Масимова Сайяра Нуриевна.
Каскеленская вспомогательная школа-интернат.
Учитель русского языка и литературы. Дефектолог.
Класс: 8
Предмет: русский язык.
Тема: Образование слов с помощью суффиксов.
Учебно-воспитательные задачи: уточнить, систематизировать знания учащихся о суффиксах; роль суффикса в слове, умения образовать слова с помощью суффиксов, находить суффиксы в словах и выделять их графически. Умение грамотно писать слова с суффиксами. Обогатить и расширять словарный запас. Уметь слушать и понимать речь других, формировать свои мысли в устной форме. Развивать внимание, зрительную и слуховую память. Воспитывать доброго, ласкового отношения к окружающим, активность, аккуратность и эстетику, культуру поведения, уважать предмет. Привить общение, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: учебный материал, интерактивная доска, компьютер, картинки, карточки, пословицы, загадки, слайды.
Тип урока: усвоение и закрепление знаний и умений.
Методы: беседа, упражнения, музыкальная физкультминутка, игра «Собери слово».
Ход урока:
- I. Организационный момент: «Никто не знает так много, как все мы вместе». слайд
- Подготовка класса к уроку
- Психолого-педагогический настрой: Какой день недели? Какой урок?Что мы делаем на уроке русского языка?
- II. Проверка домашнего задания: Упр.55. Стр.36. Выразительное чтение стихотворения.
III. Опрос домашнего задания: чтение стихотворение, выделить в словах суффикс «ушк». Что такое суффикс? Роль суффикса в слове.
Закрепление дом задания. Ребята, давайте закрепим домашнее задание. Я прочитаю вам стихотворение, а вы определите слова с суффиксами. Потерял Серёжа ключик-
И замочек не открыть.
Это вражеский лазутчик,
Помешал урок учить (слайд)
Выберите нужные выражения (показ слайдов с правилами).
Физминутка: Музыкальная физкультминутка, песня «Дважды два –четыре».
Стихотворение-загадка.
Колосок, лужок, лесок,
Речка, ветерок, цветок.
Все внимательно слушайте,
Слово лишнее найдите (слайд)
Ребята, найдите в этом стихотворении лишнее слово, чем он отличается (речка). Остальные слова с какими суффиксами? (колосок, лужок, ветерок, цветок).
- Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами продолжим изучать суффиксы. Мы будем строителями, потому что будем строить новые слова с помощью суффиксов. С начало мы повторим правила о суффиксах.
IV повторение: Правило.
Суффикс часть слова, которая стоит после корня. Служит для образования слов. Он придает слову новое значение (слайд)
Показ предметных картинок: Дубок, грибок, домик, футболист, охотник, строитель. Найдите в каждом слове суффиксы (слайды).
Сравните: на казахском языке слова — суретші, жүргізуші, тракторшы, құрылысшы.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- V. Работа с учебником. Упр. 60.Стр. 38.
Задание: образовать новые слова с помощью суффиксов. Чтение слов цепочкой, выделить суффиксы.
Двор — дворик-дворец-дворник; стол-столик-столяр; хлеб-хлебушек-хлебец; цвет — цветок-цветочек-цветник; звон — звонок- звоночек.
Поработаем над новыми словами. Чтение и перевод новых слов. Запись их в тетради.
Словарная работа: Дворец- зәулім сарай, столяр -ағаш өңдеуші, цветник-гүлзар.
С помощью образованных при помощи суффиксов слов составить предложения.
В углу комнаты стоит столик. Дворник подметает листья. Прозвенел звонок на урок (слайды).
Уч-ся пишут на доске предложения, выделяют в словах суффиксы. Для проверки выполнения заданий, показать слайды с правильным выполнением заданий.
- VI. Дидактическая игра: «Собери слово».
- Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей,
Делать слово из частей! (слайд)
Раздать карточки со словами; учи, футбол, гриб, дом, дуб, лес. Ученики составляют слова при помощи суффиксов — тель,ист, ок, ик, ник.
- Пословицы. Учащиеся читают пословицы по порядку.
«Гость хозяину не указчик».
«Прохладный ветерок — что старый дружок».
«Зимушка без снега — лето без хлебушка».
Ребята, как вы понимаете значения данных пословиц. Определяют устно суффиксы в словах.
- Работа по предметным картинкам. Задание: ответить на вопросы. В ответах определить суффиксы.
- Следующий вид загадок связано с профессией человека. Задание: учитель читает загадки, уч-ся находят картинки и прикрепляют на доску, устно выделяют в отгадках суффиксы.
Кто водит трактор? — ТРАКТОРИСТ; Кто играет в футбол? — ФУТБОЛИСТ; Кто убирает двор? – ДВОРНИК.
- Мы учим детишек читать и писать, 4. Среди облаков, на высоте
Природу любить, стариков уважать. Учитель. Мы дружно строим новый дом
2.Кто по снегу быстро мчится, Чтобы в тепле и красоте
Провалиться не боится? Лыжник. Счастливо жили люди в нем.
3.Он природу охраняет, Строители
Браконьеров прогоняет, 5. Выезжает на дорогу
А зимою у кормушки Он обычно спозаранку,
В гости ждёт лесных зверюшек. Лесник. На педаль поставив ногу
И рукой крутя баранку. Водитель.
Следующий вид загадок связана с растениями. В заданиях нужно найти суффиксы.
Загадки:1. Горшочек маленький, кашка сладенькая. Горшочек не разбить — и кашки не добыть. (Орех)
Золотой клубочек, спрятался в дубочек. (Желудь)
Зелёный телёночек привязан верёвочкой, лежит на боку под плетнём — толстеет с каждым днём. (Огурец)
VII. Итог урока: сегодня, мы говорили о суффиксах. В русском языке около 500 суффиксов. Мы с вами говорили о суффиксах, которые часто встречаются в нашей речи. Мы строили новые слова, отгадывали загадки, читали стихи. Вы хорошо поработали в течение урока. Спасибо за активное участие!
- Обобщить ЗУН: при помощи примеров по теме.
- Оценить деятельность учащихся.
3 Информация о домашнем задании: повторить правила; выделенные слова употребить с разными суффиксами.
VIII. Домашнее задание: Упражнение 58. страница 37.