Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Обобщение знаний о глаголе

Обобщение знаний о глаголе

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

                                                              Бондаренко Татьяна Николаевна

УЧИТЕЛЬ  НАЧАЛЬНЫХ   КЛАССОВ

КГУ  ОШ №57 города  Алматы             Цели урока:

Обучающие:  формирование понятий о глаголе как о части речи.

Развивающие: развивать умения изменять глаголы по лицам, распознавать времена глаголов; обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, мышлению.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, прививать интерес к языку, к слову; воспитывать взаимопонимание и уважение к одноклассникам.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Формы организации урока: работа в парах, игра, практическая работа,  работа в группах.

Дидактическое обеспечение урока: словарь, познавательный материал
                                                          Ход урока:
1.Орг.момент.Эмоциональный настрой. 
—Приветствие.
— О чём вы мечтаете?  Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
( интересным, весёлым, с интересными заданиями…)
Желаю вам удовлетворения от нашего урока.

  1. Актуализация: Минутка чистописания

Вспомним русский алфавит.
— Какая буква подъёмным краном работает? ( Г )
— У какой буквы глаза имеются? (Ё )
— Какая буква волком воет?  (У )
— Какая буква подбоченясь стоит? ( Ф )
— Какая буква в огороде пугалом стоит? ( Т )

-Пропишите буквы. Дайте характеристику. Запишите слова : герой, ежик, устный, финиш , тропинка. Определите орфограммы. Составьте предложения. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Словарная работа: записать слова на тему «Травы, цветы»

Взаимопроверка работ. Беседа о лекарственных травах.

-Какие лекарственные травы вы знаете?

-Когда их применяют?

-Как нужно относиться к окружающей природе?

-Какой частью речи являются эти слова?

  1. Формирование умений и навыков:
    Мы с вами познакомились с несколькими частями речи .  И одной из последних мы изучаем необыкновенную часть речи, самую живую часть речи, самую огнепышущую, т.к. именно она сопровождает человека и выражает всю его деятельность. Эта часть речи называется….. глагол.
    Наверно, вы помните такие слова: Повторенье – мать ученья.
    Послушайте дальше. Сергей Козлов, современный русский поэт,писал.

Повторенье – мать ученья.
Наберись, дружок, терпенья.
Если же не повторять,
Знания, как тараканы,
Разбегутся, не догнать.
Поэтому сегодня на уроке мы повторим всё, что учили на уроках.
А теперь вспомним основные вопросы по теме «Глагол«.
-Какую часть речи называют глаголом?

— Как изменяются глаголы?

— Какие времена есть у глагола?
-Каким членом предложения бывает глагол?
-ИГРА «ПЕРЕВОДЧИКИ». Назовите  глаголы.
Ловить ворон-……

Глядеть в оба глаза -….

Валять дурака — …

Кусать локти — …

Выбиться из сил-…

Зарубить на носу-…

Гладить по головке-..

Записать глаголы.

-Что общего в этих глаголах?

-Что такое неопределенная форма глагола?
-Познавательный материал.
А сейчас отгадайте загадки. Отгадка одна.
1.  Хоть нем я и глух,
а станешь бить меня,
я закричу.
2. За уши повесят
да за язык подёргают,
станет говорить.
3. Живой мёртвого бьёт,
А  мёртвый во всё горло орёт.
( Колокол или колокольчик)
— Что такое колокольчик? Колокол?
— Для чего нужны колокольчики? Звоночки?   Где мы их слышим?
( Звонок на перемену, первый звонок, последний звонок, в церкви на утреннюю и вечернюю службы.)

-Найдите определение значения слова колокольчик в словаре.

Выборочный диктант. Послушайте стихотворение. Выписываем только глаголы. Определяем время и число.
Ветер полем пролетел-
Колокольчик зазвенел.
Не пойму, откуда он –
Раздаётся в поле звон.
Проглядел я все глаза:
В поле ветер да коза.
— Откуда ж в поле звон? Для чего вешали дом. животным на шею колокольчик?
Это для того, чтобы животное не потерялось.
Игра — физминутка. А чтобы не потерялись глаголы, поймайте их . А как поймаете, подайте сигнал колокольчиком. Учитель называет слова, ученики, услышав глагол, встают.
Почтальон, сидит, Андрей, петь, крыльцо, чтение, читать, веселились, сверчок, белка, вокзал, песня, смеялись, нам , живите, с мамой, спать, глаза, утро, посинел.

— Каким ещё животным вешали на шею колокольчики? Как эти колокольчики назывались? (Лошадям вешали колокольчики под дугу, и назывались они поддужными.)
—  Как еще назывались колокольчики на Руси? (Бубенцами.)
Учитель.
             С колокольчиком ездить было веселее, поэтому на них отливали такие надписи: «Звону много — веселей дорога», «Купи, денег не жалей — со мной ездить веселей».

Самостоятельная  работа.  Прочитайте стихотворение, вставляя пропущенные окончания слов. Разберите как часть речи один глагол.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежи…
Колокольчик однозвучный
Утомительно греми…
Учитель. Колокольчик должен греметь. Чтобы в пургу или зимнюю метель  было слышно, что по дороге кто-то едет.
Повторите скороговорку с разной  интонацией.
От топота копыт пыль по полю летит.
( удивление, огорчение, радость)

Работа в группах. Глаголы  поставьте в нужном времени.

В старину в маленьком городке на площади (висеть) колокол. Звуки его (собирать) горожан. Каждый человек мог позвонить в колокол, если (хотеть) получить совет или помощь. В него (звонить), когда (подходить) неприятель. Тогда (собираться)  войско и (двигаться) навстречу ему.  Под звуки колокола люди (уходить) защищать город.
Проверка. В каком времени употреблены глаголы? Почему все в прошедшем
Учитель.  Отсюда и фразеологизм: звонить во все колокола  или бить в колокола.
Разглашать всем, распространять повсюду какие-либо известия.
— Смотреть со своей колокольни – судить о чём-либо со своей узкой, ограниченной точки зрения, со своей позиции.
Работа в парах. Деформированный  текст. Поставьте предложения в нужной последовательности, чтобы вышел текст.
1. Самые любимые и большие имели даже имена.
2.  Многие века колокольный звон сопровождал народную жизнь.
3. Колокола на Руси считались чуть ли не живыми существами.
4.  Он вносил в жизнь торжественность.
Проверка : 2, 4, 3, 1.
— Употребляем ли мы слово «колокольчик» в другом значении?
(Травянистое значение, цветок.)        Это многозначное слово.
 4. Подведение итога урока.

-Составьте таблицу знаний о глаголе.( карточки с таблицей вывешиваются на доске)

5.Дом. задание:

 6 Рефлексия
— Какие задания вызвали у вас особенный интерес?

-Оцените свою работу.

Зеленый кружок- я все понял и могу рассказать

Желтый кружок- я  не все усвоил

Красный кружок- я плохо знаю материал.

Спасибо за урок.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *