Учитель русского языка и литературы сш № 27 имени И. Тайманова г. Атырау
Насирова Тойган Темировна
Тема урока: С. Есенин «Метелица»
Цель: познакомить с творчеством С.Есенина.
Образовательная: создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
совершенствовать навыки выразительного чтения.
Развивающая: развивать наглядно — образное мышление, воображение, устную связную речь, творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитать бережное отношение к окружающему миру, чувство жалости к животным.
Тип урока: изучение нового материала
Метод урока: творческий, беседа
Оборудование: презентация, рисунки учащихся о зиме,
музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима», романс на стихи С.Есенина
«Клён ты мой опавший…»
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Настрой на урок.
— С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением лица.
— Отчего вам радостно? Почему вы улыбаетесь?
Мне тоже сегодня радостно встретиться с вами, я радуюсь, что сегодня снова встретимся с удивительным миром поэзии. Что же интересное нас ожидает?
Загадка о зиме
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Все покрыла серебром.
— Какие ассоциации возникают у вас в воображении? СЛАЙД
3.Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Уч-ся пишут эссе.
«Свободное письмо»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я знаю, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации.
Значит, сегодня мы будем читать стихотворение, посвященное удивительному, сказочному времени года — зиме.
Ребята, попробуйте услышать в стихотворении фамилию известного русского поэта.
СЛАЙД
( зачитывается стих., выделяя голосом, созвучия с фамилией Есенин)
Да, сегодня мы будем читать стихотворение замечательного русского поэта С.Есенина.
4. Сообщение темы урока.
Рассказ о С. Есенине.
В осенний день 21сентября 1895года в селе Константиново Рязанской области родился Сергей Есенин. Место это очень красивое. Луга, лес, река Ока.
С двух лет Сережа был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей, в этой семье и прошло почти все его детство. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту.
Бабушка его очень любила, нежности ее не было границ. Дедушка часто пел ему старые песни. Вокруг бабушки в долгие зимние вечера собирались соседские ребятишки, о чем стихотворение поэта: «…садимся в два ряда, слушать бабушкины сказки про Ивана-дурака».
Это и повлияло на дальнейшую судьбу будущего поэта. В 5 лет Есенин научился читать, а в 9лет стал писать стихи. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно- учительскую школу. Но учителем он не стал. Целью и смыслом жизни Сергея Есенина стала поэзия. Сознательное творчество началось в 16-17 лет. Многие стихи посвящены вечному- Родине, Матери, Природе, России, Любви.
5. Чтение стихотворения учителем.
6. Словарная работа.
7. Анализ стихотворения.
Прочитайте стих. и подумайте, сколько в нем частей?
Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную мысль стихотворения и научиться выразительно читать.
Учитель: Кто главный герой?
-Метелица
Учитель:Автор ласково называет зиму метелица (воспевает красоту).
-Снег переливается, как тонкая блестящая ткань.
Учитель: Красивую картину мы увидели, но поэт добавляет « но больно холодна» Почему?
— Он описывает красоту зимы и в то же время подчеркивает ее суровость.
Учитель: Вспомните образ Снежной Королевы. Красивая повелительница в переливающемся наряде, но холоден и суров ее взгляд.
Учитель: Почему воробышки сиротливые?
— Они несчастны, им холодно, зима, как мачеха, неласкова, сурова.
Учитель: Как мы должны прочитать эти строки?
— С интонацией сочувствия.
Учитель: А вьюга… Какую картину вы представляете?
— Громкий, сильный, завывающий, страшный.
Учитель: Чем заканчивается стихотворение?
— Описание сна пташек, им снится весна.
5. Выразительное чтение всего стихотворения. Нужно передать в своем чтении:
— красоту, суровость зимы;
— сочувствие к озябшим птицам;
— мечтательно и немного грустно.
6. Изобразительные средства языка. СЛАЙД
7. « Двухчастный дневник».
Цитаты | Мысли |
|
|
волнение | |
|
|
4.Мечтаем, немного грустно,надежда, светло |
8. Работа в парах.
Найдите образы зла: (вьюга, вихри, метелица)
Найдите образы добра: (воробышки, красавица-весна)
Образ зимы и весны- выразительное чтение уч-ся.
Учитель: Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?(грустное, жалко воробышек)
— А как вы думаете, автору жалко их?
— Как вы представляете воробышек? ( Он слабый и наивный, веселый и разговорчивый, живет рядом с человеком. Он серый, незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, творить добро. Воробей – быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Это верность Родине, человеку.)
Учитель: Воробей стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит. А как мы заботимся о них зимой?
9.Рефлексия. Составление «Синквейна».
1.Зима
2.Снежная, суровая.
3.Запорошила, замела, завьюжила.
4.Все животные замерзли.
5.Время года.
1.Воробышки.
2.Игривые, наивные.
3.Прижались, озябли, дремлют.
4.Маленькие, да удаленькие.
5.Пташки.
10. Звучит романс на стихи С. Есенина « Клен ты мой опавший».
Романс- это небольшое вокальное произведение.
Снежинка Радости. Снежинка Грусти.
Учитель просит детей принести свою снежинку в тот конверт, который соответствует их настроению после урока.
11. На дом: Выучить стихотворение наизусть.
12. Комментирование оценок.
[bws_related_posts]