Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева

Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева

г.Талдыкорган

Средняя школа-гимназия №14

Учитель русского языка и литературы

Ермуханбетова Нургуль Калтайовна

Урок литературы в 10 классе

Тема урока.  Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева

Цель:

1.Ввести учащихся в необычный, образный мир поэзии Ф.И.Тютчева.

2.Развивать умения ребят анализировать стихотворения.

3.Воспитывать на примере произведений Ф.И.Тютчева любовь к поэзий.

Тип урока: изучения художественных произведений.

Метод урока: эвристический, творческого чтения, репродуктивный.

Оборудование..

-Фотография Ф.И.Тютчева

-презентация по биографии Ф.И.Тютчева

-сборники стихотворений  Ф.И.Тютчева

-карточки с отпечатанной первой частью стихотворения » Поток сгустился и тускнеет »

-аудиозаписи романса  на музыку Сергея Рахманинова «Мелодия Весны «и  » Весенние воды» в исполнении М . Магомаева,музыка П.Чайковского «Времена года».

 

                                                                                      Не то, что мните вы, природа:

                                                                                     Не слепок, не бездушный лик,

 В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                                                      Ф.И.Тютчев

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вас видеть. Пусть за окном зима, холодно– в классе светло и уютно, на душе у вас легко и весело. Вы хорошие и умные ученики. Вы внимательно слушаете и понимаете слова учителя и одноклассников. У вас всё сегодня получится, и оценки у всех будут хорошие.

  1. Проверка домашнего задания.

— Какое домашнее задание у вас было?

(  а) Подготовить презентацию по биографии поэта; б) ответить на вопрос «В чём особенности биографии Тютчева?»; в) выучить наизусть стихотворения поэта.)

— Какие особенности биографии Тютчева вы выделили?

(- Необычная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника.

— Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

— Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).

— Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

— Трагическая судьба близких поэта.)

III. Тема урока.

  • Мы познакомились с биографией поэта, но будем помнить о том, что вся жизнь Тютчева – в его стихах. Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни. Но кто-то должен хранить священный огонь поэзии . Поэтом, хранящим огонь поэзии, можно назвать Ф.М.Тютчева. В его творчестве отразилось трагическое мироощущение человека, мысли о бренности человеческого существования , суетности земной жизни и вечной природы. Это поэзия созерцания и размышления. (Запись темы урока, эпиграфа)

Лирика Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную,

философскую, гражданскую. Слайд №____  Однако эти темы тесно переплетаются в каждом

стихотворении.

Л.Н.Толстой высоко ценил поэзию Тютчева, перед его стихами он ставил пометы: Глубина,

Красота, Чувство. Преобладающие начала: Глубина – в философской лирике, Красота – в

лирике природы, Чувство – сильней всего выражено в стихах о любви.

 

Тютчев – непревзойдённый мастер  лирики. (Открыли учебники стр. 190 )

— Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься на  уроке? Какие задачи будем решать?

(Познакомимся со стихами Тютчева о природе, будем их анализировать. Увидим, насколько необычен мир поэзии у поэта.)

В тютчевских пейзажах мы видим прежде всего природу русскую – интимную и скромную, мягкую и обыденную. Только любовь к русской природе могла вызвать такие строки:

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

Образ склонённой ивы, дрожащих листьев, слово «макушка» — всё это насквозь русское. В поэзии Тютчева значительное место занимает мир переходных состояний – для времени года: осень, весна, зима, лето; для суток: сумерки и рассвет.

  • У Тютчева есть стихотворение, которое знают наизусть многие поколения русских людей. Это стихотворение было написано Тютчевым, когда он был молодой.

® Чтение стихотворения «Весенняя гроза» (1828г.). Слайд №

— Каким настроением пронизано стихотворение?

— Какие ассоциации вызывает весенний гром?

(Гром ассоциируется с резвящимся ребёнком, он играет, грохочет, раскаты   молодые раздаются. Геба – богиня юности, дочь Зевса-громовержца, она на весёлых пирах подносила богам кубки с нектаром. Любимый орёл Зевса  тоже был не прочь отведать божественного напитка.)

— Где происходят события? (Где-то в высших сферах развернулось весеннее действо и встретилось с ликованием земли – гор, лесов, птиц, горных потоков – и восторгом самого поэта «люблю грозу».)

— Всё стихотворение звучит, как музыка. Поэт использует звукопись для создания грохота, гама, раскатов, грома. Какие звуки помогают нам увидеть грозу, как называется этот приём?

(Аллитерация, сочетание согласных – г, р, м, б.)

— Какой ещё приём использует автор для создания образа грома, грозы?

(Олицетворение. Гром резвится, играет.)

Вывод: Когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он достигает ощущения связи со всем миром, с космосом. Ярко светящее солнце, золотые нити дождя – это воплощение идеала красоты в природе, возвышенная красота мира.

Тютчев по мироощущению пантеист, то есть человек, воспринимающий природу как

одушевлённое существо. И в каждой травинке, в каждом листике видит присутствие Бога.

 

Есть в творчестве Тютчева стихотворение, которое высоко ценил Л.Н.Толстой.

Он отмечал необыкновенную точность поэта в употреблении слов, над значением которых мы даже не задумываемся.

® Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (1857г.).

— Картину чего нарисовал поэт?  В этом стихотворении Тютчев показывает нам раннюю осень.

В это время природа особенно прекрасна, она как бы готовясь ко сну дарит человеку

возможность насладиться красотой ее красок. Хороша в это время и погода- мягкая, теплая,

волшебна в своем спокойствии. Но в то же время у человека возникает тягостные чувства, ведь

с приходом осени появляются и мысли о скорой зиме. Поэтому человек старается прожить

каждый день осени по –особенонему, запомнить мельчаищие предметы.

— Для описания борозды Тютчев взял эпитет. Какой? (Праздная.) О чём это нам

говорит? (В поле закончены работы, оно отдыхает, набирается сил.) Слайд №

5) ® Чтение стихотворения «Неохотно и несмело» (1849г.).

— Тема этого стихотворения, о чём оно? (Гроза в природе, подготовка к ней всего живого, а потом результат – в сиянье потонула вся смятённая земля.) Слайд №

Выберите метафоры стихотворения. (Смотрит солнце, принахмурилась земля, пыль летит, солнце взглянуло исподлобья, земля потонула.)

Вывод: В тютчевской природе всё движется, всё меняется; она существует в неуловимых, бесконечно разнообразных переходах и переливах. Даже тогда, когда перед нами природа успокоившаяся, этот покой тоже становится только моментом в непрекращающемся течении жизни. И зима, и весна, и лето, и осень, и день, и ночь – одно сменяется другим, и ничто никогда не останавливается:

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. Слайд № .

  1. IV. Закрепление.

Природа является  не только объектом эстетических переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о Боге, о мире, о месте человека в мире. Чтобы почувствовать это, давайте проведём небольшой творческий эксперимент. (Стихи лежат на столах, через 5 минут проверяем работу. Ребята предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая.)

Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе, велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы.

Тютчев в совершенстве владел этим искусством. Как же он этого добивается?

Это нашло отражение в стихотворении « Поток сгустился и тускнеет ». Зяглянем в творческую лабораторию поэта. Так получилось у вас. А что же  у Тютчева? Сравним.

  1. Творческая работа учащихся.

Учащимся предлагаются карточки с отпечатонной первой частью стихотворения

« Поток сгустился и тускнеет ». Эпитеты пропущены. Дается время, чтобы вставить их. Ученики должны обосновать свой выбор.

— « Смотри, как облаком…» (живым)

— « …дым …» (влажный)

— « …высота…» (заветной)

— « …пилью…» (огнецветной).

      2 . Викторина

    

  1. О каком стихотворении Н.А. Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается легко и весело на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч?»

(Ученики  вспоминают  стихотворение  «Весенние воды».)  Звучит  романс.

 

  1. Какое стихотворение о зиме написано 31 декабря?

( Ученики вспоминают стихотворение «Чародейкою Зимою»). Слайд№3

 

  1. 3. В каком стихотворении Ф.И.Тютчев изображает победу весны над зимою, используя сказочный элемент? (Ученики вспоминают стихотворение «Зима недаром злится»),

                                                              

   3.Работа по  стихотворению « На мир таинственный духов» .Определить по картине то, что» Ощущаем»,»Видим»,»Слышим»

  1. 4. РАФТ. Напишите то, о чем вы думали сейчас, просматривая картины природы. Напишите эссе под музыку П. Чайковского  « Времена года». Несколько учащихся читают вслух свои работы.     

Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Отсюда и природа у Тютчева – Живое, одухотворённое существо, и , пытаясь проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни человека, находя в ней аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

            Не то, что мните вы, природа:

            Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. Слайд  №

         V.Подведение итогов урока.  Рефлексия.  

С каким замечательным поэтом второй половины XIX  века мы познакомились на уроке?       Закончите фразы – Я сегодня узнал… — Меня удивило… — Я сделал вывод…

 

  1. VI. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание: Написать сочинение «Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *