Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Доброта. Вежливость

Доброта. Вежливость

                                                              Бондаренко Татьяна Николаевна

УЧИТЕЛЬ  НАЧАЛЬНЫХ   КЛАССОВ

КГУ  ОШ №57 города  Алматы

                                                    Тема урока: Доброта. Вежливость

Цель урока:
Образовательная: сформировать потребность в совершении добрых дел;

выявить правильное и ошибочное представление о добре и зле;

Развивающая: развивать внимание, речь, память, мышление, творческое воображение, логику,

способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать, учить координировать речь с движением

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, доброту; умение видеть красоту в простом и обыденном; умение дарить тепло и доброту; воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы; умение дорожить близкими людьми.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Форма организации урока: беседа, самостоятельная, коллективная, работа в группах, игра.

Дидактическое обеспечение урока: карточки с волшебными словами; карточки с пословицами; Дерево Доброты;»Песня про доброту» из м/ф «Приключения поросенка Фунтика», «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда»
Предполагаемый результат: 

уметь различать добрые поступки от злых;

расширить кругозор детей;

формировать дружеские отношения в коллективе и с окружающими.

                                                                        Ход урока: 

1. Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть Вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь друг другу, гостям.
Друзья, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди.
Дети, вам приятно было дарить друг другу улыбку?
Получается, что приятно не только получать подаркb, но и дарить их.

2. Актуализация  опорных  знаний  умений учащихся.

Сообщение темы урока
Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Теплота и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
О каком качестве пойдет речь?

 

  1. Формирование новых понятий и способов действий 

        Чтобы узнать тему нашего занятия, послушайте один поучительный рассказ — притчу.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал:
«Спрошу-ка я у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку и отправился к мудрецу. И он спросил у того.
Какая бабочка у меня в руках, живая или мертвая?
И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал:
«Все в твоих руках».
Почему мудрец дал такой ответ завистнику?
Действительно, все было в руках завистника: оставить бабочку живой или мертвой.
В наших с вами руках быть добрыми, отзывчивыми, дружелюбными. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки
Значит, какая тема урока?

Тема нашего урока: «Доброта в твоих руках»
1) Значение слова доброта
— Ребята, а как думаете вы, что такое ДОБРОТА? Выскажите свое мнение.
— Если делать людям добро, то человек сам становится добрым;
-Добро всегда побеждает зло;
-Доброта делает человека красивым и радостным;
-Человек, у которого в душе доброта всегда выглядит счастливым;
-Делать добро для друзей и окружающих;
-Надо делать добро не только словами, но и делами;
Доброта делает человека красивым, обаятельным. Человек, у которого в душе доброта, приятно выглядит, у него выражение радости на лице, милая улыбка на губах.
— В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
-Тему доброты затрагивали известные во всём мире люди. Авторов вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвятили доброте.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой).
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)
Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (Виктор Мари Гюго)
Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность . (И.Я. Яковлев)
— А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
( кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым) .
— А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”.
Добрый –это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения.
Как вы думаете, легко ли быть по-насто­ящему добрым? Действительно, научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожида­ют взлеты и падения, зло и добро. У каждо­го человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цветка.

Доброта — не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Будет вертеться Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет. Доброта, как солнце, светит. Радуются взрослые и дети.
— Ребята, давайте  в своем классе посадим дерево Доброты. (работа на магнитной доске)
У нас есть дерево и листья, на которых написаны слова. Надо прикрепить только те листочки, которые могут быть на дереве Доброты.
( злой, душевный, радостный, плохой, отзывчивый, счастливый, неопрятный, хороший, добрый, сердечный, заботливый, ласковый, грустный,
– Ребята, а почему вы оставили эти листочки? Почему вы не повесили их на дерево Доброты? (высказывание детей)
Физкультминутка
– Ребята, посмотрите на нашем дереве, появились цветы ( на цветах вежливыеслова0
– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
А вы не задумывались над тем, почему всегда мы начинаем наш учебный день чаще всего такими словами? Почему мы это делаем? И нужно ли это? Давайте поразмышляем.
(высказывания детей. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Добрый день! Доброе утро!» – и сразу станет теплее, радостнее.)
— А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?
Есть в русском языке еще хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «здравствуйте».
– Зачем мы его произносим?
Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье».
У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
– В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
«Здравствуйте»– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово «здравствуйте» – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении. Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает человеку добра, здоровья.
— А какие еще волшебные слова вы знаете?
Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.
– Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете! (переворачиваем цветы и читаем вежливые слова)

— Много добрых, тёплых слов в нашей речи. Доброе слово может приободрить, развеселить, поднять настроение, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов можно говорить, добрый человек или нет?
 
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. Чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

Есть такая притча о Добре и Зле. (читает ученик)
Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.
А когда Добро уходило от Зла оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». 
Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло.
Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.
— Что нужно иметь человеку, чтобы стать добрым?
(Человек должен иметь доброе сердце и добрую душу)
– Можно ли человека заставить быть добрым?
-Давайте вспомним, какое доброе дело сделал для вас одноклассник, скажем ему спасибо.
         4.Формирование умений и навыков.

       

       Игра «Паутинка добра»
Ребята по кругу передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг другу. Например: Спасибо тебе, Настя, за то, что ты…
-мне вчера помог донести портфель;
— мне дала свой карандаш;
-ты помогла убрать клеенку после урока труд и т. д.
— Видите. Ребята, как много добрых дел вы совершили.
— Что чувствовали люди, которым вы делали добро? (Радость, счастье, восторг, умиление).
— Каким делает человека доброта? (Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым).
– Ребята, посмотрите на наше дерево, над ним появились птицы.
Доброта ценилась всегда, во все времена. Как много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость. Пословицы, дошедшие до наших времен, говорят, что доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа.
Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословицы и поговорки о доброте и добре?
Дети отвечают.
Работа в группах. Сейчас мы это проверим, проведя игру «Найди пару». На ваших столах лежат листочки, на которых написаны половинки пословицы или поговорки. Вам нужно будет взять каждому по одному листочку и прочитать свою половинку, спросить у других, что у них написано. Найти свою пару, у кого написана вторая половинка вашей пословицы, улыбнуться ему и сказать комплимент.
Дети работают, тихо звучит музыка песни «Дорогою добра»
Молодцы, все нашли свои пары. Давайте парами, по очереди, скажем свою пословицу, чтобы ее услышал каждый. Дети говорят пословицы
1. Худо тому, … (кто добро не делает никому).
2. На добрый привет… (добрый ответ).
3. При солнышке тепло…( при матери — добро).
4. Красоту уносят годы…( доброту не унесут).
5. Доброе слово и… ( кошке приятно).
6. Добро помни, … (а зло забывай).

«От добрых дел не устанешь». «Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта – основное человеческое качество. Доброта и есть человечность», — эти слова принадлежат просветителю Ивану Яковлевичу Яковлеву
— Молодцы! И я думаю, что вы будете совершать только добрые, хорошие дела и поступки, чтобы за них никогда не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни вашим друзьям. Будем стараться быть вежливыми ни на словах, а на деле, стараться быть воспитанными.
– Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу?  
Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. До­рога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.
Наше дерево дало плоды. Прочитаем их пожелания. Учащиеся читают .
Тянется к добру любой, как к лучам цветы.
Будут все дружить с тобой, если добрый ты.

Будьте добрыми и мир, станет к вам добрей.
 
Знай — добро всегда в цене, словно серебро.
Будешь ты богат втройне, обретя добро!
Доброта — вот тот кумир, что спасёт людей!

Ведь добро, как снежный ком: только покати;
Большим обрастёт добром, на своём пути.
 

В каждом человеке есть частичка доброты и человечности. Добрый человек – это тот, кто любит людей, животных, помогает им. С таким человеком комфортно везде. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека» М. Пришвин.

5.Подведение итогов урока
.

 

6.Рефлексия. Вам понравилось?

-У вас хорошее настроение?

-Давайте с помощью мимики покажем свое настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим, друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе (спасибо).

 

7.Домашнее задание. пересказ статьи из учебника

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *