Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Фразеологизмы

Фразеологизмы

Балқаш қаласы, Қарағанды облысы

Жалпы білім беретін №8 орта мектебінің

Орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі

Абдуалиева  Сауле  Нургазиевна

Тема: Фразеологизмы.

Цели:  формировать знания о  фразеологизмах,  познакомиться с новыми фразеологизмами, обогащение словарного запаса             Воспитывать  ответственное  отношение  к учебе, развитие навыков монологической речи; развитие памяти , внимания.

Развивать у учащихся навыки восприятия и понимания, воспроизведения содержания текста, навыки выразительного чтения, учиться употреблять фразеологизмы в речи. №2

Тип урока: урок формирования ЗУН- ов.

Наглядность: презентация, схемы , раздаточные материалы.

Ход урока

  1. Организационный момент.                                                                                                                               Организация внимания  учащихся
  2. Целеполагание .
  3. Эпиграф: Если в мире есть вещи достойные названия «чудо» то слово,

бесспорно, первая и самая чудесная из них.         Презентация

Л. Успенский.

Активизация  учебного  материала.

На  доске: 1. дорога – путь. веселый – радостный. убирать – снимать, медленно – еле – еле:

2Высокий – низкий. огромный – маленький, толстый – тонкий, тепло – холодно:

3.лук – лук, соль – соль  .ключ – ключ, коса – коса:

4.корень –дуба , корень – часть зуба:

5.береза, карандаш

Презентация.№4. зуб, ключик, характер – золотой; печаль, яма . мысль – глубокая; чай , прием . день – горячий;  дисциплина ,воля. дорога – железная.

Опрос  опережающ. стих. «Осень». А. Кунанбаева Тучи  мрачно  окутали  весь  небосвод

Деревья  тянут к небу  безлистые руки ветвей. (В прошлых  уроках учили  стихотворение и из них находим переносные  значения  слов).

В  этом  году юбилей великого русского  писателя М. Ю. Лермонтова . Вспомним  одно  из  стихотворений и находим переносных  значений слов.

Презентация №5. Кластер

Все  слова составляют и образуют Лексику. Сегодня мы  всего  один  урок рассматриваем для того .  чтобы у вас было представление еще одним родственником Лексики – Фразеологизмом.

Составим кластер             Лексика   -омонимы, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов — …?

3.Проведем орфографическую  работу ; Ф ф  «Фраза»- «выражение »- «логос»- наука из  греческого языка обозначает «крылатые выражения». Отсюда и фразеологизм. На экране Презентация №6,7. ( чтение  предложения) Переделывать выделенные  слова.

Мой  дедушка просыпается  рано.(ни  свет  ни  заря).

Мальчик  бежал  очень  быстро. (сломя  голову).

На  уроке  нельзя  бездельничать (бить  баклуши).

Я  живу  недалеко  от  школы( в  двух  шагах  от  школы ).

Что  они  обозначают ?

Ни свет ни заря  … ,сломя голову… ,бить баклуши…, в двух шагах … .(чтение по раздаточному материалу правило : «Как возникли фразеологизмы?».Рассказывать: Живут  -поживают слова ими пользуются  по отдельности или в виде временных  сочетаний. Но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются  в  устоичивые   неделимые сочетания- фразеологизмы. Например: существует слова вода, не разлить и фразеологизм водой не розольешь ; как  ,провалиться; земля, сквозь – как сквозь землю провалился – слова теряют свои прежние  значения, становясь фразеологизмами, их не разнять как настоящие друзья(находят фразеологизмы).

Вопрос: Какие фразеологизмы вы знаете  на  казахском  языке?

(қас пен көздің арасында,  әп -сәтте, ит өлген жер, көзді  ашып жұмғанша, жер мен көктей)

4.Физминутка : Глазкам  нужно отдохнуть

Нужно глубоко вздохнуть

Глаза по кругу побегут

Много , много раз моргнуть.

Глазкам стало хорошо

Увидят мои глазки все.

5.Работать над текстом( определить значения по фразеологическому словарю).

-раздавать текст, дать время на подготовку, выписать фразеологизмы(собрать текст).

Пальчики оближешь -вкусно, уши повесили- слушали, голову потерял – сильно обрадовался, собаку на этом деле съел- очень хорошо знает, попались на удочку – нас обманули,, одним духом отшагали – быстро пришли, , морочить голову- обманывает,, слезы в три  ручья- очень сильно плачет, ни в своей тарелке- неудобно ,ни в сказке сказать ни пером описать – очень  вкусно.  (если затрудняетесь можете пользоваться  фразеологическим словарем)

 

Разбор по составу: говорит, сварим, сходим .и фонетический разбор слова:  лесник 1

..Составим кластер «фразеологизмы».

6.Выполнение  тренировочных упражнений по учебнику.

Рефлексия. Давайте проанализируем наш урок: Что нового вы узнали ? (Я знал новые фразеологизмы, а я учился  употреблять новые фразеологизмы в речи).и. др.

Домашняя работа. Упр.5. стр.34.

Оценивание знаний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *