Балқаш қаласы, Қарағанды облысы
Жалпы білім беретін №8 орта мектебінің
Орыс тілі және әдебиеті пәні мұғалімі
Абдуалиева Сауле Нургазиевна
Тема: Фразеологизмы.
Цели: формировать знания о фразеологизмах, познакомиться с новыми фразеологизмами, обогащение словарного запаса Воспитывать ответственное отношение к учебе, развитие навыков монологической речи; развитие памяти , внимания.
Развивать у учащихся навыки восприятия и понимания, воспроизведения содержания текста, навыки выразительного чтения, учиться употреблять фразеологизмы в речи. №2
Тип урока: урок формирования ЗУН- ов.
Наглядность: презентация, схемы , раздаточные материалы.
Ход урока
- Организационный момент. Организация внимания учащихся
- Целеполагание .
- Эпиграф: Если в мире есть вещи достойные названия «чудо» то слово,
бесспорно, первая и самая чудесная из них. Презентация
Л. Успенский.
Активизация учебного материала.
На доске: 1. дорога – путь. веселый – радостный. убирать – снимать, медленно – еле – еле:
2Высокий – низкий. огромный – маленький, толстый – тонкий, тепло – холодно:
3.лук – лук, соль – соль .ключ – ключ, коса – коса:
4.корень –дуба , корень – часть зуба:
5.береза, карандаш
Презентация.№4. зуб, ключик, характер – золотой; печаль, яма . мысль – глубокая; чай , прием . день – горячий; дисциплина ,воля. дорога – железная.
Опрос опережающ. стих. «Осень». А. Кунанбаева Тучи мрачно окутали весь небосвод
Деревья тянут к небу безлистые руки ветвей. (В прошлых уроках учили стихотворение и из них находим переносные значения слов).
В этом году юбилей великого русского писателя М. Ю. Лермонтова . Вспомним одно из стихотворений и находим переносных значений слов.
Презентация №5. Кластер
Все слова составляют и образуют Лексику. Сегодня мы всего один урок рассматриваем для того . чтобы у вас было представление еще одним родственником Лексики – Фразеологизмом.
Составим кластер Лексика -омонимы, синонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов — …?
3.Проведем орфографическую работу ; Ф ф «Фраза»- «выражение »- «логос»- наука из греческого языка обозначает «крылатые выражения». Отсюда и фразеологизм. На экране Презентация №6,7. ( чтение предложения) Переделывать выделенные слова.
Мой дедушка просыпается рано.(ни свет ни заря).
Мальчик бежал очень быстро. (сломя голову).
На уроке нельзя бездельничать (бить баклуши).
Я живу недалеко от школы( в двух шагах от школы ).
Что они обозначают ?
Ни свет ни заря … ,сломя голову… ,бить баклуши…, в двух шагах … .(чтение по раздаточному материалу правило : «Как возникли фразеологизмы?».Рассказывать: Живут -поживают слова ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний. Но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устоичивые неделимые сочетания- фразеологизмы. Например: существует слова вода, не разлить и фразеологизм водой не розольешь ; как ,провалиться; земля, сквозь – как сквозь землю провалился – слова теряют свои прежние значения, становясь фразеологизмами, их не разнять как настоящие друзья(находят фразеологизмы).
Вопрос: Какие фразеологизмы вы знаете на казахском языке?
(қас пен көздің арасында, әп -сәтте, ит өлген жер, көзді ашып жұмғанша, жер мен көктей)
4.Физминутка : Глазкам нужно отдохнуть
Нужно глубоко вздохнуть
Глаза по кругу побегут
Много , много раз моргнуть.
Глазкам стало хорошо
Увидят мои глазки все.
5.Работать над текстом( определить значения по фразеологическому словарю).
-раздавать текст, дать время на подготовку, выписать фразеологизмы(собрать текст).
Пальчики оближешь -вкусно, уши повесили- слушали, голову потерял – сильно обрадовался, собаку на этом деле съел- очень хорошо знает, попались на удочку – нас обманули,, одним духом отшагали – быстро пришли, , морочить голову- обманывает,, слезы в три ручья- очень сильно плачет, ни в своей тарелке- неудобно ,ни в сказке сказать ни пером описать – очень вкусно. (если затрудняетесь можете пользоваться фразеологическим словарем)
Разбор по составу: говорит, сварим, сходим .и фонетический разбор слова: лесник 1
..Составим кластер «фразеологизмы».
6.Выполнение тренировочных упражнений по учебнику.
Рефлексия. Давайте проанализируем наш урок: Что нового вы узнали ? (Я знал новые фразеологизмы, а я учился употреблять новые фразеологизмы в речи).и. др.
Домашняя работа. Упр.5. стр.34.
Оценивание знаний.