Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Обобщение изученного по теме «Имя числительное»

IMG_0885Костанайская область Костанайский район

 п. Затобольск средняя школа

имени Нуржана Наушабаева

Учитель русского языка и литературы Едигенова Гульнара Тургуновна 

Тема: Обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Цель: Создать условия для успешной деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся по теме “Имя числительное”, для развития у учащихся интеллектуальной, информационной, рефлексивной культуры, для формирования личностно-смыслового отношения к русскому языку и коммуникативной компетенции через исследовательскую деятельность.

Предметные:

  • умение обобщать и систематизировать материал по теме;
  • обеспечение применения учащимися знаний и способов действий (опознавание разрядов числительных, склонения количественных и порядковых числительных) в разных ситуациях.

Метапредметные:

  • создание содержательных и организационных условий для развития у школьников умений анализировать лингвистические понятия, определения, текст;
  • обеспечение развития умений классифицировать (разряды числительных),
  • содействие развитию умений использовать научные методы познания;
  • обеспечение развития умения выделять ключевые моменты своей деятельности;
  • содействие развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Личностные:

  • актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы;
  • формирование умения общаться;
  • развитие у учащихся монологической и диалогической речи.

Тип: урок-обобщение

Методы: стратегии технологии критического мышления

Оборудование: видеопроектор, презентация, пакеты с рабочими материалами для каждой группы, оценочные листы, шляпа.

Ход урока

1. Организациоонный момент. Психологический настрой «Я такой, какой я есть…»      1 мин.

2.  Стадия вызова.  «Паутинка» — вопросы из разных областей знаний:                                   2 мин.

— За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

— Какое колесо телеге ни к чему? (Пятая.)

— Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33)

— Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

— Какой сегодня день? (Пятница, 31октября)

— Записываем в тетради: Тридцать первое октября.  Классная работа. Тема….          

Целевая установка.

— Какую цель мы поставим перед собой?

3. Стадия осмысления:

1. Блеф – игра. Верите ли вы…  «Нет» — 0, «да» — 1                                                                      5 мин.

1. Что имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, порядок предметов при счете;
2. Что числительные делятся на качественные и относительные;

3. Что составные числительные – это числительные, состоящие из одного слова с двумя корнями;
4. Что мягкий знак пишется на конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать; в именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня.

5. Что порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете;
6. Что порядковые числительные не изменяются;

7. Что числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительные 3-го склонения;

8. Что числительные 40, 90, 100 при склонении образуют три формы;

9. Что начальная форма числительного –форма именительного падежа;

10. Что числительные могут выступать в роли  главных членов предложения?

Коды:  1 0 0 1 1 0 1 0 1 1                           

(Участники группы называют свои баллы ответственному в группе, тот проставляет их в оценочный лист группы, 10- балльная система)

2. Работа с текстом упр. 556                                                                                                               7 мин.

— чтение   индивидуальное вполголоса

—  перевод  ( работа в паре)

— записать словосочетания, имеющие в своем составе числительные, определить их разряд

( сравнить с разрядами числител. в казахском языке: реттік, есептік )

 

3.  «Найди меня».  (Работа в паре) Приглядитесь, здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Что это за правило?                                                                             2 мин.

 

5ь – 20ь, 30ь

5ь0 – 8ь0       5ь00 — 9ь00

 

4. В какой пословице выделенное слово является числительным? Выпишите                   5 мин.

 это предложение в тетрадь и  выполните разбор по членам предложения.  ( индивидуально)                                                           

 

1. Имя хозяина носит, а семью свою прокормить не может. (мордовская).

2. Находится она за семью печатями (русская).

 

1. Сплетня и семью разрушит. (армянская).

2. Семью ударами комара убивает. (бенгальская)

 

5. Работа над поговоркой «Съесть с ним пуд соли».                                                                  2 мин.

Подумайте (индивидуально), что она означает?

— Поделитесь мнениями в группе.

 

6. Работа по тексту «Съесть пуд соли», чтение, работа по ромашке Блума.                         7 мин.

А теперь прочтите текст:

Есть такая поговорка: «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли». Пуд ( 16 кг) кажется очень большой величиной. Сколько же лет пройдет, пока человек съест этот пуд? Десять? Двадцать? Пятьдесят? Оказывается, пуда соли хватит не так уж надолго. В ежедневном рационе питания, по мнению медиков, должно содержаться 10-15 граммов соли, включая ту соль, которая входит в состав продуктов питания. Вот и получается, что 16 килограммов соли для двоих хватит меньше, чем на два года.

 

1 лепесток:  О какой поговорке идет речь в тексте? Сколько килограммов в пуде?

2 лепесток: Пуд, по-твоему,  действительно большая величина?

3 лепесток: Как ты думаешь, почему возникла такая поговорка?

4 лепесток: А что может произойти, если человек будет употреблять соль больше нормы?

5 лепесток: Как ты оцениваешь это высказывание?

6 лепесток: Придерживается ли ваша семья рекомендаций медиков?

 

7. Инсценирование ( домашнее задание). Прочтите пословицы, поговорки,                            7 мин

фразеологизмы, где употребляются числительные. Выберите наиболее понравившуюся и проиллюстрируйте ее

( группой)

1 группа:  В два счета

Идти на все четыре стороны

Один в поле не воин

Семь бед – один ответ

2 группа:   Без пяти минут генерал

Один гусь травы не вытопчет.

Два сапога – пара.

Семь пятниц на неделе.

 

— Спасибо, ребята, за активную работу на уроке, за вашу поддержку и помощь. А теперь         5 мин.

попросим проанализировать работу ваших групп. Выслушаем помощников, выставлявших баллы. (Комментарии уч-ся с зачитыванием баллов).

 

— Выставление оценок учителем.

 

 

4. Рефлексия «Дело в шляпе»: Ученики передают шляпу друг другу, пока не                  3 мин.

закончится   считалка. Последний подводит ИТОГИ урока (по предложенной схеме)

Солнце – в небе,

Соль – на хлебе,

Вишня – в саду,

А ты – на виду!

 

Домашнее задание: На выбор: Написать эссе, синквейн, составить ребус по теме «Имя числительное»

 

                                                     

 

 

 

 

Лист оценивания 1 группы

 

Имена участников группы

Верите ли вы…

Работа с текстом упр. 556

Спрятавшееся правило

Семью – числительное или сущ.?

«Съесть с ним пуд соли»

Инсценирование

Критерии оценивания:

Индивидуальная работа:

1. Знание изучаемого материала

2. Умение задавать вопросы учителю и одноклассникам

3. Умение отвечать на вопросы

 Групповая работа

1. Роль в группе

2. Степень активности в групповом обсуждении

3. Оригинальность идей.

 

 

 

 

 

Лист оценивания 2  группы

 

Имена участников группы

Верите ли вы…

Работа с текстом упр. 556

Спрятавшееся правило

Семью – числительное или сущ.?

«Съесть с ним пуд соли»

Инсценирование

 [bws_related_posts]

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *