Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Имя числительное. Классификация имён числительных .

Имя числительное. Классификация имён числительных .

Досаева Сауле Амангелдіқызы

Имя числительное. Классификация имён числительных .
IЭТАП. (20 мин.)
Задания на актуализацию знаний
1.Организационный момент
2.Опрос домашнего задания
тема: Морфологический разбор прилагательного.
Употребление имён прилагательных.
Задания «Мостика» на повторение пройденного материала
(они выполняются дома до начала урока) В начале урока для проверки данных заданий можно использовать стратегию критического мышления «Insert»
1. Какая часть речи называется именем числительным?
Имя числителительное – это часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы какой?,сколько?.
2. На какие разряды делятся имена числительные?
Имена числительные делятся на 2 разряда:количественные и порядковые.
3. Какие числительные называются количественными?
Количественные числительные обозначают число и количество предметов, отвечают на вопрос сколько.
4. Какие числительные называются порядковыми?
Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы. какой? который?
5. На какие группы делятся числительные по составу?
По составу имена числительные делятся на простые, сложные и составные.

ПРОБЛЕМА: Составление кластера
количественные
порядковые простые

сложные Имя числительное составные

дробные собирательные
целые

II этап (Синектическая часть).
Самостоятельное усвоение новой темы.
(отводится всего 25-30 минут.)

Шаги (приемы) исследовательского метода:
по теоретической части:
1-шаг. «Узнавание» (формирование знаний):

Преподавтель:Сегодняшний урок мы посвятим более подробному повторению и изучению числительных.
Попробуйте освоить тему самостоятельно.
1.Работа с текстовым материалом
О спорт! Ты мир!
.
6 апреля 1896 года в столице Греции –родине античных олимпиад- состоялось открытие первых Олимпийских игр современности. Они возрождены французом Пьером де Кубертеном. Новатор -педагог , крупный общественный деятель, поэт, историк и дипломат, он был необыкновенным человеком.
В одном из своих произведений Пьер Кубертен написал: « О спорт! Ты мир!» Эта фраза нам хорошо знакома, но мало кто знает её автора. Могучий союз духа и мускулов – вот идеал Пьера де Кубертена.
Олимпийские игры зародились в глубокой древности. Согласно легенде, они были основаны в 776 году до нашей эры самим Гераклом в честь Зевса- повелителя Богов. Игры проводились один раз в четыре года, и участвовали в них одни мужчины. На проведения Олимпийских игр по всей Греции объявлялось перемирие.
Тысячи афинян заполнили трибуны древнего Мраморного стадиона. Греческий король Георг 1
объявил Олимпийские игры открытыми. В честь этого выдающегося события в истории международного спорта прогремели залпы артиллерийского салюта, и белые голуби взвились в безоблачное небо.
В играх 1 Олимпиады приняли участие 311 спортсменов из 13 стран Европы, Америки и Австралии, причём 230 атлетов представляли Грецию.
Наибольший интерес у зрителей вызвал впервые проведённый марафонский бег. 17 атлетов, вышедших на старт, бежали из Марафона в Афины. Участвовать в марафонском беге хотела и одна женщина, однако её заявка не была принята, в олимпийских соревнованиях 1896 года стартовали лишь представители сильного пола.

2.Послетекстовая работа:
Задание для 1 команды:
Выпишите из текста числительные, запишите их прописью и определите их разряд.
Первых,первый, шестого,, тысяча восемьсот девяносто шестом, семьсот семьдесят шестом, -порядковые
один, четыре, тысячи,триста одиннадцать,тринадцать, двести тридцать, семнадцать,одна — количественные
Задание для 2 подгруппы:
Выпишите из текста словосочетания «числительное+ существительное» , укажите род, число и падеж числительных.
Первых игр ( Р.п.,ж.р,мн.ч.), шестого апреля (Р.п.,м.р.),
тысяча девятьсот девяносто шестом году ( П.п.,м.р.),семьсот семьдесят шестом году ( П.П.,м.р.),
тысячи афинян (И.п., м. р, мн.ч..), Георг Первый ( И.п,м.р.), первой Олимпиады ( Р.п., ж.р., ед,ч.),
триста одиннадцать спортсменов ( И.п. ), из тринадцати стран ( Р.п.),
двести тридцать атлетов (И.п.), семнадцать атлетов ( И.п.)
одна женщина ( И.п.,ж.р.ед.ч.), один раз (В.п.,м.р., ед.ч.),в четыре года ( В.п.)
Вывод: Порядковые числительные изменяются по родам ,числам и падежам.
Количественные числительные изменяются по падежам, а числительные один, два изменяются по родам,числам и падежам.

2-шаг. «Понимание» (формирование знаний):
Применяются различные интерактивные методы диалога.
Вопросы для самостоятельного усвоения темы:
1Какие числительные относятся к целым?
-Целые числительные обозначают целые числа: три, двадцать, триста семь.
2.Какие числительные называются собирательными?
-Собирательные числительные обозначают количество предметов как одно целое: двое оба.
3.Что обозначают дробные числительные?
-Дробные числительные называют не целые числа. Этим они отличаются от других числительных: две третьих,восемь десятых.
4. — На какие группы по составу делятся имена числительные?
Ответ: По составу имена числительные делятся на простые, сложные и составные.

Задание 1.
1 подгруппа: Выпишите в три столбика числительные :
в первый –целые, во второй-собирательные, а в третий- дробные:
Пять, пятеро, двадцать, сорок шесть, одна вторая, трое, две третьих, девяносто семь,
сто тридцать девять, сотня, тысяча, шесть сотых.
2-подгруппа: Выпишите в три столбика числительные:
в первый- простые, во второй-сложные, а в третий- составные.
Пять, пятьсот, двадцать, сорок шесть, один, тридцать, десять, девяносто семь,
сто тридцать девять, сорок, тысяча, шестьдесят четыре, восемьдесят, семьсот.
3-шаг. «Анализ» (формирование знаний):
1. По диаграмме Венна сравните количественные и порядковые числительные
количественные сходства порядковые

1.обозначают 1.обозначают
количеств предметов порядок предметов
при счёте при счёте;
2.отвечают на вопрос 2.отвечают на вопросы
сколько? какой? который ?
3.делятся на :целые,
собирательные,
дробные,

2.Выделите главную идею темы:
А) числительные делятся по составу на простые , сложные , составные и склоняются.
Б) особенность количественные числительные делятся на целые, дробные и собирательные.

4-шаг. «Синтез»

1.Заполните блок схемы
Задание для 1 подгруппы: заполните таблицу примерами

Задание для 2 подгруппы: заполните таблицу примерами

2.Рассмотрите таблицу и сделайте вывод:

5-шаг. Практическая часть «Применение»
Задание 1. Записать числительные в два столбика : 1-«Пиши с Ь» , 2-» Не пиши с Ь»
Шест.., второй, пят..сот, сем.., сто, пят..надцать, сто тысяч.., шест.. надцать, сем..сот, вос..мой, девятнадцат.., одна десятая

Задание 2
Записать числительные в два столбика: 1-количественные, 2- порядковые
Восемнадцать, первый,две третьих, трое, пять тысяч, девятнадцатый,сотый, четверо, десять, десятый, тысяча девятьсот девяносто миллион,
сорок четыре , две сотых

6-шаг. «Оценка» (рефлексия)
1.Беседа по содержанию текста:
-Когда состоялось открытие первых Олимпийских игр современности?
-Кто возродил идею проведения Олимпийских игр?
-Где проходили первые Олимпийские игры?
-Сколько спортсменов приняло участие в Олимпиаде?
-Спортсмены каких стран участвовали в олимпаде?
-Что вы нового узнали для себя, прочитав текст?
-Для чего в тексте использованы числительные?
ответ: Числительные нужны для определения количества или порядка предметов при счёте

2 Выполнение задания:
Сделайте синтаксический разбор предложения. Какую синтаксическую роль выполняют числительные?
1) В играх первой Олимпиады приняли участие триста одиннадцать спортсменов из тринадцати стран Европы, Америки и Австралии, причём двести тридцать атлетов представляли Грецию.
2) Участвовать в марафонском беге хотела и одна женщина, однако её заявка не была принята, в олимпийских соревнованиях тысячи восемьсот девяноста шестого года стартовали лишь представители сильного пола.
Вывод : Количественные имена числительные являются в предложении подлежащими или дополнениями. Порядковые числительные являются определениями
ІІІ-этап обратной связи
(этап оценивания уровня формирования знаний и умений)
Все задания из предыдущего второго этапа распределяются
по трем уровня усвоения следующим образом:

1-пороговый уровень (5 баллов)
По теоретической части:«Узнавание»(оценка знаний):
1-задание
1. Укажите имя числительное?
а) семимильный
б) семиэтажный
в) седьмое
г) семёрка
2. Укажите имя числительное, всередине которого не пишется Ь :
а) восем.. сот
б)пят..десят
в) шест..десят
г) сем..надцать
3. Укажите слово, которое не является числительным :
а) четверо
б)четыреста
в) четвёрка
г) четыре
4. Укажите имя числительные, которые в Именительном падеже
пишутся без Ь в конце слова:
а) 5, 14 , 15, 16
б) 30, 20, 13, 11
в) 7, 9, 10, 6
г) 70, 80,700, 800
5. Укажите ряд составных имён числительных :
а) восемьсот, двадцать три, четыре
б)пятьдесят, сорок, тридцать
в) шестьдесят три, сорок два, девяносто пять
г) сем.надцать, пятитысячный, семьсот
6. Укажите собирательное имя числительное :
а) восемьсот
б) пять
в) шестеро
г) семнадцатый

2-задание
Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах:
48 фигурист (Д.,Т.п.), 454 гонщик (Р., Т.п.), 756 шахматист (Р.,П.п.),
103 штангист (Д.,Т.п.), 40 гимнаст ( Р.,П.п.), 21 километр (П.,Р.п.),
15 секунда ( В.,Т.п.), 12 метр ( Р., Т.п.)
Ответ: Имена числительные склоняются.

3-задание
Посмотрите на часы. Какое время они показывают?( использовать разные способы обозначения времени):
для 1 подгруппы для 2 подгруппы
Который час? В котором часу?

на практике (оценка умений): «Применение»
4-задание
Перепишите предложения, цифры напишите словами.
На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные:
1)1 олимпиада проходила в Греции, а 2- во Франции.
2) В играх приняло участие 17 атлетов из Греции.
3) История олимпийских талисманов насчитывает более 3 десятилетий.
4) В 1968 году в Мехико появилась голубка Палома, ставшая символом игр.
1)Количественные числительные отвечают на вопрос — сколько?
2)Порядковые числительные отвечают на вопрос — какой? который?
5-задание
Распредели числительные в 2 столбика:
второй; три, четверо, одна вторая, одна третья, трижды, тридцать, тридцатый
количественные порядковые
три, второй
четверо тридцатый
одна втарая

Начальный результат. Сформирована компетентность первого (порогового) уровня: 1) Ученик знает понятия, термины, аксиомы, т.е. полную информацию по теме. 2) Умеет правильно выполнять практические задания по образцу. Обеспечены такие виды качества знаний как: «Полнота» и «Правильность». Количественная характеристика качества знаний: 5 баллов по зачетной системе или оценка «3» (удовлетворительно) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующих уровней.

2-алгоритмический уровень (5+4 балла)
По теоретической части: «Понимание»(оценка знаний):
1-задание.
Заполните задание «Сквозное письмо»
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает ……………. и ……………. ………….. отвечает на вопросы ………………, …………….. и ……………. .
Имена числительное в русском языке делятся на два разряда :…………………………………. и …………………………………… .
Количественные имена числительные делятся на три вида ………………………….., ………………………..и ……………………… .
Имена числительные по составу делятся на ………………………. …………………………………… и ………………………………… .
В предложении количественные числительные являются
…………………………….. и ……………………………., а порядковые — ……………….. и…………………………. .

По теоретической части:
«Анализ» (оценка знаний):
2-задание.
Согласуйте числительные с существительными и укажите их разряд( целые, дробные, собирательные) :
Страна, государство, команда, спортсмен, километр, раунд, игра,час, год.

Двое,трое,…
Пять шестых, полтора….
Триста, тысяча…..
3-задание
Образуйте от количественных числительных порядковые , а от порядковых -количественные:
для 1 подгруппы:
46 команд, 25 спортсменов, 300 болельщиков, 50 мест, 97 стран.
для 2 подгруппы:
1 место, 12 команда, 39 шахматист, 810 место, 3 гимнаст

5)порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте.
6) Количественные числительные обозначают количество предмет.

На практике (оценка умений): «Применение»
4-задание .
Прочитайте загадки ,найдите отгадки. Выпишите цифры словами .
Определите разряд числительных.
1 подгруппа
а) 70 одёжек и все без застёжек.
б) 1 льёт, другой пьёт,3 зеленеет да растёт.
в) 7 братьев , а имена разные.
2 подгруппа
г) 12 братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят.
д) 100 сестричек в одной светличке.
е) 4 братца под шляпкой стоят.

Второй промежуточный результат. Сформирована компетентность (знания и умения) второго уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность» добавляются следующие виды: «Глубина», «Гибкость (т.е.знает причинно-следственные связи полученных знаний на первом уровне) и «Действенность» (умеет выполнять задания в измененной ситуации). Количественная характеристика качества знаний: 5+4=9 баллов или оценка «4» (хорошо) ставится в журнал, если ученик не сможет выполнить задания следующего третьего уровня

3-эвристический уровень (9+3 балла)

по теоретической части:«Синтез» (оценка знаний):
1-задание
Заполните таблицу примерами из текста:

Имя
числительное Начальная
форма Постоянные признаки Непостоянные признаки Синтаксическая
роль
Разряд
(если количест.,
то вид тип
числит.
по составу род число падеж
первых первый порядковое простое Муж. Ед. Р.п. определение
одна одна Количествен. простое Жен. Ед. И.п. подлежащее

На практике (оценка умений): Рефлексия
2-задание.
Ролевая игра « В магазине»
Составить диалог по образцу, используя числительные
-Я бы хотел купить телевизор.
-В продаже имеются 3 вида новых телевизоров.
-А какова их цена?
-От 80 000 (восьмидесяти) тысяч
до 130 000 ( ста тридцати тысяч) тенге.
-Выбейте мне чек, пожалуйста на 110 000
(сто десять тысяч) тенге.
-Благодарим за покупку!
-До свидания!

3-задание
Напишите эссе на тему « Спорт»

Конечный результат по содержанию госстандарта. Сформирована компетентность (знания и умения) третьего уровня: К имеющимся видам качества знаний как: «Полнота» и «Правильность»,«Глубина», «Гибкость и «Действенность» добавляются следующие виды: «Систематичность», «Системность» и «Прочность» как вид качества знаний, интегрирующий все предыдущие виды. Количественная характеристика качества знаний на третьем уровне: 9+3=12 баллов или оценка «5» (отлично) ставится в журнал
4-творческий уровень (12 баллов)
Ученик получает задание четвертого творческого уровня (логические или олимпиадные задания, или фрагменты из научных проектов). Ученики выполняют их самостоятельно, применяя исследовательский метод. Оценивается отдельно по 12-бальной системе.

Задание
Подготовить сообщение о достижениях казахстанских спортсменов в Олимпиаде

[bws_related_posts]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *