Алматинская облость,
Карасайский район,
посел Береке
Учитель истории-Афлатов Руслан Сабирович
КГУ «Средняя школа имени М.Бейсебаева с дошкольным миницентром»
Система правления в Казахском ханстве
Цели урока: Рассказать о формировании национальной системы правления в Казахском ханстве. Охарактеризовать общественный строй и социальный состав ханства. Развить навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы, опираясь на текст учебника.
Вид урока: Урок – путешествие.
Оборудование урока: Карта Казахского ханства, таблица социального состава Казахского ханства, хронологические таблицы, схемы.
План урока:
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания по вопросам к параграфу 40, возможно тестирование или контрольная работа по карточкам. Оценка знаний.
- Объяснение новой темы.
Рассказ учителя с параллельным заполнением таблиц учителем или учениками, вызванными для «совершения» путешествия, после самостоятельно чтения ими текста учебника.
Путешествие в Казахское ханство XVI – XVII веков.
Путешествие в аул.
Оборудование: картины с видами казахского аула.
Ступени правления | Ответственная должность, титул | Структура подчинения |
Аул | Аулбасы | Родственники, близкие по крови люди или несколько семей |
Ата аймак (отцовский, отчий край) | Аксакал | Несколько аулов, объединение родственными отношениями до седьмого поколения |
Род | Рубасы (глава рода) | Десять-пятнадцать аймаков |
Арыс | Бий | Несколько родов |
Улус | Султан | Несколько арысов |
Жуз | Хан | Несколько улусов |
Ханство | Великий хан всех ханов | Три жуза |
Путешествие в Казахское ханство (рассказ учителя).
Социальный состав Казахского ханства.
Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике, составляют схемы, таблицы. Самопроверка , взаимный контроль.
Закрепление новой темы по вопросам к параграфу 41.
Заключительный этап урока.
Задание на дом: Внимательно прочитать параграф 41, запомнить его содержание.