Алматинская область
Панфиловский район
Коктальская средняя школа
Русский язык и литераура
класс 8
Давлетова Гульнара Курбановна
Тема: Вводные слова и вводные предложения
Цель урока: повторить изученный материал о вводных словах и вводных предложениях; учиться употреблять и находить их в устной и письменной речи, правильно оформлять при разговоре и на письме.
Ход урока
1.Психологический настрой
- Актуализация знаний
На доске запись:
Все эти дела безусловно не достигнут максимального эффекта если каждый не осознает что и он — хранитель окружающей природы.
Для многих наверное не секрет что для охраны лесов, полей, рек предпринимаются серьезные и кстати дорогие меры счет может идти на миллионы рублей строятся сложнейшие очистные сооружения высаживаются молодые леса на больших площадях расселяются звери в реки выпускаются десятки тысяч мальков.
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.
Из предложений нужно составить текст. Для этого первым написать предложение, в котором есть вводные слова и вводное предложение. Вторым — то, в котором есть только вводное слово. Поставить недостающие знаки препинания.
Дополнительные задания к упражнению:
- Укажите в предложениях одинаковые синтаксические конструкции, кроме вводных слов. Скажите, чем они отличаются.
- Составьте две орфографические цепочки с неповторяющимися орфограммами по вариантам. Первый вариант — из имен существительных, второй — из глаголов.
- Определение темы и цели урока
Учитель. Еще раз вспомните, как называются синтаксические конструкции, с помощью которых вы восстанавливали текст, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы восстанавливали текст, учитывая количество вводных слов и вводных предложений. Значит, тема сегодняшнего урока: Вводные слова и вводные предложения.
Тему урока преподаватель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы и учитывая, что с ней мы знакомились на прошлом занятии, сформулируйте цель урока.
Цель урока: повторить изученный материал о вводных словах и вводных предложениях; учиться употреблять и находить их в устной и письменной речи, правильно оформлять при разговоре и на письме.
- Повторение изученного
Учитель. Составьте сравнительную характеристику вводных слов и вводных предложений, отразив в ней их общие качества и различия. Рассказ-характеристику сопровождайте примерами.
Дается небольшое количество времени на подготовку. Задание может выполняться в парах.
- Тренировочные упражнения
Упражнение 1
- Душа моя я помню с детских лет чудесного искала.
(М. Лермонтов)
Книга быть может наиболее сложное и великое чудо из всех чудес сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего.
(М. Горький)
Я открываю дверь комнаты мы заходим и наконец знакомимся.
- Споров более не затевалось а напротив после обеда все были в хорошем расположении духа.
(Л. Толстой)
Зори вечерние утренних я никогда не вижу обливают золотом весь горизонт.
(Ю. Нагибин)
Мы верно уж поладим коль рядом сядем.
(И. Крылов)
- Много часов я бежал и наконец устав прилег между высоких трав.
(М. Лермонтов)
Несомненно в сосняке скрывались люди они наблюдали за ним о чем-то перешептывались.
Он велел запрячь себе беговые дрожки оделся потеплее это было уже в конце сентября и сам правя выехал со двора.
(А. Пушкин)
Учитель. Прочитайте. Выделите однотипные предложения. Поставьте недостающие знаки препинания.
Учащиеся выделяют конструкции с вводными предложениями. Обосновывают постановку знаков препинания в них и других предложениях.
Дополнительные задания к упражнению:
- Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором есть притяжательные местоимения.
- Расскажите о написании слов, в которых орфограммой являются согласные, предварительно сгруппировав их.
Упражнение 2
- Ну теперь кажется мы можем ехать, — заметил мой новый приятель.
(Л. Толстой)
Удивительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море.
(Л. Толстой)
- Их узорчатые края, пушистые и легкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись.
(Л. Толстой)
Но судей его речь видимо не обрадовала, они не шевелились.
(М. Горький)
- Летом дни долгие как говорят в народе от утренней зари до вечерней на хорошем коне можно полсвета объехать.
(П. Проскурин)
В народе говорят, что весенний день год кормит.
Учитель. Прочитайте пары предложений. Обратите внимание на выделенные в них слова и фразы. Сформулируйте задание к упражнению.
Нужно определить синтаксическую роль выделенных слов и фраз. Где требуется, поставить знаки препинания.
Учащиеся работают в парах или индивидуально.
Дополнительные задания к упражнению:
- Выполните орфографическую перекличку. (Один ученик называет слово с определенной орфограммой, другой находит слово с такой же орфограммой.)
- Назовите словосочетания, в которых количество звуков больше, чем количество букв.
Упражнение 3
В лесной землянке.
В старой землянке нашли временное убежище пятеро наших солдат, возвращавшихся в свою часть из медсанбата. Здесь они укрылись от яростной бомбежки.
Неожиданно входной проем чем-то закрыло. Солдаты вгляделись и к удивлению увидели лису которая в пасти держала лисенка поджавшего от страха уши. Пышнохвостой красавице судя по всему была знакома эта землянка и она собралась укрыться в ней со своим малышом. Лисица стояла в нерешительности и видимо не знала как поступить.
«Перепугалась, рыжая? — ласково сказал пожилой солдат. — Давай к нам, мама, не съедим!» Бойцы как по команде потеснились. Лиса словно ждала приглашения и тут же юркнула в проход и забилась в угол. Положив лисенка на пол, она выбежала за вторым, потом принесла и третьего. Все семейство было в сборе и лисица, свернувшись калачиком возле своих детенышей, обняла их лапами и принялась вылизывать.
Над лесом налегке освободившись от бомбового груза пронесся последний «стервятник». Солдаты вылезли из землянки расселись на траве закурили. Вслед за людьми покинула убежище и рыжая унося в пасти одного лисенка затем второго. А когда убегала с последним то на какое-то мгновение приостановилась около сидящих солдат внимательно на них посмотрела. Может так она благодарила воинов в серых шинелях за приют и ласку.
(В. Перов)
Учитель. Прочитайте текст. Напишите те его части, в которых имеются вводные слова. Определите их значения. Добавьте в любую из них или в каждую возможное количество вводных слов и вводных предложений. Подумайте, какая часть работы мною не отражена и дополните задание.
Учащиеся отмечают необходимость постановки знаков препинания.
Дополнительные задания к упражнению:
- Укажите синтаксическую конструкцию, которая имеется в одной из ненаписанных частей, но ее нет в других написанных частях. Расскажите о специфике ее оформления на письме.
- Назовите орфограммы из этого упражнения, о которых мы не говорили в течение урока.
- Назовите глагол, в котором количество букв в корне меньше, чем в приставке. (Нашел.)
- Итог урока
Учитель. Еще раз расскажите в обобщенной форме о вводных словах и вводных предложениях.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.