Западно – Казахстанская область Сырымский район Булдуртинская средняя общеобразовательная школа , учитель русского языка и литературы Курмашева Майра Зербиевна.
Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения. Легенда о названии местности Акмолы. (Сложноподчиненное предложение с придаточными места, 9 класс).
2014 – 2015 учебный год
Содержание урока:
Организационный момент, психологический настрой на урок. Прослушивание песни «Самая лучшая песня» (о столице).
Ознакомление учащихся с целью и задачами, а также критериями выполняемой работы.
Работа над темой, переход к тексту: «Легенда о названии местности Акмолы», стр.109.
Этапы работы: 1. работа с текстом до чтения (текст из печати, количество слов, заглавие, что такое легенда, 5-7 мин).
2.работа с текстом во время чтения (маркировка кода ,5мин)
3. Работа с текстом после чтения (коллективная беседа).
4. Вопросы по Пирамиде Блума , работа в творческой группе. (10 мин.) Работа в малой группе — ответы на вопросы, стр. 111 — работа в паре(10 мин). Стратегии самооценки (Светофор, индивидуальный оценочный лист).
Работа над правилом, ответ на 8 вопрос, стр.110 и выполнение тестов по ТБ (в паре, 10 минут)
Итоговая работа. (Тестовые задания «да» или «нет», по теме СПП с придаточными предложениями, 3 минут).
Домашняя работа: упражнение 141, стр.112; упр.145, стр. 115.
Рефлексия: ВАК (Визуальный, аудитория, кинестетический).
Русский язык и литература — учебные предметы, познавательная ценность которых чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).
Что такое грамотность чтения?
В международных исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством.
После прохождения курса повышения квалификации педагогических работников по Западно-Казахстанской области, кафедры инновационных технологий и методики преподавания гуманитарных дисциплин с целью развитии функциональной грамотности пятнадцатилетних проводила урок русского языка и литературы в 9 классе. Функциональное чтение — это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может « свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста — для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев). В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по -прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Тексты бывают сплошные и несплошные. К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:
описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета);
повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое
содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);
рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация
собственного мнения).
К несплошным текстам относятся: графики; диаграммы; схемы (кластеры),
таблицы, географические карты и карты местности. Чтение – сложный, многогранный процесс. Он подразумевает решение важнейших познавательных и коммуникативных задач – понимание (общее, полное, критическое), нахождение конкретной информации, интерпретация содержания. Функционально – грамотный человек, владеет техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знает книги и умеет их самостоятельно выбирать.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Ученики читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Третий этап. Работа с текстом после чтения.
Проверяемые виды деятельности
Оценка грамотности чтения должна учитывать следующее его пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:1. общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, 2. выявление информации, 3. интерпретация текста) 4. рефлексия на содержание текста,5.рефлексия на форму текста. Все аспекты чтения взаимосвязаны, и от выполнения одного из них зависит успешное завершение другого. Полное понимание текста предполагает определенный уровень компетентности учащегося по каждому из аспектов. Уровень этот выявляется с помощью вопросов и указаний к выполнению заданий. Ожидаемый результат: ученик умеет работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, владеет навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами, правильно употребляют сложноподчиненные предложения с придаточными места. Приемы обучения: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения («Маркировка кода») и работа после чтения (коллективное обсуждение).
Маркировка кода
Назначение
Обведите в круг слова и фразы, которые являются для вас новыми
—
Подчеркните важную информацию, которая развивает главную идею
Поставьте галочку рядом или сверху над тем, с чем вы согласны
X
Поместите знак рядом или сверху над тем, с чем вы не согласны
?
Установите знак вопроса рядом с тем , что вы не понимаете
Используйте стрелку, чтобы к нему еще вернуться в дальнейшей работе.
Проверяемые виды деятельности : ответить на вопросы , составленные на основе таксономии учебных целей Блума.
1
Уровень понимания текста
Уровень понимания по Блуму
Какова тема текста? Определите главную мысль текста.
2
Общее понимание
Понимание
Определите части текста. В какой части выражается основная информация?
3
Выявление информации
Понимание применение
Найдите в тексте информацию, перефразированную в прямую речь. Разделяете ли вы это мнение? Дайте свои аргументы.
4
Интерпретация текста
Применение и синтез
Как понимаете заглавие текста и как еще можно озаглавить текст? Делайте общий вывод по содержанию текста.
5
Рефлексия относительно содержания текста
Анализ, синтез и оценка
Что в данном тексте удивило вас больше и почему? Как вы сможете связывать данный информацию текста с событиями реальной действительностью? С историей , с казахской литературой и географией?
6
Рефлексия относительно формы подачи текста
Анализ и оценка
В какой форме написан этот текст? определите тип текста.
Формативная работа ученика 9 класса_______________________________
По теме: Работа с текстом как основной способ развития функциональной грамотности чтения. Сложноподчиненные предложения с придаточными места.
критерии
рубрикаторы
дескрипторы
баллы
оценка
А
Ученик умеет определить главную мысль текста.
Определяет, в какой части выражается основная информация.
В
Находит в тексте информацию, перефразированную в прямую речь.
Делает общий вывод по содержанию текста.
С
связывает данную информацию текста с событиями реальной действительностью.
Правильно определяет тип текста
Умственные способности человека, как известно, не остаются неизменными во времени, они формируются в деятельности, в творчестве. Однако не всякая деятельность одинаково формирует способности. Нужна её правильная организация.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения урока.
Список использованной литературы
Русский язык, 9 класс. Н.Н.Шманова, Н..Шаймерденова, А.Т.Кошерова. Алматы, «Мектеп», 2013 год
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
Учим детей мыслить критически. И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. Санкт-Петербург, 2013 год