Костанайская область Костанайский район
п. Затобольск средняя школа
имени Нуржана Наушабаева
Учитель русского языка и литературы Едигенова Гульнара Тургуновна
Тема: Обобщение изученного по теме «Имя числительное»
Цель: Создать условия для успешной деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся по теме “Имя числительное”, для развития у учащихся интеллектуальной, информационной, рефлексивной культуры, для формирования личностно-смыслового отношения к русскому языку и коммуникативной компетенции через исследовательскую деятельность.
Предметные:
- умение обобщать и систематизировать материал по теме;
- обеспечение применения учащимися знаний и способов действий (опознавание разрядов числительных, склонения количественных и порядковых числительных) в разных ситуациях.
Метапредметные:
- создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умений анализировать лингвистические понятия, определения, текст;
- обеспечение развития умений классифицировать (разряды числительных),
- содействие развитию умений использовать научные методы познания;
- обеспечение развития умения выделять ключевые моменты своей деятельности;
- содействие развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Личностные:
- актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы;
- формирование умения общаться;
- развитие у учащихся монологической и диалогической речи.
Тип: урок-обобщение
Методы: стратегии технологии критического мышления
Оборудование: видеопроектор, презентация, пакеты с рабочими материалами для каждой группы, оценочные листы, шляпа.
Ход урока
1. Организациоонный момент. Психологический настрой «Я такой, какой я есть…» 1 мин.
2. Стадия вызова. «Паутинка» — вопросы из разных областей знаний: 2 мин.
— За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
— Какое колесо телеге ни к чему? (Пятая.)
— Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
— Сколько букв в русском алфавите? (33)
— Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
— Какой сегодня день? (Пятница, 31октября)
— Записываем в тетради: Тридцать первое октября. Классная работа. Тема….
Целевая установка.
— Какую цель мы поставим перед собой?
3. Стадия осмысления:
1. Блеф – игра. Верите ли вы… «Нет» — 0, «да» — 1 5 мин.
1. Что имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, порядок предметов при счете;
2. Что числительные делятся на качественные и относительные;
3. Что составные числительные – это числительные, состоящие из одного слова с двумя корнями;
4. Что мягкий знак пишется на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать; в именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня.
5. Что порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете;
6. Что порядковые числительные не изменяются;
7. Что числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3-го склонения;
8. Что числительные 40, 90, 100 при склонении образуют три формы;
9. Что начальная форма числительного –форма именительного падежа;
10. Что числительные могут выступать в роли главных членов предложения?
Коды: 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1
(Участники группы называют свои баллы ответственному в группе, тот проставляет их в оценочный лист группы, 10- балльная система)
2. Работа с текстом упр. 556 7 мин.
— чтение индивидуальное вполголоса
— перевод ( работа в паре)
— записать словосочетания, имеющие в своем составе числительные, определить их разряд
( сравнить с разрядами числител. в казахском языке: реттік, есептік )
3. «Найди меня». (Работа в паре) Приглядитесь, здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Что это за правило? 2 мин.
5ь – 20ь, 30ь
5ь0 – 8ь0 5ь00 — 9ь00
4. В какой пословице выделенное слово является числительным? Выпишите 5 мин.
это предложение в тетрадь и выполните разбор по членам предложения. ( индивидуально)
1. Имя хозяина носит, а семью свою прокормить не может. (мордовская).
2. Находится она за семью печатями (русская).
1. Сплетня и семью разрушит. (армянская).
2. Семью ударами комара убивает. (бенгальская)
5. Работа над поговоркой «Съесть с ним пуд соли». 2 мин.
— Подумайте (индивидуально), что она означает?
— Поделитесь мнениями в группе.
6. Работа по тексту «Съесть пуд соли», чтение, работа по ромашке Блума. 7 мин.
А теперь прочтите текст:
Есть такая поговорка: «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли». Пуд ( 16 кг) кажется очень большой величиной. Сколько же лет пройдет, пока человек съест этот пуд? Десять? Двадцать? Пятьдесят? Оказывается, пуда соли хватит не так уж надолго. В ежедневном рационе питания, по мнению медиков, должно содержаться 10-15 граммов соли, включая ту соль, которая входит в состав продуктов питания. Вот и получается, что 16 килограммов соли для двоих хватит меньше, чем на два года.
1 лепесток: О какой поговорке идет речь в тексте? Сколько килограммов в пуде?
2 лепесток: Пуд, по-твоему, действительно большая величина?
3 лепесток: Как ты думаешь, почему возникла такая поговорка?
4 лепесток: А что может произойти, если человек будет употреблять соль больше нормы?
5 лепесток: Как ты оцениваешь это высказывание?
6 лепесток: Придерживается ли ваша семья рекомендаций медиков?
7. Инсценирование ( домашнее задание). Прочтите пословицы, поговорки, 7 мин
фразеологизмы, где употребляются числительные. Выберите наиболее понравившуюся и проиллюстрируйте ее
( группой)
1 группа: В два счета
Идти на все четыре стороны
Один в поле не воин
Семь бед – один ответ
2 группа: Без пяти минут генерал
Один гусь травы не вытопчет.
Два сапога – пара.
Семь пятниц на неделе.
— Спасибо, ребята, за активную работу на уроке, за вашу поддержку и помощь. А теперь 5 мин.
попросим проанализировать работу ваших групп. Выслушаем помощников, выставлявших баллы. (Комментарии уч-ся с зачитыванием баллов).
— Выставление оценок учителем.
4. Рефлексия «Дело в шляпе»: Ученики передают шляпу друг другу, пока не 3 мин.
закончится считалка. Последний подводит ИТОГИ урока (по предложенной схеме)
Солнце – в небе,
Соль – на хлебе,
Вишня – в саду,
А ты – на виду!
Домашнее задание: На выбор: Написать эссе, синквейн, составить ребус по теме «Имя числительное»
Лист оценивания 1 группы
Имена участников группы |
Верите ли вы… |
Работа с текстом упр. 556 |
Спрятавшееся правило |
Семью – числительное или сущ.? |
«Съесть с ним пуд соли» |
Инсценирование |
Критерии оценивания:
Индивидуальная работа:
1. Знание изучаемого материала
2. Умение задавать вопросы учителю и одноклассникам
3. Умение отвечать на вопросы
Групповая работа
1. Роль в группе
2. Степень активности в групповом обсуждении
3. Оригинальность идей.
Лист оценивания 2 группы
Имена участников группы |
Верите ли вы… |
Работа с текстом упр. 556 |
Спрятавшееся правило |
Семью – числительное или сущ.? |
«Съесть с ним пуд соли» |
Инсценирование |
[bws_related_posts]