Республика Казахстан
Алматинская область
Панфиловский район
Село Коктал
Коктальская средняя школа
Учитель русского языка и литературы
Давлетова Гульнара Курбановна
7 Г класс
Тема: Русский язык как развивающееся явление
Цели: 1. Дать общее представление о языке как системе знаков, которая является одной из знаковых систем и служит для хранения и передачи информации.
- Познакомить с основными функциями русского языка в Казахстане
- Приобщить учащихся к пониманию языковой ситуации в многонациональном государстве.
Тип урока: изучение нового материала
Материал к уроку: толковый словарь
Работа со словами: символ, символика, символизировать
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала
Эпиграф:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
И.Тургенев
Дорогие семиклассники! «Счастье дается тому, кто много трудится», — говорил великий итальянский художник Леонардо да Винчи. Изучая предмет «Русский язык», вы ответите на многие вопросы в результате упорного труда.
Язык — совершенное средство общения между людьми.
Благодаря языку можно обмениваться информацией в разных сферах жизни: политике, науке, искусстве, спорте.
Язык — явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода.
Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями. В языке откладывается опыт всех сфер деятельности народа, сохраняется и передается из поколения в поколение. Язык обеспечивает связь времен. Как без языка не могло существовать общества, так и язык не существует вне его.
В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», — писал Аристотель.
- Формирование новых понятий и способов действия
Упр 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Сформулируйте тему, основную мысль текста.
Люди общ…ются друг с другом с ПОМОЩ…Ю1 языка. Через речь пр…исходит2 обмен мыслями чувствами жиз-не…ым2 опытом.
Нет н…чего такого, о чем нельзя было бы рассказать. Поэтому язык — самое совершенное средство общения между людьми.
Человек учит…ся языку от тех, кто его окружа…т. Общество (семья, знакомые, школа) учит ребенка языку. Если ребенок выр…стает не среди людей, а, например, среди животных3 (такие случаи известны), то он не научится говорить.
Язык средство общения не только между живущими в одно время людьми но и между различными поколениями. Благодаря языку извес.ны мысли чувства образ жизни людей, живущих еще до нашей эры.
Язык величайшее достояние ч…ловеческого общества4.
Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке, прежде всего в его словарном составе, так как именно он наиболее быстро реагирует на изменения в общественной жизни. Какие-то слова уходят из языка, появляются новые, некоторые приобретают новые значения.
- Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Выпишите в две колонки неологизмы и устаревшие слова. Найдите объяснение лексических значений незнакомых слов в Толковом словаре.
Изменения в лексической системе русского языка в конце XX века
В последние годы в русском языке произошел настоящий лексический взрыв. Открытость современного общества для международных контактов, образ жизни обусловили вхождение в русский язык заимствованной лексики: рейтинг, саммит, эксклюзивный и др.
Также стремительно расширяется сочетаемость многих слов, что приводит к быстрому появлению у них новых значений. Так, например, глагол раскрутить чаще употребляется в новых, переносных значениях — «привести в активное состояние, заставить действовать, развиваться; широко рекламировать».
В последние годы происходят и два важнейших процесса. С одной стороны, наблюдается быстрый уход в пассив большого количества слов, связанных с советскими временами(октябренок, по-литинформация, общепит и др.). С другой стороны, возвращаютсянекоторые слова, прежде считавшиеся устаревшими (губернатор, дума, светский и др.) (По С.Ибатуллиной)
Следует знать!
Язык постоянно изменяется, совершенствуется: меняется, обогащается словарный состав языка, изменяются морфологические нормы, появляются новые синтаксические конструкции, закрепляются новые нормы произношения слов.
- Как вы считаете, изменяется ли язык с точки зрения морфологии,синтаксиса, грамматики? Прочитайте, озаглавьте текст; разделите наабзацы в соответствии с планом рассуждения: тезис, доказательства,вывод.
По письменным памятникам мы можем проследить развитие нашего языка за тысячу лет. За это время произошло множество изменений: из семи типов склоненияобразовалось три, вместо трех чисел (единственное, двойственное и множественное) нам известны теперь только два. Совпали друг с другом или вытеснили друг друга разные падежные окончания, во множественном числе почти перестали различаться существительные мужского, среднего и женского рода… И так далее до бесконечности.Сотни и сотни замен, подстановок, иногда не отмеченных в памятниках изменений. В речи одного человека и в речи многих людей, случайных и намеренных, длительных и моментальных, забавных и поучительных… Это неуемное море шумит где-то за нашей спиной, оно ушло с нашими предками. Это море — их речь. Но взамен всего того, что состоялось и укрепилось, мы получили новую систему языка, систему, в которой постепенно откладывалось современное нам мышление. Язык каждый раз поворачивается своими гранями таким образом, как требуется именно этой эпохе.
- Прочитайте, определите основную мысль текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.
Язык1 это не что-то засты…шее и неизменное. Он находится3 в вечном дв…жени…
Русский языковед И.А.Бодуэн де Куртенэ в одной из своих статей уд…вляется тому что, несмотря на такое количество самых разнообразных обстоятельств, обусловливающих изм…нения1 в языке, язык изменяется все-таки не очень сильно и сохраняет свое единство. Но ничего особенно удивительного в этом нет. Ведь язык это важнейшее средство взаимопонимания людей.4 И если бы язык не сохранял свое единство, то он не мог бы выполнять эту функцию. (А.Леонтъев)
.
Д/З . Вспомните пословицы о языке. Объясните смысл одной из них; составьте текст-рассуждение, взяв пословицу в качестве тезиса.