Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Образование слов с помощью суффиксов

Образование слов с помощью суффиксов

Масимова  Сайяра  Нуриевна.

Каскеленская  вспомогательная  школа-интернат.

Учитель русского языка и литературы. Дефектолог.

Класс:    8                                                                                             

Предмет:  русский язык.

Тема:  Образование слов с помощью суффиксов.

Учебно-воспитательные задачи:   уточнить, систематизировать знания учащихся о суффиксах;  роль суффикса в слове,  умения образовать слова с помощью суффиксов,   находить суффиксы в словах и выделять их графически. Умение грамотно писать слова с суффиксами. Обогатить и расширять словарный запас. Уметь слушать и понимать речь других, формировать свои мысли в устной форме. Развивать внимание, зрительную и слуховую память. Воспитывать  доброго, ласкового отношения к окружающим,  активность, аккуратность и эстетику, культуру поведения, уважать предмет. Привить общение, самостоятельность, наблюдательность.

Оборудование: учебный материал, интерактивная доска, компьютер,  картинки, карточки,  пословицы, загадки, слайды.

Тип урока:  усвоение и закрепление знаний и умений.

Методы: беседа, упражнения,  музыкальная  физкультминутка,  игра «Собери слово».

Ход урока:

  1. I. Организационный момент: «Никто не знает так много, как все мы вместе». слайд
  2. Подготовка класса к уроку
  3. Психолого-педагогический настрой: Какой день недели? Какой урок?Что мы делаем на уроке русского языка?
  4. II. Проверка домашнего задания: Упр.55. Стр.36. Выразительное чтение стихотворения.

III. Опрос домашнего задания: чтение стихотворение, выделить в словах суффикс «ушк». Что такое суффикс?  Роль суффикса в слове.

Закрепление дом задания.   Ребята, давайте закрепим  домашнее задание.  Я прочитаю  вам стихотворение, а вы определите слова с суффиксами.                                             Потерял Серёжа ключик-

И замочек не открыть.

   Это вражеский лазутчик,

          Помешал  урок учить (слайд)

Выберите нужные выражения (показ слайдов с правилами).

Физминутка:     Музыкальная  физкультминутка,  песня  «Дважды  два –четыре».                    

Стихотворение-загадка.

Колосок, лужок, лесок, 

Речка, ветерок, цветок.

Все  внимательно слушайте, 

Слово лишнее найдите (слайд)

Ребята, найдите в этом стихотворении  лишнее слово, чем он отличается (речка).  Остальные  слова  с какими  суффиксами?  (колосок, лужок, ветерок, цветок).

  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами продолжим изучать суффиксы. Мы будем строителями, потому что будем строить новые слова с  помощью суффиксов. С начало мы повторим правила о суффиксах.

IV     повторение:  Правило.

Суффикс часть слова, которая стоит после корня. Служит для образования слов. Он придает слову новое значение (слайд)

Показ предметных картинок: Дубок,  грибок,  домик,  футболист, охотник,  строитель. Найдите  в  каждом  слове  суффиксы (слайды).

Сравните: на казахском языке слова  суретші, жүргізуші, тракторшы, құрылысшы.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

  1. V. Работа  с учебником.  Упр. 60.Стр. 38.

Задание: образовать новые слова с помощью суффиксов.  Чтение слов цепочкой, выделить суффиксы.

Двор — дворик-дворец-дворник; стол-столик-столяр; хлеб-хлебушек-хлебец; цвет — цветок-цветочек-цветник; звон — звонок- звоночек.

Поработаем   над новыми словами. Чтение и перевод новых  слов. Запись их в тетради.

Словарная работа:  Дворец- зәулім сарай, столяр -ағаш  өңдеуші, цветник-гүлзар.   

С помощью образованных  при помощи суффиксов  слов  составить предложения.

 В  углу комнаты стоит столик. Дворник подметает листья.  Прозвенел звонок на урок (слайды).

Уч-ся пишут на доске предложения, выделяют  в словах суффиксы. Для проверки выполнения заданий, показать слайды с правильным выполнением заданий.

  1. VI. Дидактическая игра: «Собери слово».
  2. Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может  каждый  грамотей,

Делать слово из частей! (слайд)

Раздать  карточки  со  словами;  учи,  футбол, гриб, дом, дуб, лес. Ученики составляют слова при помощи суффиксов — тель,ист, ок, ик, ник.

  1. Пословицы. Учащиеся читают пословицы по порядку.

«Гость хозяину не указчик».

 «Прохладный  ветерок — что старый дружок».

 «Зимушка без снега  — лето без хлебушка».

 

Ребята, как вы понимаете значения  данных пословиц. Определяют  устно суффиксы в словах.

 

  1. Работа по предметным картинкам. Задание: ответить на вопросы.  В ответах определить суффиксы.
  2. Следующий вид загадок связано с профессией человека. Задание: учитель читает загадки, уч-ся находят картинки и прикрепляют на доску, устно выделяют в отгадках суффиксы.

        Кто  водит  трактор? — ТРАКТОРИСТ;  Кто  играет  в  футбол? — ФУТБОЛИСТ;   Кто  убирает  двор? – ДВОРНИК.   

  1. Мы учим детишек читать и писать,                  4. Среди облаков, на высоте

  Природу любить, стариков  уважать. Учитель.      Мы дружно строим новый дом   

 2.Кто по снегу быстро мчится,                                    Чтобы в тепле и красоте

  Провалиться не боится?  Лыжник.                            Счастливо жили  люди в нем.  

3.Он природу охраняет,                                                                                          Строители

  Браконьеров прогоняет,                                           5. Выезжает на дорогу                                      

  А зимою у кормушки                                                  Он обычно спозаранку,

 В гости ждёт лесных зверюшек. Лесник.               На педаль поставив ногу

                                                                                          И рукой крутя баранку. Водитель.

Следующий  вид загадок связана  с растениями.  В заданиях  нужно найти суффиксы.

Загадки:1. Горшочек  маленький, кашка  сладенькая. Горшочек  не разбить — и кашки не добыть.  (Орех)

Золотой  клубочек, спрятался в дубочек.  (Желудь)

 Зелёный  телёночек привязан  верёвочкой, лежит на боку под плетнём — толстеет с каждым днём. (Огурец)

VII. Итог урока:  сегодня,  мы  говорили о суффиксах.  В русском  языке около 500 суффиксов.  Мы с вами говорили о суффиксах, которые часто  встречаются  в нашей  речи. Мы строили новые слова, отгадывали загадки, читали стихи. Вы хорошо поработали  в течение  урока. Спасибо за активное участие!

  1. Обобщить ЗУН: при помощи примеров по теме.
  • Оценить деятельность учащихся.

 3   Информация о домашнем задании: повторить правила;  выделенные слова употребить с разными суффиксами.

VIII. Домашнее задание:  Упражнение 58.  страница   37.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *