КГУ «Средняя школа имени М.Бейсебаева с дошкольным миницентром»
Ученица 10г класса Бегунова Яна Дмитриевна
Тема: ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ. МИТОЗ.
Цели урока: Образовательные:
Формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.
Развиваюшие:Анализировать,сравнивать, выделять главное
Воспитательные:. Развитие познавательного интереса к предмету.
Оборудование:
На доске: таблица « Митоз», «Деление клетки» рисунки в учебнике 71-76.
На столах учащихся: макет схемы «жизненного цикла клетки», макет таблицы «фазы митоза», учебники «Общая биология» 10 класс. Т.Касымбаева К.Мухамбетжанов .
Тип урока: Формирование новых знаний.
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент:приветствие учащихся, готовность к уроку.
- Актуализация знаний:мотивация к изучению нового материала.
Ученик:Ребята мы сегодня начинаем изучать новый раздел «Общей биологии» — «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (откройте учебник на стр. 160).
Фронтальный опрос учащихся:– Назовите самое важное свойство живых организмов? (Размножение или воспроизведение себе подобных)
— Какие живые организмы способны размножаться? ( Все без исключения, от бактерий до млекопитающих)
— Способы размножения различных организмов могут сильно отличаться друг от друга. Назовите какие способы размножения вы знаете? (Половое и бесполое)
— Что лежит в основе любого типа размножения? (Деление клетки)
— Зачем клетка делится? ( У одноклеточных — происходит размножение путем деления клеток, у многоклеточных за счет деления клеток организм растет, развивается, при ранениях организма восстанавливаются поврежденные ткани и органы)
Постановка цели урока:
Знать:
Жизненный цикл клетки , интерфаза , фазы митоза , биологическое значение митоза ,
Типы митоза.
Уметь:
Анализировать ,сравнивать ,выделять главное .
- Формирование новых знаний.
Организация самостоятельной работы учащихся по изучению «Жизненного цикла клетки» (составление схемы «Жизненный цикл клетки» )
(На столах у каждого ученика лежит макет схемы «Жизненный цикл клетки», который он должен заполнить самостоятельно).
Ученик демонстрирует готовую схему «Жизненный цикл клетки».
Ученик :Согласно клеточной теории, возникновение новых клеток происходит только путем деления предыдущей, материнской клетки.
-Ребята, а как вы понимаете, что такое «Жизненный цикл клетки» или «Клеточный цикл»?
-Откройте стр.160учебника и заполните схему.
(Ученики самостоятельно работают с учебником, заполняя схему.)
- Ученик :Рассмотрим главный момент жизненного цикла клетки – митотический цикл (работа учащихся с макетом схемы)
Митотический цикл состоит из 2х фаз:
- Интерфаза– период подготовки клетки к делению.
- Митоз– деление клетки.
Продолжительность по времени митоза не велика ( как мы видит по схеме) составляет 1 – 2 часа, а подготовка клетки к делению – интерфаза, в клетках растений и животных может продолжаться от 10 — 20 часов до нескольких суток.
- Ученик :Интерфаза состоит из 3х периодов (демонстрация схемы)
а). Пресинтетический период (G1) – ( англ.gap (джэп) – интервал) – демонстрация схемы , текст учебника стр.161.
( П – число хромосом С – количество ДНК)
2п 2с
1.Образование рибосом
- Синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК.
- Синтез АТФ
4.Деление митохондрий
5.Синтез ферментов 6. Рост клетки
б) Синтетический период (S) – главное – удвоение ДНК – репликация или редупликация ДНК. ( схема на стр. 161)
2п 4с
1.Удвоение (редупликация ДНК)
2.Синтез белков – гистонов
- Сборка второй хроматиды
в). Постсинтетический период (G2) – смотри в учебнике и на слайде.
2п 4с
1.Синтез белка
- Синтез АТФ
3.СинтезРНК
- Удвоение массы цитоплазмы
Слайд 3. «Интерфаза».
Ученик: (зачитывает вывод и демонстрирует строение хромосомы (рисунок), состоящей из двух хроматид)
Ученик : Митоз – процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого из одной материнской образуется две дочерние клетки с таким же набором хромосом (диплоидным-двойным) как и в материнской клетке(.Обьяснение процессов и названий фаз митоза)
Ученики самостоятельно заполняют таблицу в тетради «Фазы митоза» 3 колонка, используя учебник на стр165.
- Вопросы к учащимся:
— Что такое митоз?
— В чем заключается сущность митоза?
- «Биологическое значение митоза» (ученики конспектируют)
— сохранение идентичного набора генетического материала
— обеспечивает эмбриональное развитие
— рост
— восстановление органов и тканей
— у одноклеточных – форма бесполого размножения
- Закрепление изученного.
- Заполните таблицу:
Фазы | Процесс, происходящий в клетке | Количество хромосом (n)и содержание ДНК (c) | |
Интерфаза (фазы между делениями) | Пресинтетический период | ||
Синтетический период | |||
Постсинтетический период | ? | ||
Профаза (первая фаза митоза) | |||
Метафаза (фаза скопления хромосом) | |||
Анафаза (фаза расхождения хромосом) | |||
Телофаза (фаза окончания деления) |
- Итог урока:
Д/з: Читать конспект урока, п.32. 33.
Оценивание работы учащихся за урок.
Составила и провела:
Ученица Бегунова Яна