Тема: « Имя прилагательное.Обобщение». (5 класс)
Автор: Молдашева Рая Тлеккабыловна, учитель русского языка и литературы СОШ им.Д.Нурпеисовой с.Копжасар Жангалинского района ЗКО.
Цель: Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном . Развитие у учащихся интереса к языку, речевой культуры, орфографической зоркости. Воспитание у учащихся потребность в изучении русского языка через чтение литературы. Оборудование: Доска, карточки,компьютер, орфографические словари.
Ход урока: 1 Организационный момент. «Друзья мои, я очень рада. Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз».
2.Словарно-орфографическая минутка. Дорога, пасмурный чудесный,квартира, путь, чистая, ведущий, отличный, опрятная,хмурый. — Назовите синонимы, определите род,выберите синонимы-прилагательные. 3.Познавательный этап. Ребята,вы отлично справились с заданием,поэтому перед вами открывается путь к следующему этапу. -Какое прилагательное вы можете подобрать к слову квартира ? — Квартира ( какая?) чистая,чудесная,отличная . — Как определить число и род имён прилагательных? Чтобы определить род и число имени прилагательного надо: 1 Найти существительное, к которому относится имя прилагательное. 2 Определить род и число имени существительного. 3 По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного Определение числа и рода имён прилагательных. Новый день, белый снег, высокое здание, маленькая речка, верные друзья. Синтаксическая роль имен прилагательных. 4.Разбор предложения по членам предложения. По небу поплыли белые облака. 5 Работа в группах. 1 группа 1 Подберите прилагательные – синонимы. Быстрая (река) – проворная Умелая ( мастерица) – способная трескучий ( мороз) – суровый. Мягкая ( рука) – нежная Грустное ( лицо) -унылое 2 группа. Подберите прилагательные – антонимы. Глупый( человек) – умный Мягкий( хлеб) – черствый Влажный ( ветер) – сухой Крупная( соль) – мелкая
Назовите признаки предмета. Ветер ( какой?) холодный, северный, тёплый Гроза ( какая?) летняя, сильная Зима ( какая?) морозная, снежная, холодная Небо ( какое?) синее, хмурое. 6.Физкультминутка. Под музыку учащиеся проводят разминку. Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)
- 7. Нахождение имён прилагательных в тексте. Определение прилагательных по окончаниям.
«Кто в пушистой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
Вышел в час с утра?
На кудрях её пушистых
Много блёсток золотистых
Много серебра…. »
8.Работа по карточкам:+ Работа на компьютере
1 гр. (слабые)
— Согласуйте каждое существительное с подходящим прилагательным по смыслу. Объясните написание окончания прилагательного, указав в скобках число и род).
Соловей болтливая
Овца звонкий
Волк величавый
Муравей хитрая
Лев быстрый
Лиса жадный
Сорока послушная
Соловей(ед.ч., м.р.)звонкий;
Овца (ед.ч., ж.р.)послушная;
Волк(ед.ч., м.р.)жадный;
Муравей(ед.ч., м.р.)быстрый;
Лев (ед.ч., м.р.)величавый;
Лиса (ед.ч., ж.р.)хитрая;
Сорока (ед.ч., ж.р.)болтливая .
2гр. (сильные) -Определить падеж имён прилагательных, род.
Около нового дома, в чистом поле, до позднего вечера, у родного крыльца, румяную корочку.
Работа на компьютере
1 группа – выбрать нужные окончания.
Стояла тих..(ое, ая) летн..(ее, яя) ночь. На ночн… (ем, ом) небе сияли ярк…(ие, ые) звезды. На реке лягушки устроили шумн(ий,ый) концерт.
2 группа – исправить текст
Поверх всего он был обмотан большой шерстяная платком.Из сплошным клубка одежды торчали лишь нос и два глаза.
Дом. зад.: Работа над текстом(упр.1,стр.140).Выписать из текста имена прилагательные,определить род,число,падеж .
9.Рефлексия. Итог урока.
Слово детям.
— Сегодня на уроке мне было трудно …
— Я сомневался …
— Мне понравилось …
— Я доволен …
10.Слово учителя.
Что понравилось? Что удалось? На каком этапе было трудно?
Вы были молодцы, спасибо за работу.
11.Оценивание.