Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Русский язык как развивающееся явление

Русский язык как развивающееся явление

Республика Казахстан

Алматинская область

Панфиловский район

Село Коктал

Коктальская средняя школа

Учитель русского языка и литературы

Давлетова Гульнара Курбановна

7 Г класс

  Тема: Русский язык как развивающееся явление

    Цели: 1.  Дать общее представление о языке как системе знаков, которая является одной из знаковых систем и служит для хранения и передачи информации.

  1. Познакомить с основными функциями русского языка в Казахстане
  2. Приобщить учащихся к пониманию языковой ситуации в многонациональном государстве.

Тип урока:   изучение нового материала

Материал к уроку:    толковый словарь

Работа со словами:   символ, символика, символизировать

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала

Эпиграф:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».

И.Тургенев

Дорогие семиклассники! «Счастье дается тому, кто много трудится», говорил великий итальянский художник Леонардо да Винчи. Изучая предмет «Русский язык», вы ответите на мно­гие вопросы в результате упорного труда.

Язык — совершенное средство общения между людьми.

Благодаря языку можно обмениваться информацией в разных сферах жизни: политике, науке, искусстве, спорте.

Язык — явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода.

Язык возник в глубокой древности в процессе совместной тру­довой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом, знаниями. В языке откладывается опыт всех сфер деятельно­сти народа, сохраняется и передается из поколения в поколение. Язык обеспечивает связь времен. Как без языка не могло суще­ствовать общества, так и язык не существует вне его.

В том, что между человеческим обществом и языком суще­ствует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех жи­вых существ только человек одарен речью», — писал Аристотель.

  1. Формирование новых понятий и способов действия

Упр 1.    Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препина­ния. Сформулируйте тему, основную мысль текста.

Люди общ…ются друг с другом с ПОМОЩ…Ю1 языка. Через речь пр…исходит2 обмен мыслями чувствами жиз-не…ым2 опытом.

Нет н…чего такого, о чем нельзя было бы рассказать. Поэтому язык — самое совершенное средство общения меж­ду людьми.

Человек учит…ся языку от тех, кто его окружа…т. Об­щество (семья, знакомые, школа) учит ребенка языку. Если ребенок выр…стает не среди людей, а, например, среди жи­вотных3 (такие случаи известны), то он не научится говорить.

Язык средство общения не только между живущими в одно время людьми но и между различными поколения­ми. Благодаря языку извес.ны мысли чувства образ жиз­ни людей, живущих еще до нашей эры.

Язык величайшее достояние ч…ловеческого общества4.

 

Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в язы­ке, прежде всего в его словарном составе, так как именно он наибо­лее быстро реагирует на изменения в общественной жизни. Какие-то слова уходят из языка, появляются новые, некоторые приобре­тают новые значения.

  1. Прочитайте текст. Определите основную мысль текста. Выпишите в две колонки неологизмы и устаревшие слова. Найдите объяснение лек­сических значений незнакомых слов в Толковом словаре.

Изменения в лексической системе русского языка в конце XX века

В последние годы в русском языке произошел настоящий лекси­ческий взрыв. Открытость современного общества для международ­ных контактов, образ жизни обусловили вхождение в русский язык заимствованной лексики: рейтинг, саммит, эксклюзивный и др.

Также стремительно расширяется сочетаемость многих слов, что приводит к быстрому появлению у них новых значений. Так, на­пример, глагол раскрутить чаще употребляется в новых, перенос­ных значениях — «привести в активное состояние, заставить дей­ствовать, развиваться; широко рекламировать».

В последние годы происходят и два важнейших процесса. С одной стороны, наблюдается быстрый уход в пассив большого ко­личества слов, связанных с советскими временами(октябренок, по-литинформация, общепит и др.). С другой стороны, возвращаютсянекоторые слова, прежде считавшиеся устаревшими (губернатор, дума, светский и др.) (По С.Ибатуллиной)

Следует знать!

Язык постоянно изменяется, совершенствуется: меняется, обогащается словарный состав языка, изменяются морфоло­гические нормы, появляются новые синтаксические конструк­ции, закрепляются новые нормы произношения слов.

  1. Как вы считаете, изменяется ли язык с точки зрения морфологии,синтаксиса, грамматики? Прочитайте, озаглавьте текст; разделите наабзацы в соответствии с планом рассуждения: тезис, доказательства,вывод.

По письменным памятникам мы можем проследить развитие нашего языка за тысячу лет. За это время про­изошло множество изменений: из семи типов склоненияобразовалось три, вместо трех чисел (единственное, двой­ственное и множественное) нам известны теперь только два. Совпали друг с другом или вытеснили друг друга раз­ные падежные окончания, во множественном числе поч­ти перестали различаться существительные мужского, среднего и женского рода… И так далее до бесконечности.Сотни и сотни замен, подстановок, иногда не отмеченных в памятниках изменений. В речи одного человека и в ре­чи многих людей, случайных и намеренных, длительных и моментальных, забавных и поучительных… Это неуем­ное море шумит где-то за нашей спиной, оно ушло с на­шими предками. Это море — их речь. Но взамен всего то­го, что состоялось и укрепилось, мы получили новую си­стему языка, систему, в которой постепенно откладыва­лось современное нам мышление. Язык каждый раз по­ворачивается своими гранями таким образом, как требу­ется именно этой эпохе.

 

  1. Прочитайте, определите основную мысль текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, подберите про­верочные слова к словам с пропущенными буквами.

Язык1 это не что-то засты…шее и неизменное. Он нахо­дится3 в вечном дв…жени…

Русский языковед И.А.Бодуэн де Куртенэ в одной из своих статей уд…вляется тому что, несмотря на такое ко­личество самых разнообразных обстоятельств, обусловли­вающих изм…нения1 в языке, язык изменяется все-таки не очень сильно и сохраняет свое единство. Но ничего осо­бенно удивительного в этом нет. Ведь язык это важнейшее средство взаимопонимания людей.4 И если бы язык не со­хранял свое единство, то он не мог бы выполнять эту функ­цию. (А.Леонтъев)

.

Д/З Вспомните пословицы о языке. Объясните смысл одной из них; составьте текст-рассуждение, взяв пословицу в качестве тезиса.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *