КГУ «Средняя общеобразовательная школа имени С.Торайгырова Баянаульского районного отдела образования»
Учитель русского языка и литературы
Туремуратова Асемгуль Бекболатовна
Тема урока: «Прямое и переносное значение слова»
Цели урока:
— повторить изученное по теме “Лексика.
— научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в
переносном значении.
— развивать творческую активность учащихся.
— обогащать словарный запас языка, совершенствовать грамматический строй речи
учащихся.
— воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к русскому языку.
Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска.
Ход урока.
І Организационный момент. Постановка задачи. Психологический настрой.
Наш девиз: Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться!
- Повторение изученного.
Терминологический диктант. Флипчарт 1
По толкованию слова определить слово и записать его в начальной форме. У доски 1 ученик работает.
1.Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
2.Словарный состав языка называется …(лексика)
3.То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
4.Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
5.Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
6.Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
III. Усвоение нового материала.
- — Ребята, давайте запишем термины “прямое”, “переносное значение”. Сегодня мы с вами будем выяснять, что означают эти слова.
Прослушивание строк из “Сказки о царе Салтане” А.С. Пушкина (Учащийся читает наизусть)
— Что значит слово “золотой”?
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
“Золотые скорлупки”, то есть скорлупки из золота. Слово “ золотой” употребляется в прямом значении.
Прослушивание отрывка из стихотворения поэта И.Никитина (Учащийся читает наизусть).
Золотые нивы,
Гладь и блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор.
— Что значит “золотые нивы”?
Похожие на цвет золота. Здесь у слова на основе сходства по цвету появилось переносное значение.
— Таким образом слово “золотой” может иметь и прямое, и переносное значение.
- Работа с лингвистическим текстом (чтение, ответы на вопросы).
— Что вы узнали о прямом и переносном значении слов?
- Закрепление.
Задание 1:
На доске схема. Флипчарт 2
Задание учащимся: закончить построение схемы.
Схема должна иметь следующий вид:
Задание 2:(взаимопроверка тем)
ВПТ «Прямое и переносное значение слова».
- В толковом словаре русского языка указывается не только прямое, но и переносное значение слова. Переносное значение указывается с пометкой перен.
Где указывается не только прямое, но и переносное значение слова?
I уровень:
Запиши словосочетания в два столбика: в один – слова с прямым значением, во второй – с переносным.
Тяжелый молот, тяжелый урок, тяжелый взгляд, тяжелый характер, легкая ноша, легкая рука, легкая добыча, легкий ветерок, железная дорога. железная выдержка, железное здоровье, свежий ветер, свежая газета, свежий батон.
II уровень:
- Замени в словосочетаниях существительное, чтобы прилагательное оказалось в прямом значении.
Ослиное упрямство- ослиное копыто, стальные мускулы — …, волчий аппетит — …, свинцовый взгляд -…, острое слово —…, воздушный пирог — …, золотая пора — …, веселая строка -… .
- Подбери к существительным прилагательные в прямом и переносном значении:
Существительные: осень, час, урожай, ветер.
Прилагательные: веселый, богатый, тихий, щедрый, свежий, золотая, поздняя, ранний.
- Подчеркни в предложении слова в переносном значении. Вставь пропущенные буквы.
Месяц св…тил в окно, и луч его играл по з…мляному полу хаты. Луна начала одеват…ся тучами, и на море поднялся туман. Сен…кос идет в июле. Где-то гром ворчит порой. За ними по разным д…рогам короткая песенка шла.
III уровень:
Выпиши словосочетания в переносном значении. Составь и запиши с ними предложения.
Тупой угол, тупой взгляд, тупая боль, тяжелые мысли, тяжелый характер, чистый взгляд, чистое небо, чистая посуда, каменный взгляд, каменное сердце, каменный дом.
Задание 3. Тест на закрепление изученного материала.
На парте у каждого ученика имеется экземпляр теста.
Задание: выпишите букву, обозначающую правильный ответ.
Тест. Флипчарт 3
- Словарный состав языка изучает наука:
А) фонетика
Б) синтаксис
В) лексикология
Г) пунктуация
- Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:
А) каменное сердце, строить мост
Б) жар солнца, каменное здание
В) золотые слова, строить планы
- В каком ряду слова являются многозначными:
А) звезда, искусственный, каменный;
Б) единственный, жалюзи, жокей;
В) каменистый, кафтан, композитор
- Лексическое значение слова разъясняется в словарях:
А) толковых;
Б) русско –казахских;
В) синонимов.
- В каком случае выделенное слово употреблено в переносном значении?
А) Учитель идет
Б) Человек идет
В) Снег идет
- Разгадывание кроссворда. Флипчарт4
По лексическому значению впишите слово в кроссворд.
- Группа птиц.
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
- Большая высокая копна сена.
- Команда «Остановись».
- Средство переправы через речку.
- Толстая корка на снегу.
- Пункт, который охраняет часовой.
- Время длинных каникул.
Ответы: стая, стог, стоп, мост, наст, пост, лето.
VІ. Подведение итогов уроков. Форма обратной связи.
Рефлексия «Понравился ли тебе сегодняшний
картошка
Прямое и переносное значение слова картошка
http://fbp.kz/ мына омж қмж-ны мына сайттан ала аласыз!