Антонимы

Алматинская область

Карасайский район

п.Береке   КГУ «Средняя школа имени М.Бейсебаева с дошкольным миницентром»

учитель начальных классов

Искакова Бибисара Чакалаковна

 Тема: Антонимы

Цель:Дать понятие учащимся об антонимах.

  • Обеспечить развитие критического мышления через чтение и письмо навыков правильного письма, орфографической зоркости, умение анализировать, доказывать.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: иллюстрации к словарной работе, схема.

 

Ход урока:

 

І. Организационный момент.

Психологический настрой внимание учащихся.

 

ІІ.Постановка цели урока.

Минутка чистописания:

Уж верба всят пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла кругом.

 

-О каком времени года говорится встихотворении А.Фета?

-Какую букву нужно проверить в этом слове (е).

-Подберите проверочное слово (весна).

Запишите это слово в тетради№

 

Словарная работа.

Есть такие пары слов, которыми пользуются вселюди на свете. Нам то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаем. Вот такие слова, которые имеют противоположное лексическое значение, как они называются, мы узнаемиз кроссорда, который сейчас отгадаем.

 

Спрятанное слово.

сладкий горький
кончать начинать
затишье буря
плотный рыхлый
ленивый трудолюбивый
длинный короткий
темнота свет

Теперь записываем в тетради число и тему урока:- «Антономы».

 

 

ІІІ. Объяснение новой темы.

Значит, антонимы – слова одной и той же части речис противоположным лексическим значением.Авсе ли слова имеют противоположное значение? Сейчас проверим.

Игра «Смотри не ошибись».

Большой (маленький), много (мало), стакан,высокий (низкий), верблюд,веселый (грустный), дом, хорошо (плохо), часы, чай, конец (начало), свет (тьма), мел, я, длинный (короткий), ты, глубокий (мелкий), он, этот, левый (правый), голова, первый (последний), мы, верхний (нижний),острый (тупой), чистый (грязный), вы, два, белый (черный), здороваться (прощаться), вода, нагревать (охлаждать), яблоко, глаза, труд (безделье), песня, правда (ложь).

 

Вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных обохначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных образованных от названия металлов.

 

Работа по карточкам «Найди друга»

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой.

 

алфавит         аккуратный

огонь             алый

опрятный     сказать

прыгать         азбука

бросать         пламя

красный        кидать

 

Физкультминутка.

 

Наблюдение над ососбенностями антонимов.

Упр.39- комментированное письмо

Упр.41- по вариантам

 

ІҮ.Проверка понимания.

 

Игра с мячом.

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать.

Горе-радость

Большой-маленький

Низкий-высокий

Друг-враг

Хороший-плохой

Зима-лето

 

Зрительный диктант.

Ручейку говорила река:

-Ты узок, а я …

-Ты мелок, ая …

Об одном попросила река-

Что она началась с … (ручейка)

 

Ү.Закрепление.

Самостоятельная работа.

Упр.42

Закончить предложение:

Ученье- свет, а неученье- …

Знай больше, говори …

 

Ребята, с весной к нам прилетают птицы. Каких птиц вы знаете?Почему этих птиц называют перелтными?

-Какие стихи о птицах вы знаете? Дети читают стихи о птицах.

 

ҮІ.Итог урока.

-Что такое антонимы? Что могут обозначать слова антонимы? (предмет, признак предмета, действие предмета)

 

Оценка ответов учащихся.

 

ҮІІ.Домашнее задание.

Выучить правило, упр.759

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *