Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Обучение деловому письму

Обучение деловому письму

kurspМетодические рекомендации предпрофильного курса

«Обучение деловому письму»

 (для учащихся 7- 9 класс)

учитель русского языка и литературы

Сыздыкова Салтанат Абикеновна 

Пояснительная записка.

   Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства составляет интерес у учащихся школы. В этом разделе рассматриваются языковые средства стилей, стили литературного языка: разговорный стиль, официально-делолвой стиль, публицистический стиль и научный.

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую – либо сторону общественной жизни. Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существует. Стиль литературного языка называется функциональным потому, что он выполняет определённую функцию (роль) в речи. Стиль определяется по совокупности всех признаков. Все эти качества стилей языка привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.

Изучение официально – делового стиля имеет большое познавательное, практическое, творческое значения. Деловое письмо расширяет знания учащихся, формирует использование лексико – фразеологических, морфологических и синтаксических языковых средств. Официально – деловой стиль постоянно совершенствуется, развивает умение самостоятельно работать, точно выражаться, употреблять стандартные выражения, составные предлоги и союзы, отглагольные существительные, развернутые  предложения.

Систематическая работа по овладению нормами официально – делового стиля вооружает учащихся умением распознавать приметы этого стиля и целенаправленно применять характерные для него языковые особенности в собственной практике ; умением пользоваться наиболее распространёнными жанрами деловых бумаг: заявлением, объявлением,  распиской, доверенностью и др.

Постоянное координирование работы по освоению различных стилей речи на уроках русского языка – основной путь развития языкового чутья, повышения стилистической грамотности учащихся.

Цели данного курса:

  • углубление и расширение теоретических знаний учащихся о официально —  деловом стиле;
    • формирование навыков владения деловой речью;
    • оформление деловых бумаг: заявления, характеристики, протокола, расписки,  автобиографии и т.д;
    • развитие у учащихся самостоятельности, активности и творчества;
    • закрепление этих знаний путем использования официально-деловых бумаг.

Основные задачи данного курса:

  • вызвать интерес  учащихся к официально-деловому стилю
  • развить у учащихся знания канцелярской разновидности деловых бумаг;
  • углубить и расширить у учащихся понятие о  официально-деловом стиле       речи;
  • формировать у учащихся лексико — фразеологические и грамматические особенности официально-делового стиля;
    • создать условия для развития творческих способностей;
    • подготовить учащихся к использованию полученных знаний в жизни.

Курс «Обучение деловому письму»  формирует навыки владения деловой речью, оканчивая школу, учащиеся идут в большую жизнь… Всюду они сталкиваются с необходимостью оформления деловых бумаг.

Требования к освоению содержания курса

 Учащиеся должны знать:

  • стили речи;
  • образцы деловых бумаг;
  • термины официально-делового стиля;
  • составление образцов деловых бумаг.

Учащиеся должны уметь:

  • подписывать адрес на конверте, открытке и составлять несложные тексты  телеграмм;
  • составлять несложные тексты для пригласительной открытки, письма;
  • составлять тексты заявлений, объявлений различного характера;
  • составлять тексты расписок, справок;
  • составлять характеристику, объяснительную, деловое письмо. 

Содержание предпрофильного курса

«Обучение деловому письму»

Введение. Стили речи. Официально-деловой стиль.

Тема №1 (1ч) Адрес и телеграмма, деловое письмо.   Их виды и назначения.                                                                                                       

Практическое занятие: Составление текста телеграммы, написание адреса, составление делового письма.

Тема №2 (1ч) Объявление, заявление.

Практическое занятие: Объявление, заявление. Каталог объявлений, различные виды заявлений. Объявления в газете.

Тема №3 (1ч) Расписка, объявление.

Практическое занятие: Расписка, объявление. Написание расписок различного характера.

Тема №4 (1ч) Характеристика. Автобиография.

Практическое занятие: Характеристика.  Автобиография. Характеристика учебного заведения, классного коллектива, отдельного учащегося и т.д. Общие требования при составлении характеристики и автобиографии.

Тема №5 (1ч) Справка.

Практическое занятие: Справка. Понятие справки. Виды справок и их назначение.

Тема №6 (1ч) Доверенность.

Практическое занятие: Доверенность. Виды доверенностей. Составление доверенности на вождение транспортного средства.

Тема №7 (1ч) Объяснительная записка.

Практическое занятие: Объяснительная записка. Основные требования к написанию объяснительной записки.

Тема №8 (1,5 ч) Заключение. Защита проектов.

План работы предпрофильного курса

«Обучение деловому письму»

Содержание занятий

Форма проведения занятий

Кол-    во

часов

Дата

1

Введение. Стили речи. Официально-деловой  стиль.

Адрес и телеграмма, деловое письмо.Лекция.

Практическая работа №1

1

 

2

Объявление, заявление.

 

Практическая работа №2

1

 

3

Расписка, объявление.

 

Практическая работа №3

1

 

4

Характеристика. Автобиография.

 

Практическая работа №4

1

 

5

Справка.

 

Практическая работа №5

1

 

6

Доверенность.

 

Практическая работа №6

1

 

7

Объяснительная записка.

 

Практическая работа №7

1

 

8

Заключение. Защита проектов.

 

Зачёт

1,5

 

Программа предпрофильного курса

«Обучение деловому письму»

Содержание занятий

Кол-во

часов

Дата

1

Введение. Стили речи. Официально-деловой стиль.

Адрес и телеграмма, деловое письмо.

1

 

2

Объявление, заявление.

 

 

1

 

3

Расписка, объявление.

 

 

1

 

4

Характеристика. Автобиография.

 

 

1

 

5

Справка.

 

 

1

 

6

Доверенность.

 

 

1

 

7

Объяснительная записка.

 

 

1

 

8

Заключение. Защита проектов.

 

 

1,5

Ведущие методы в работе: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, исследовательский.

Форма обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Предполагаемые результаты:

1.Создания авторской работы по теме.

2.Создание презентации по одной из тем занятий.

3. Разработка творческих заданий.

 

 

Список литературы для учителя:

1. Закон о языках Республики Казахстан.

2. А.Алдашева. Делопроизводство. А.,2009.

3. А.Корнеева. Машинопись и основы делопроизводство. М.,2010.

4. Л.Дюсембекова. Делопроизводство на двух языках. А., 2010.

5. С.Исаев. Сопоставительная типология казахского и русского языков. А.,2012.

6. Интернет.

Список литературы для учащихся:

1.М.Жакыпов. Словосочетания используемые в делопроизводстве. А.,2013.

2.Делопроизводство на двух языках.

Словарь-справочник. А.,2012.

3. К.Щепина. Обучение деловому письму. М.,2010.

4.М.Баранов. Русский язык. Справочные материалы. М.,2010.

Методические рекомендации предпрофильного курса

«Обучение деловому письму».

Практическое занятие №1. Введение. Стили речи. Официально-деловой стиль. Адрес и телеграмма, деловое письмо.

Цель: пропедевтически познакомить учащихся со стилями речи, с особенностями официально-делового стиля и сферой его употребления; закрепить навыки оформления и составления почтового адреса, телеграммы и делового письма; развить связную устную и письменную речь учащихся.

Требования к оформлению почтового адреса, телеграммы, делового письма:

1)    адрес пишется разборчиво, грамотно,аккуратно;

2)    названия республик, городов, поселков, деревень и других населенных пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в именительном падеже;

3)    на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр;

4)    располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности; так, в адресе отправителя, вначале указываеся фамилия, имя и отчество адресата, затем название населенного пункта, района, области, почтовой индекс, например:

Бакибаев Куаныш

 с. Харьковка, Актогайского района,

Павлодарской области,

                                               140207

   В адресе письма, отправляемого в город, фамилия, имя, отчество получателя,  область, наименование населенного пункта (города), улица, номер дома и квартиры, почтовый индекс, например:

Ибраевой Арайлым

Павлодарскую область, г.Экибастуз

ул. С.Торайгырова, д.81, кв.7.     140200

   Телеграммой пользуются тогда, когда необходимо срочно сообщить что – либо. Основной признак «телеграфного стиля» изложения – локоничность: сообщается только самое главное, важное.

Телеграмма оформляется на готовом бланке, отпечатанном типографским способом, и состоит из следующих элементов:

1)    наименования документа;

2)    отметки о категории в виде телеграммы;

3)    наименования пункта назначения и адресата;

4)    текста сообщения;

5)    подписи отправителя;

6)    фамилии отправителя и его адреса.

Адрес и текст телеграммы пишутся сокращенно: союзы, предлоги и знаки препинания опускаются, если их отсутствие не искажает содержание сообщения; в адресе не пишутся слова город, дом и т.д. Однако следует указать номер почтового отделения: это ускорит доставку телеграммы  адресату.

На бланке телеграммы внизу, под чертой, необходимо написать фамилию и полный адрес отправителя.

Телеграммы бывают различных категорий, по назначению телеграммы подразделяются на обыкновенные и срочные. На бланке последнего вида есть особая пометка «Срочная телеграмма».

Деловое письмо, в отличие от письма личного, представляет собою деловую бумагу, в которой содержится запрос или уведомление о чем – либо. Деловое письмо пишется, когда нужно получить какие – либо сведения или ответить на запрос.

Содержание делового письма должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Тон письма должен быть деловым и корректным.

Письмо может начинаться с обращения к должностному лицу.

Заканчивается деловое письмо подписью его автора, которой могут предшествовать слова С уважением.

Уместно рассмотреть два варианта делового письма одинакового назначения с целью показать различие в их оформлении.

 

 

 

І                                                                      Директору Павлодарского            магазина «Книга — почтой»

   Прошу сообщить, можно ли приобрести в Вашем магазине следующие книги:

1.Песни для учащихся IV — V классов. Изд. 2-е, 2013.

2.Песенник школьника. Изд. 2-е, 2013.

15.01.2014.                                                                                                      Петрова Нина.

Адрес: 140207 , г. Павлодар, ул. Кутузова, д.12, кв.10.

             ІІ                              Господин Иванов!

  Прошу сообщить, может ли Ваш магазин выслать наложенным платежем следующие книги:

1.Песни для учащихся IV — V классов. Изд. 2-е, 2013.

2.Песенник школьника. Изд. 2-е, 2013.

15.01.2014.

С уважением Петрова.

Адрес: 140207 , г. Павлодар, ул. Кутузова, д.12, кв.10.

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие №2. Объявление, заявление.

Цель: составить каталог объявлений, познакомить с видами объявлений; научить оформлять различные виды объявлений и заявлений.

Требования к оформлению объявлений, заявлений:

В объявлениях указывается:

1)      время (когда?);

2)      место (где?);

3)      наименование мероприятия (что?);

4)      ответсвенный за проведение мероприятия (кто?);

1. 24 сентября в 15 часов в библиотеке школы для учащихся 4-5 классов проводится лекция «О культуре поведения».

Администрация школы.

2. С 26 по 28 августа 2013 г в помещении Дома культуры открыта городская выставка «Родная природа».

Выставка работает с 12 до 20 часов.

Дирекция Дома культуры.

Заявления как официальный документ – это письменная просьба о чем – нибудь, адресованная организации, учреждению, предприятию или должностному лицу.

Заявление пишется по общепринятой форме.

Директору Харьковской средней школы

                                                                          Тлегеновой А.Н.

ученицы 7 класса

Ахмет Эльмиры

заявление.

     Прошу освободить меня от учебных занятий на 3 дня (с 1 по 3 октября) в связи с поездкой в г.Павлодар на слет юных туристов.

30.09.13.                                                                                                   Ахмет.

В заявлении содержится:

1)    наименование адресата, к которому обращаются с просьбой;

2)    должность, фамилия, имя или инициалы;

3)    наименования документа;

4)    изложение просьбы;

5)    подпись автора заявления;

6)    дата.

 

Практическое занятие №3. Расписка, объявление.

Цель: научить оформлению расписок различного характера; закрепить навыки оформления различных объявлений.

Требования к оформлению расписки и объявления.

Расписка – официальный документ, удостоверяющий получения чего – либо.

Расписка имеет определенную форму, состоящую из следующих элементов:

1) наименования документа;

2) фамилии, имени отчества, должности лица, дающего расписку;

3) наименования учреждения, предприятия, от которого полученно что – либо;

4) наименования полученного с указанием количества и суммы;

5) подписи получателя;

6) даты составления расписки.

Расписка.

   Я, Павлов Анатолий, ученик 5 класса Харьковской  средней школы г.Павлодара, получил из библиотеки этой школы для книжной выставки в классе 27 (двадцать семь) книг.

27.09.13.                                                                                                 Павлов.

 

 

Практическое занятие №4. Характеристика. Автобиография.

Цель: познакомить учащихся видами характеристик; научить составлять  различные виды характеристик; соблюдать общие требования к написанию автобиографии.

Характеристика.

на ученика 5 класса Харьковской средней школы Кайыржанова Акимбека, 1995 года рождения,казаха.

 Кайыржанов   Акимбек учится в Харьковской средней школе третий год.

Акимбек – трудолюбивый   и исполнительный мальчик.Серьезно относится к учебным  занятиям и общественным поручениям. Имеет прочные знание, учится на «4» и «5». Особенный  интерес проявляет к истории и географии. На школьной олимпиаде по истории получил призовое место.

Акимбек член редколлегии класса. Принимает активное участие в спортивной жизни школы.

Кайыржанов Акимбек – хороший друг,пользуется уважением и любовью однокласников.

Классный руководитель                                                              __________ Р.А.Нуркин.

25.01.14.

Форма деловой автобиографии включает обычно следующие элементы:

1) наименование документа;

2) текст автобиографии;

3) подпись составителя;

4) дату написания.

   Автобиография.

  Я, Калиакпарова Айдана Маратовна, родилась 20 апреля 1988 года в селе Харьковка Актогайского района Павлодарской области.

Отец Калиакпаров Марат – тракторист, мать Султанова Сауле  работает учителем в сельской школе.

В 2008 году после окончания Харьковской средней школы, поступила в филологический факультет Павлодарского государственного педагогического института. В 2012 году после окончания института принята в Харьковскую среднюю школу учителем казахского языка и литературы.

Замужем, муж Беков Берик Бексултанович 1987 года рождения, заведует отделом акционерно – коммерческого объединения «Рауан». Сын – дошкольного возраста.

Мой адрес:        _______________________________________________________________

Калиакпарова А.М.                                                                                 ________г.

 

Практическое занятие №5. Справка.

Цель: познакомить учащихся разновидностями справок; рассмотреть их назначение.

Требования к оформлению справки.

Справка.

   Справка выдается учреждением, организацией лицу или учреждению, удостоверение – тоько лицу. Справки пишутся обычно на бланке учреждения.

Справка.

   20.10.13.

Выдана Омбутаевой Нургуль в том, что она является ученицей 6 класса Харьковской средней школы.

Справка выдана для представления в железнодорожную кассу.

Действительна по 15 ноября 2013г.

 

Директор школы __________ А.Н.Тлегенова.

(подпись)

Форма написания справки:

1) наименование министерства, отдела, учреждения;

2) наименование документа;

3) дата выдачи справки;

4) номер справки;

5) место составления документа;

6) текст справки;

7) подпись лиц, выдавщих справки.

 

 

 

Практическое занятие №6. Доверенность.

Цель: познакомить учащихся видами доверенностей; составление доверенностей различного характера.

Требования к оформлению доверенности.

Доверенность – это документ, дающий кому – либо право действовать от имени лица, выдавщего доверенность.

Доверенность.

   Я, Алтынбеков Мейрам Жанарбекович,  студент Павлодарского медицинского колледжа, доверяю Ахметовой Арайлым Хасейновне, проживающей по адресу г.Павлодар, ул.Сибирская, д.85, кв.46; удостоверение №022619794, выдан МЮ 3 мая 2006 года, получить мою степендию за январь 2014  года в сумме 7100 (семь тысяч сто) тенге.

05.01.14.                                                                                                      Алтынбеков.

Подпись Алтынбекова М.Ж. удостоверяю

Печать                                                                         __________   А.А.Жаксылыкова.

Директор Павлодарского медицинского коледжа

26.12.13.

Доверенность составляется по следующей форме:

1) наименование документа;

2) фамилия, имя, отчество доверителя;

3) фамилия, имя, отчество доверенного лица;

4) содержание доверенности;

5) подпись доверителя;

6) дата выдачи доверенности;

7) наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;

8) дата удостоверения, подпись и печать.

 

 

 

 

Практическое занятие №7. Объяснительная записка.

Цель: познакомить учащихся с основными требованиями к написанию объяснительной записки.

Требования к оформлению объяснительной записки.                                                                        

Логическая схема объяснительной записки:

1) наименование должностного лица и учреждения, которому направляется записка (пишется в дательном падеже);

2) наименования документа;

3) дата его составления;

4) заголовок документа;

5) содержание записки;

6) наименование должности, инициалы, фамилия и  подпись составителя.

 

Директору Харьковской средней школы

Тлегеновой А.Н.

Объяснительная записка.

17.01.14.

В связи с тем, что автобусное движение на трассе Иртышск – Павлодар было временно прекращено по причине гололёда, мною пропущено два учебных дня (15 и 16 января)

Ученик 6 класса

Харьковской средней школы                                               ____________  А.Сальденбеков

(подпись)

  

Тема №8 (1,5 ч) Заключение. Защита проектов.

Цель: создание учащимися авторской работы по теме, презентация занятий по одной из тем; разработка учащимися творческих заданий.

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *