Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Сложноподчиненное предложение с придаточными места

Сложноподчиненное предложение с придаточными места

 

maira  Западно  – Казахстанская область Сырымский район Булдуртинская средняя общеобразовательная школа , учитель русского языка и литературы Курмашева Майра Зербиевна.

Работа с текстом как основной способ развития  функциональной грамотности чтения.  Легенда о названии местности Акмолы. (Сложноподчиненное предложение с придаточными места, 9 класс).

2014 – 2015  учебный год

 

Содержание урока:

Организационный момент, психологический настрой на урок.   Прослушивание песни «Самая лучшая песня» (о столице).
Ознакомление учащихся с целью и задачами, а также критериями выполняемой  работы.
Работа над темой, переход к тексту: «Легенда о названии местности Акмолы», стр.109.
Этапы работы: 1. работа с текстом до чтения (текст из печати,  количество слов, заглавие, что такое легенда, 5-7 мин).

2.работа с текстом во время чтения (маркировка кода ,5мин)

3. Работа с текстом после чтения (коллективная беседа).

4. Вопросы по Пирамиде Блума , работа в творческой группе. (10 мин.) Работа в малой группе — ответы на вопросы, стр. 111  —  работа в паре(10 мин). Стратегии самооценки (Светофор, индивидуальный оценочный лист).

Работа над правилом, ответ на 8 вопрос, стр.110  и  выполнение тестов по ТБ (в паре, 10 минут)
Итоговая работа. (Тестовые задания «да» или «нет», по теме СПП с придаточными предложениями, 3 минут).
Домашняя работа: упражнение 141, стр.112;  упр.145, стр. 115.
Рефлексия: ВАК (Визуальный, аудитория, кинестетический).
Русский язык и литература  — учебные предметы, познавательная ценность которых  чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).
Что такое грамотность чтения?
В международных исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством.

После прохождения курса повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области,  кафедры  инновационных технологий и методики преподавания гуманитарных дисциплин с целью развитии функциональной грамотности пятнадцатилетних проводила урок русского языка и литературы в 9 классе. Функциональное чтение — это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может « свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста — для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев). В  современном  мире  понятие  грамотности  изменяется  и  расширяется, но оно по -прежнему  остается  связанным  с  пониманием  самых  различных  текстов.  Наряду  с  печатными  современный  человек  может  читать  и  электронные  книги,  большой  популярностью  сегодня  пользуются  и  аудиокниги,  поэтому  школа  должна  научить  ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Тексты бывают  сплошные и несплошные. К  сплошным  относятся  тексты,  которые  ученики  читают  в  повседневной жизни, в том числе и в школе:

описание  (отрывок  из  рассказа,  стихотворение,  описание  человека,  места,  предмета);

повествование  (рассказ,  стихотворение,  повесть,  басня,  письмо,  статья  в  газете  или  журнале,  статья  в  учебнике,  инструкция,  реклама,  краткое

содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

рассуждение  (сочинение-размышление,  комментарий,  аргументация

собственного мнения).

К несплошным текстам относятся: графики; диаграммы; схемы (кластеры),

таблицы,  географические карты и карты местности. Чтение  –  сложный,  многогранный  процесс.  Он  подразумевает  решение  важнейших  познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания.   Функционально – грамотный  человек, владеет  техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знает  книги и умеет  их самостоятельно выбирать.

Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Ученики читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.

Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Проверяемые виды деятельности

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:1. общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, 2. выявление информации, 3. интерпретация текста) 4. рефлексия на содержание текста,5.рефлексия на форму текста.  Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий.  Ожидаемый результат: ученик  умеет работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, владеет навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами, правильно употребляют  сложноподчиненные предложения с придаточными места. Приемы обучения: работа с текстом до чтения, работа с текстом  во время чтения («Маркировка кода»)  и работа  после чтения  (коллективное  обсуждение).

Маркировка кода
Назначение

Обведите в круг слова и фразы, которые являются для вас новыми

Подчеркните важную информацию, которая развивает главную идею

Поставьте галочку рядом или сверху над тем, с чем вы согласны
X
Поместите знак       рядом или сверху над тем, с чем  вы не согласны
?
Установите знак вопроса рядом с тем , что вы не понимаете

Используйте стрелку, чтобы к нему еще вернуться в дальнейшей работе.

Проверяемые виды деятельности :  ответить на вопросы , составленные на основе таксономии учебных целей Блума.

1
Уровень понимания текста
Уровень понимания по Блуму
Какова тема текста? Определите главную мысль текста.
2
Общее понимание
Понимание
Определите части текста. В какой части выражается основная информация?
3
Выявление информации
Понимание применение
Найдите в тексте информацию, перефразированную в прямую речь.  Разделяете ли вы это мнение?    Дайте свои аргументы.
4
Интерпретация текста
Применение и  синтез
Как  понимаете заглавие текста  и как еще можно озаглавить текст?  Делайте общий вывод по содержанию текста.
5
Рефлексия относительно содержания текста
Анализ,  синтез  и оценка
Что в данном тексте удивило вас больше и почему? Как вы сможете связывать данный  информацию текста с  событиями реальной действительностью?     С историей , с казахской литературой и географией?

6
Рефлексия относительно формы подачи текста
Анализ и оценка
В какой форме написан этот текст? определите тип текста.
Формативная работа  ученика 9 класса_______________________________

По теме:  Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения. Сложноподчиненные  предложения с  придаточными места.

критерии
рубрикаторы
дескрипторы
баллы
оценка
А
Ученик умеет определить главную мысль текста.

Определяет,  в какой части выражается основная информация.

В
Находит  в тексте информацию, перефразированную в прямую речь.

Делает общий вывод по содержанию текста.

С
связывает данную  информацию текста с  событиями реальной действительностью.

Правильно определяет тип текста

Умственные способности человека, как известно, не остаются неизменными во времени, они формируются в деятельности, в творчестве. Однако не всякая деятельность одинаково формирует способности. Нужна её правильная организация.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.
Список  использованной литературы
Русский язык, 9  класс. Н.Н.Шманова, Н..Шаймерденова, А.Т.Кошерова. Алматы, «Мектеп», 2013 год

Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.

Учим детей мыслить критически. И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. Санкт-Петербург, 2013 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *