс «Обучение деловому письму» формирует навыки владения деловой речью, оканчивая школу, учащиеся идут в большую жизнь… Всюду они сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг.
Требования к освоению содержания курса
Учащиеся должны знать:
- стили речи;
- образцы деловых бумаг;
- термины официально-делового стиля;
- составление образцов деловых бумаг.
Учащиеся должны уметь:
- подписывать адрес на конверте, открытке и составлять несложные тексты телеграмм;
- составлять несложные тексты для пригласительной открытки, письма;
- составлять тексты заявлений, объявлений различного характера;
- составлять тексты расписок, справок;
- составлять характеристику, объяснительную, деловое письмо.
Содержание предпрофильного курса
«Обучение деловому письму»
Введение. Стили речи. Официально-деловой стиль.
Тема №1 (1ч) Адрес и телеграмма, деловое письмо. Их виды и назначения.
Практическое занятие: Составление текста телеграммы, написание адреса, составление делового письма.
Тема №2 (1ч) Объявление, заявление.
Практическое занятие: Объявление, заявление. Каталог объявлений, различные виды заявлений. Объявления в газете.
Тема №3 (1ч) Расписка, объявление.
Практическое занятие: Расписка, объявление. Написание расписок различного характера.
Тема №4 (1ч) Характеристика. Автобиография.
Практическое занятие: Характеристика. Автобиография. Характеристика учебного заведения, классного коллектива, отдельного учащегося и т.д. Общие требования при составлении характеристики и автобиографии.
Тема №5 (1ч) Справка.
Практическое занятие: Справка. Понятие справки. Виды справок и их назначение.
Тема №6 (1ч) Доверенность.
Практическое занятие: Доверенность. Виды доверенностей. Составление доверенности на вождение транспортного средства.
Тема №7 (1ч) Объяснительная записка.
Практическое занятие: Объяснительная записка. Основные требования к написанию объяснительной записки.
Тема №8 (1,5 ч) Заключение. Защита проектов.
План работы предпрофильного курса
«Обучение деловому письму»
№ |
Содержание занятий |
Форма проведения занятий |
Кол- во часов |
Дата |
1 |
Введение. Стили речи. Официально-деловой стиль. |
Адрес и телеграмма, деловое письмо.Лекция.
Практическая работа №1
1
2
Объявление, заявление.
Практическая работа №2
1
3
Расписка, объявление.
Практическая работа №3
1
4
Характеристика. Автобиография.
Практическая работа №4
1
5
Справка.
Практическая работа №5
1
6
Доверенность.
Практическая работа №6
1
7
Объяснительная записка.
Практическая работа №7
1
8
Заключение. Защита проектов.
Зачёт
1,5
Программа предпрофильного курса
«Обучение деловому письму»
№ |
Содержание занятий |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Введение. Стили речи. Официально-деловой стиль. |
Адрес и телеграмма, деловое письмо.
1
2
Объявление, заявление.
1
3
Расписка, объявление.
1
4
Характеристика. Автобиография.
1
5
Справка.
1
6
Доверенность.
1
7
Объяснительная записка.
1
8
Заключение. Защита проектов.
1,5
Ведущие методы в работе: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, исследовательский.
Форма обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.
Предполагаемые результаты:
1.Создания авторской работы по теме.
2.Создание презентации по одной из тем занятий.
3. Разработка творческих заданий.
Список литературы для учителя:
1. Закон о языках Республики Казахстан.
2. А.Алдашева. Делопроизводство. А.,2009.
3. А.Корнеева. Машинопись и основы делопроизводство. М.,2010.
4. Л.Дюсембекова. Делопроизводство на двух языках. А., 2010.
5. С.Исаев. Сопоставительная типология казахского и русского языков. А.,2012.
6. Интернет.
Список литературы для учащихся:
1.М.Жакыпов. Словосочетания используемые в делопроизводстве. А.,2013.
2.Делопроизводство на двух языках.
Словарь-справочник. А.,2012.
3. К.Щепина. Обучение деловому письму. М.,2010.
4.М.Баранов. Русский язык. Справочные материалы. М.,2010.
Методические рекомендации предпрофильного курса
«Обучение деловому письму».
Практическое занятие №1. Введение. Стили речи. Официально-деловой стиль. Адрес и телеграмма, деловое письмо.
Цель: пропедевтически познакомить учащихся со стилями речи, с особенностями официально-делового стиля и сферой его употребления; закрепить навыки оформления и составления почтового адреса, телеграммы и делового письма; развить связную устную и письменную речь учащихся.
Требования к оформлению почтового адреса, телеграммы, делового письма:
1) адрес пишется разборчиво, грамотно,аккуратно;
2) названия республик, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в именительном падеже;
3) на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр;
4) располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности; так, в адресе отправителя, вначале указываеся фамилия, имя и отчество адресата, затем название населенного пункта, района, области, почтовой индекс, например:
Бакибаев Куаныш
с. Харьковка, Актогайского района,
Павлодарской области,
140207
В адресе письма, отправляемого в город, фамилия, имя, отчество получателя, область, наименование населенного пункта (города), улица, номер дома и квартиры, почтовый индекс, например:
Ибраевой Арайлым
Павлодарскую область, г.Экибастуз
ул. С.Торайгырова, д.81, кв.7. 140200
Телеграммой пользуются тогда, когда необходимо срочно сообщить что – либо. Основной признак «телеграфного стиля» изложения – локоничность: сообщается только самое главное, важное.
Телеграмма оформляется на готовом бланке, отпечатанном типографским способом, и состоит из следующих элементов:
1) наименования документа;
2) отметки о категории в виде телеграммы;
3) наименования пункта назначения и адресата;
4) текста сообщения;
5) подписи отправителя;
6) фамилии отправителя и его адреса.
Адрес и текст телеграммы пишутся сокращенно: союзы, предлоги и знаки препинания опускаются, если их отсутствие не искажает содержание сообщения; в адресе не пишутся слова город, дом и т.д. Однако следует указать номер почтового отделения: это ускорит доставку телеграммы адресату.
На бланке телеграммы внизу, под чертой, необходимо написать фамилию и полный адрес отправителя.
Телеграммы бывают различных категорий, по назначению телеграммы подразделяются на обыкновенные и срочные. На бланке последнего вида есть особая пометка «Срочная телеграмма».
Деловое письмо, в отличие от письма личного, представляет собою деловую бумагу, в которой содержится запрос или уведомление о чем – либо. Деловое письмо пишется, когда нужно получить какие – либо сведения или ответить на запрос.
Содержание делового письма должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Тон письма должен быть деловым и корректным.
Письмо может начинаться с обращения к должностному лицу.
Заканчивается деловое письмо подписью его автора, которой могут предшествовать слова С уважением.
Уместно рассмотреть два варианта делового письма одинакового назначения с целью показать различие в их оформлении.
І Директору Павлодарского магазина «Книга — почтой»
Прошу сообщить, можно ли приобрести в Вашем магазине следующие книги:
1.Песни для учащихся IV — V классов. Изд. 2-е, 2013.
2.Песенник школьника. Изд. 2-е, 2013.
15.01.2014. Петрова Нина.
Адрес: 140207 , г. Павлодар, ул. Кутузова, д.12, кв.10.
ІІ Господин Иванов!
Прошу сообщить, может ли Ваш магазин выслать наложенным платежем следующие книги:
1.Песни для учащихся IV — V классов. Изд. 2-е, 2013.
2.Песенник школьника. Изд. 2-е, 2013.
15.01.2014.
С уважением Петрова.
Адрес: 140207 , г. Павлодар, ул. Кутузова, д.12, кв.10.
Практическое занятие №2. Объявление, заявление.
Цель: составить каталог объявлений, познакомить с видами объявлений; научить оформлять различные виды объявлений и заявлений.
Требования к оформлению объявлений, заявлений:
В объявлениях указывается:
1) время (когда?);
2) место (где?);
3) наименование мероприятия (что?);
4) ответсвенный за проведение мероприятия (кто?);
1. 24 сентября в 15 часов в библиотеке школы для учащихся 4-5 классов проводится лекция «О культуре поведения».
Администрация школы.
2. С 26 по 28 августа 2013 г в помещении Дома культуры открыта городская выставка «Родная природа».
Выставка работает с 12 до 20 часов.
Дирекция Дома культуры.
Заявления как официальный документ – это письменная просьба о чем – нибудь, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу.
Заявление пишется по общепринятой форме.
Директору Харьковской средней школы
Тлегеновой А.Н.
ученицы 7 класса
Ахмет Эльмиры
заявление.
Прошу освободить меня от учебных занятий на 3 дня (с 1 по 3 октября) в связи с поездкой в г.Павлодар на слет юных туристов.
30.09.13. Ахмет.
В заявлении содержится:
1) наименование адресата, к которому обращаются с просьбой;
2) должность, фамилия, имя или инициалы;
3) наименования документа;
4) изложение просьбы;
5) подпись автора заявления;
6) дата.
Практическое занятие №3. Расписка, объявление.
Цель: научить оформлению расписок различного характера; закрепить навыки оформления различных объявлений.
Требования к оформлению расписки и объявления.
Расписка – официальный документ, удостоверяющий получения чего – либо.
Расписка имеет определенную форму, состоящую из следующих элементов:
1) наименования документа;
2) фамилии, имени отчества, должности лица, дающего расписку;
3) наименования учреждения, предприятия, от которого полученно что – либо;
4) наименования полученного с указанием количества и суммы;
5) подписи получателя;
6) даты составления расписки.
Расписка.
Я, Павлов Анатолий, ученик 5 класса Харьковской средней школы г.Павлодара, получил из библиотеки этой школы для книжной выставки в классе 27 (двадцать семь) книг.
27.09.13. Павлов.
Практическое занятие №4. Характеристика. Автобиография.
Цель: познакомить учащихся видами характеристик; научить составлять различные виды характеристик; соблюдать общие требования к написанию автобиографии.
Характеристика.
на ученика 5 класса Харьковской средней школы Кайыржанова Акимбека, 1995 года рождения,казаха.
Кайыржанов Акимбек учится в Харьковской средней школе третий год.
Акимбек – трудолюбивый и исполнительный мальчик.Серьезно относится к учебным занятиям и общественным поручениям. Имеет прочные знание, учится на «4» и «5». Особенный интерес проявляет к истории и географии. На школьной олимпиаде по истории получил призовое место.
Акимбек член редколлегии класса. Принимает активное участие в спортивной жизни школы.
Кайыржанов Акимбек – хороший друг,пользуется уважением и любовью однокласников.
Классный руководитель __________ Р.А.Нуркин.
25.01.14.
Форма деловой автобиографии включает обычно следующие элементы:
1) наименование документа;
2) текст автобиографии;
3) подпись составителя;
4) дату написания.
Автобиография.
Я, Калиакпарова Айдана Маратовна, родилась 20 апреля 1988 года в селе Харьковка Актогайского района Павлодарской области.
Отец Калиакпаров Марат – тракторист, мать Султанова Сауле работает учителем в сельской школе.
В 2008 году после окончания Харьковской средней школы, поступила в филологический факультет Павлодарского государственного педагогического института. В 2012 году после окончания института принята в Харьковскую среднюю школу учителем казахского языка и литературы.
Замужем, муж Беков Берик Бексултанович 1987 года рождения, заведует отделом акционерно – коммерческого объединения «Рауан». Сын – дошкольного возраста.
Мой адрес: _______________________________________________________________
Калиакпарова А.М. ________г.
Практическое занятие №5. Справка.
Цель: познакомить учащихся разновидностями справок; рассмотреть их назначение.
Требования к оформлению справки.
Справка.
Справка выдается учреждением, организацией лицу или учреждению, удостоверение – тоько лицу. Справки пишутся обычно на бланке учреждения.
Справка.
20.10.13.
Выдана Омбутаевой Нургуль в том, что она является ученицей 6 класса Харьковской средней школы.
Справка выдана для представления в железнодорожную кассу.
Действительна по 15 ноября 2013г.
Директор школы __________ А.Н.Тлегенова.
(подпись)
Форма написания справки:
1) наименование министерства, отдела, учреждения;
2) наименование документа;
3) дата выдачи справки;
4) номер справки;
5) место составления документа;
6) текст справки;
7) подпись лиц, выдавщих справки.
Практическое занятие №6. Доверенность.
Цель: познакомить учащихся видами доверенностей; составление доверенностей различного характера.
Требования к оформлению доверенности.
Доверенность – это документ, дающий кому – либо право действовать от имени лица, выдавщего доверенность.
Доверенность.
Я, Алтынбеков Мейрам Жанарбекович, студент Павлодарского медицинского колледжа, доверяю Ахметовой Арайлым Хасейновне, проживающей по адресу г.Павлодар, ул.Сибирская, д.85, кв.46; удостоверение №022619794, выдан МЮ 3 мая 2006 года, получить мою степендию за январь 2014 года в сумме 7100 (семь тысяч сто) тенге.
05.01.14. Алтынбеков.
Подпись Алтынбекова М.Ж. удостоверяю
Печать __________ А.А.Жаксылыкова.
Директор Павлодарского медицинского коледжа
26.12.13.
Доверенность составляется по следующей форме:
1) наименование документа;
2) фамилия, имя, отчество доверителя;
3) фамилия, имя, отчество доверенного лица;
4) содержание доверенности;
5) подпись доверителя;
6) дата выдачи доверенности;
7) наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;
8) дата удостоверения, подпись и печать.
Практическое занятие №7. Объяснительная записка.
Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к написанию объяснительной записки.
Требования к оформлению объяснительной записки.
Логическая схема объяснительной записки:
1) наименование должностного лица и учреждения, которому направляется записка (пишется в дательном падеже);
2) наименования документа;
3) дата его составления;
4) заголовок документа;
5) содержание записки;
6) наименование должности, инициалы, фамилия и подпись составителя.
Директору Харьковской средней школы
Тлегеновой А.Н.
Объяснительная записка.
17.01.14.
В связи с тем, что автобусное движение на трассе Иртышск – Павлодар было временно прекращено по причине гололёда, мною пропущено два учебных дня (15 и 16 января)
Ученик 6 класса
Харьковской средней школы ____________ А.Сальденбеков
(подпись)
Тема №8 (1,5 ч) Заключение. Защита проектов.
Цель: создание учащимися авторской работы по теме, презентация занятий по одной из тем; разработка учащимися творческих заданий.
[bws_related_posts]