г.Талдыкорган
Средняя школа-гимназия №14
Учитель русского языка и литературы
Ермуханбетова Нургуль Калтайовна
Урок литературы в 10 классе
Тема урока. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева
Цель:
1.Ввести учащихся в необычный, образный мир поэзии Ф.И.Тютчева.
2.Развивать умения ребят анализировать стихотворения.
3.Воспитывать на примере произведений Ф.И.Тютчева любовь к поэзий.
Тип урока: изучения художественных произведений.
Метод урока: эвристический, творческого чтения, репродуктивный.
Оборудование..
-Фотография Ф.И.Тютчева
-презентация по биографии Ф.И.Тютчева
-сборники стихотворений Ф.И.Тютчева
-карточки с отпечатанной первой частью стихотворения » Поток сгустился и тускнеет »
-аудиозаписи романса на музыку Сергея Рахманинова «Мелодия Весны «и » Весенние воды» в исполнении М . Магомаева,музыка П.Чайковского «Времена года».
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте! Я рада вас видеть. Пусть за окном зима, холодно– в классе светло и уютно, на душе у вас легко и весело. Вы хорошие и умные ученики. Вы внимательно слушаете и понимаете слова учителя и одноклассников. У вас всё сегодня получится, и оценки у всех будут хорошие.
- Проверка домашнего задания.
— Какое домашнее задание у вас было?
( а) Подготовить презентацию по биографии поэта; б) ответить на вопрос «В чём особенности биографии Тютчева?»; в) выучить наизусть стихотворения поэта.)
— Какие особенности биографии Тютчева вы выделили?
(- Необычная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника.
— Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
— Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).
— Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.
— Трагическая судьба близких поэта.)
III. Тема урока.
- Мы познакомились с биографией поэта, но будем помнить о том, что вся жизнь Тютчева – в его стихах. Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни. Но кто-то должен хранить священный огонь поэзии . Поэтом, хранящим огонь поэзии, можно назвать Ф.М.Тютчева. В его творчестве отразилось трагическое мироощущение человека, мысли о бренности человеческого существования , суетности земной жизни и вечной природы. Это поэзия созерцания и размышления. (Запись темы урока, эпиграфа)
Лирика Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную,
философскую, гражданскую. Слайд №____ Однако эти темы тесно переплетаются в каждом
стихотворении.
Л.Н.Толстой высоко ценил поэзию Тютчева, перед его стихами он ставил пометы: Глубина,
Красота, Чувство. Преобладающие начала: Глубина – в философской лирике, Красота – в
лирике природы, Чувство – сильней всего выражено в стихах о любви.
Тютчев – непревзойдённый мастер лирики. (Открыли учебники стр. 190 )
— Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься на уроке? Какие задачи будем решать?
(Познакомимся со стихами Тютчева о природе, будем их анализировать. Увидим, насколько необычен мир поэзии у поэта.)
В тютчевских пейзажах мы видим прежде всего природу русскую – интимную и скромную, мягкую и обыденную. Только любовь к русской природе могла вызвать такие строки:
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..
Образ склонённой ивы, дрожащих листьев, слово «макушка» — всё это насквозь русское. В поэзии Тютчева значительное место занимает мир переходных состояний – для времени года: осень, весна, зима, лето; для суток: сумерки и рассвет.
- У Тютчева есть стихотворение, которое знают наизусть многие поколения русских людей. Это стихотворение было написано Тютчевым, когда он был молодой.
® Чтение стихотворения «Весенняя гроза» (1828г.). Слайд №
— Каким настроением пронизано стихотворение?
— Какие ассоциации вызывает весенний гром?
(Гром ассоциируется с резвящимся ребёнком, он играет, грохочет, раскаты молодые раздаются. Геба – богиня юности, дочь Зевса-громовержца, она на весёлых пирах подносила богам кубки с нектаром. Любимый орёл Зевса тоже был не прочь отведать божественного напитка.)
— Где происходят события? (Где-то в высших сферах развернулось весеннее действо и встретилось с ликованием земли – гор, лесов, птиц, горных потоков – и восторгом самого поэта «люблю грозу».)
— Всё стихотворение звучит, как музыка. Поэт использует звукопись для создания грохота, гама, раскатов, грома. Какие звуки помогают нам увидеть грозу, как называется этот приём?
(Аллитерация, сочетание согласных – г, р, м, б.)
— Какой ещё приём использует автор для создания образа грома, грозы?
(Олицетворение. Гром резвится, играет.)
Вывод: Когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом. Ярко светящее солнце, золотые нити дождя – это воплощение идеала красоты в природе, возвышенная красота мира.
Тютчев по мироощущению пантеист, то есть человек, воспринимающий природу как
одушевлённое существо. И в каждой травинке, в каждом листике видит присутствие Бога.
Есть в творчестве Тютчева стихотворение, которое высоко ценил Л.Н.Толстой.
Он отмечал необыкновенную точность поэта в употреблении слов, над значением которых мы даже не задумываемся.
® Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (1857г.).
— Картину чего нарисовал поэт? В этом стихотворении Тютчев показывает нам раннюю осень.
В это время природа особенно прекрасна, она как бы готовясь ко сну дарит человеку
возможность насладиться красотой ее красок. Хороша в это время и погода- мягкая, теплая,
волшебна в своем спокойствии. Но в то же время у человека возникает тягостные чувства, ведь
с приходом осени появляются и мысли о скорой зиме. Поэтому человек старается прожить
каждый день осени по –особенонему, запомнить мельчаищие предметы.
— Для описания борозды Тютчев взял эпитет. Какой? (Праздная.) О чём это нам
говорит? (В поле закончены работы, оно отдыхает, набирается сил.) Слайд №
5) ® Чтение стихотворения «Неохотно и несмело» (1849г.).
— Тема этого стихотворения, о чём оно? (Гроза в природе, подготовка к ней всего живого, а потом результат – в сиянье потонула вся смятённая земля.) Слайд №
Выберите метафоры стихотворения. (Смотрит солнце, принахмурилась земля, пыль летит, солнце взглянуло исподлобья, земля потонула.)
Вывод: В тютчевской природе всё движется, всё меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается:
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. Слайд № .
- IV. Закрепление.
Природа является не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире. Чтобы почувствовать это, давайте проведём небольшой творческий эксперимент. (Стихи лежат на столах, через 5 минут проверяем работу. Ребята предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая.)
Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе, велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы.
Тютчев в совершенстве владел этим искусством. Как же он этого добивается?
Это нашло отражение в стихотворении « Поток сгустился и тускнеет ». Зяглянем в творческую лабораторию поэта. Так получилось у вас. А что же у Тютчева? Сравним.
- Творческая работа учащихся.
Учащимся предлагаются карточки с отпечатонной первой частью стихотворения
« Поток сгустился и тускнеет ». Эпитеты пропущены. Дается время, чтобы вставить их. Ученики должны обосновать свой выбор.
— « Смотри, как облаком…» (живым)
— « …дым …» (влажный)
— « …высота…» (заветной)
— « …пилью…» (огнецветной).
2 . Викторина
- О каком стихотворении Н.А. Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч?»
(Ученики вспоминают стихотворение «Весенние воды».) Звучит романс.
- Какое стихотворение о зиме написано 31 декабря?
( Ученики вспоминают стихотворение «Чародейкою Зимою»). Слайд№3
- 3. В каком стихотворении Ф.И.Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент? (Ученики вспоминают стихотворение «Зима недаром злится»),
3.Работа по стихотворению « На мир таинственный духов» .Определить по картине то, что» Ощущаем»,»Видим»,»Слышим»
- 4. РАФТ. Напишите то, о чем вы думали сейчас, просматривая картины природы. Напишите эссе под музыку П. Чайковского « Времена года». Несколько учащихся читают вслух свои работы.
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Отсюда и природа у Тютчева – Живое, одухотворённое существо, и , пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека, находя в ней аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. Слайд №
V.Подведение итогов урока. Рефлексия.
С каким замечательным поэтом второй половины XIX века мы познакомились на уроке? Закончите фразы – Я сегодня узнал… — Меня удивило… — Я сделал вывод…
- VI. Оценки за урок.
VII. Домашнее задание: Написать сочинение «Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева.