Басы » Орыс тілі мен әдебиеті » Имя прилагательное.Обобщение

Имя прилагательное.Обобщение

Тема: « Имя прилагательное.Обобщение». (5 класс)

Автор: Молдашева Рая Тлеккабыловна, учитель русского языка и литературы            СОШ им.Д.Нурпеисовой с.Копжасар Жангалинского района ЗКО.                                                                                 

Цель: Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном .                                                   Развитие   у учащихся интереса к языку, речевой культуры, орфографической зоркости. Воспитание у учащихся потребность в изучении русского языка через чтение литературы.                                                                                                                     Оборудование: Доска, карточки,компьютер, орфографические словари.

Ход урока:                                                                                                                                               1 Организационный момент.                                                                                                 «Друзья мои, я очень рада.                                                                                                      Войти в приветливый наш класс.                                                                                                       И для меня уже награда                                                                                                                             Внимание ваших умных глаз».

2.Словарно-орфографическая минутка.                                                                    Дорога, пасмурный чудесный,квартира, путь, чистая, ведущий, отличный, опрятная,хмурый.                                                                                                                — Назовите синонимы, определите род,выберите синонимы-прилагательные.  3.Познавательный этап.                                                                                       Ребята,вы отлично справились с заданием,поэтому перед вами открывается путь к следующему этапу.                                                                                                                                                 -Какое прилагательное вы можете подобрать к слову квартира ?                                         — Квартира ( какая?) чистая,чудесная,отличная .                                                                     — Как определить число и род имён прилагательных?                                                     Чтобы определить род и число имени прилагательного надо:                                     1 Найти существительное, к которому относится имя прилагательное.                                     2 Определить род и число имени существительного.                                                        3 По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного                                                                                              Определение числа и рода имён прилагательных.                                              Новый день, белый снег, высокое здание, маленькая речка, верные друзья.   Синтаксическая роль имен прилагательных.                                                                  4.Разбор предложения по членам предложения.                                                                              По небу поплыли белые облака.                                                                                                           5 Работа в группах. 1 группа                                                                                        1 Подберите прилагательные – синонимы.                                                       Быстрая (река) – проворная                                                                                                                Умелая ( мастерица) – способная                                                                                трескучий ( мороз) – суровый.                                                                                           Мягкая ( рука) – нежная                                                                                            Грустное ( лицо) -унылое                                                                                                                                          2 группа.                                                                                                           Подберите прилагательные – антонимы.                                                                                     Глупый( человек) – умный                                                                                               Мягкий( хлеб) – черствый                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Влажный ( ветер) – сухой                                                                                                                    Крупная( соль) – мелкая                                                                                                                

Назовите признаки предмета.                                                                                                                                                                                      Ветер ( какой?)   холодный, северный, тёплый                                                                       Гроза ( какая?) летняя, сильная                                                                                                         Зима ( какая?) морозная, снежная, холодная                                                                                  Небо ( какое?) синее, хмурое.                                                                         6.Физкультминутка.                                                                                                                   Под музыку учащиеся проводят разминку.                                                                       Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)
                                                                                         

  1. 7. Нахождение имён прилагательных в тексте.                                                                                                                                         Определение прилагательных по окончаниям.

«Кто в пушистой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

Вышел в час с утра?

На кудрях её пушистых

Много блёсток золотистых

Много серебра…. »

8.Работа по карточкам:+ Работа на компьютере

1 гр. (слабые)

—  Согласуйте каждое существительное с подходящим прилагательным по смыслу.  Объясните написание окончания прилагательного, указав в скобках число и род).

Соловей                   болтливая
Овца                          звонкий
Волк                          величавый
Муравей                     хитрая
Лев                           быстрый
Лиса                          жадный
Сорока                  послушная

Соловей(ед.ч., м.р.)звонкий;

Овца (ед.ч., ж.р.)послушная;

Волк(ед.ч., м.р.)жадный;

Муравей(ед.ч., м.р.)быстрый;

Лев (ед.ч., м.р.)величавый;

Лиса (ед.ч., ж.р.)хитрая;

Сорока (ед.ч., ж.р.)болтливая .

2гр. (сильные) -Определить падеж имён прилагательных, род.

Около нового дома, в чистом поле, до позднего вечера, у родного крыльца, румяную корочку.

Работа на компьютере

1 группа – выбрать нужные окончания.

Стояла тих..(ое, ая)  летн..(ее, яя)  ночь. На ночн… (ем, ом)  небе сияли ярк…(ие, ые)  звезды. На реке лягушки устроили шумн(ий,ый) концерт.

2 группа – исправить текст

Поверх всего он был обмотан большой шерстяная платком.Из сплошным клубка одежды торчали лишь нос и два глаза.

Дом. зад.: Работа над текстом(упр.1,стр.140).Выписать из текста имена прилагательные,определить род,число,падеж .

9.Рефлексия. Итог урока.

Слово детям.

— Сегодня на уроке мне было трудно …

— Я сомневался …

— Мне понравилось …

— Я доволен …

10.Слово учителя.

Что понравилось? Что удалось? На каком этапе было трудно?

Вы были молодцы, спасибо за работу.

11.Оценивание.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *