ГККП «Детский сад №29»
Информация на тему: Как я развиваю интеллектуальные способности детей на музыкальных занятиях
«Как я развиваю интелктуальные способности детей на музыкальных занятиях»
Подготовила: Музыкальный руководитель
высшей категорий Онищенко М.В.
«Если вы хотите, чтобы ваши ‘дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой. Ибо музыка — пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля — не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость». Это высказывание искусствоведа, видного общественного деятеля, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, российского скрипача Михаила Семеновича Казиника.
Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности.
Ведущая роль в музыкальном воспитании дошкольников принадлежит восприятию музыки. Это сложный эмоционально окрашенный познавательный процесс, включающий восприятие и анализ музыкального произведения. Профессор В.В.Медушинский назвал этот процесс «музыкальным восприятием — мышлением ».
Наиболее эффективно музыкальное восприятие-мышление развивается в слушании музыки. Размышления о музыке и посильный анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать.
На музыкальных занятиях дети сопоставляют произведения, что рождает проблемную познавательно-оценочную ситуацию. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Для сопоставления музыкальных произведений, на занятиях я использую контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковым названием (например, «Шутка» Баха и «Шутка» Моцарта), разные музыкальные произведения в пределах одного настроения (например, «Резвушка» Волкова и «Шалунишка» Вера).
Вопросы детям типа «А как ты думаешь? А как по-твоему? Не кажется ли тебе, что…» воспитывают привычку в детях размышлять, заставляют их искать ответ, а для этого необходимо вслушаться в музыку.
Итоговые занятия по пройденной теме проводятся в самых разнообразных формах (музыкальные КВН, путешествие по городу настроений, и т.д., с использованием викторин, забавных ребусов, игр и игровых упражнений на развитие восприятия, внимания, памяти и творческих способностей), при этом у детей формируется музыкальное мышление, способность к элементарным суждениям и оценкам, развивается творческое воображение, углубляется эмоциональное сопереживание, интерес к музыке.
Формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ребенку ощутить характер музыки, смену настроений.
Иногда требуется прямой показ способов действия, передача практического опыта, но если показать не один вариант выполнения действия, а два или несколько… В такой проблемной ситуации дети должны выбрать, например, из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки. Проблемная ситуация можеі быть усложнена: ребенку самому предлагается найти один или несколько вариантов движений, соответствующих музыке, по- своему использовать знакомые движения и т.д.
Двигательное «экспериментирование» под музыку является универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения детей. Игры «Танцующие звуки», «Поющие руки», «Живая картина» основаны на двигательном и пантомимическом моделировании побуждают детей к осознанию свойств музыкальной речи, к различению выразительных интонаций, пауз, акцентов.
Наряду с восприятием музыки и движением музыкальная деятельность включает в себя пение и игру на музыкальных инструментах, основанных па опыте восприятия. Музыкально-слуховые представления -умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии можно развить именно в этих видах музыкальной деятельности. Развитие музыкально-слуховых представлений предполагает такие умственные операции как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание — и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Очень любят дети упражнения, раскрывающие их творческий потенциал, такие как «Придумай кукольный марш», «Сочини колыбельную капризному мишке», «Придумай мелодию к потешке», «Сочини мелодию булькающей каши», «Сочини песенку остывшей катни», «Как поет не вкусная каша?». У детей развивается воображение, они учатся видеть в предметах разные стороны, строят сказочные образы и направляют свою фантазию на решение разных задач.
В оркестровке музыкального произведения дети старшего дошкольного возраста уже сами могут решить поставленные перед ними поисковые задачи: выбрать инструмент для оркестровки, выбрать один из знакомых им способов
звукоизвлечения, поменять инструменты в соответствии с изменением характера музыки.
Развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетенции процесс экспериментирования со звуковым материалом. На занятиях дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, улицы, группы; в поисках ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, хруст снега под ногами — нажатием на мешочек с крахмалом), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых и I рушек, шумел ок.
Интеллектуально-фантазийные игры но методике Тютюнниковой — это установление в сознании ребенка связи между звучанием и знаком, и появлении самой мысли о том, что всевозможные линии и точки могут обозначать звуки. Эти загадочные графические письма развивают символическое мышление, творческую фантазию и слуховое воображение у детей. Дети с огромным удовольствием путешествуют по разнообразным музыкальным дорожкам, по морям-океанам, сами составляют звуковые партитуры. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Очень любимы детьми музыкальные пальчиковые игры, они развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.
Учет принципа интеграции различных образовательных областей позволяет мне повысить познавательную и творческую активность наших детей. Использование в работе проектной технологии создает прекрасные условия для выявления и максимального развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников. В рамках проектов, я провожу разнообразные музыкальные интегрированные занятия. Дети с огромным удовольствием сочиняют, фантазируют, знакомятся с произведениями поэтов, композиторов, художников по заданной проблеме. Завершающий этап проектной деятельности — яркое, зрелищное познавательное интегрированное развлечение, где дети в нестандартной ситуации учатся защищать проекты и делать свои первые презентации. Цель таких итоговых праздников — познавательное развитие детей, их коммуникативных способностей и реализация потребностей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве.
Если внимательно посмотреть на многих гениев, сделавших прорыв в науке и в искусстве, то при всем разнообразии судеб, характеров, индивидуальных почерков деятельности можно выделить некоторые общие черты. Это, прежде всего, яркая увлеченность работой, творческий характер деятельности и наличие воображения и фантазии, позволяющих предвидеть, предвосхищать результаты этой деятельности.
Развитие личности дошкольника на музыкальных занятиях
На современном этапе развития общества все более ощутимым становится противоречие между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы.
Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию музыкальной культуры.
Традиционное общественное мнение считает наукоемкие предметы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом музыка, рисование, хореография — то есть дисциплины эстетического цикла, остаются на втором плане. Данные предметы рассматриваются как развлекательные, дополняющие основной цикл. В то же время в раннем возрасте должно доминировать именно образное мышление (В.И. Гарбузов), недооценка которого наносит определенный ущерб гармоническому развитию личности.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста стимулирует раннее творческое развитие, гармонизует растущего человека, помогает развивать психологические функции и личностные качества.
Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Музыкальные занятия в дошкольном возрасте способствуют формированию качеств и способностей, которые, безусловно, пригодятся в школьные годы. А именно:
- слуховое внимание, внимание к звуку, внимание к слову;
- внимание к окружающему миру;
- владение интонационными возможностями речи;
- образное мышление;
- пространственные представления;
- богатство и тонкость эмоциональных реакций, подвижность ума и души;
- двигательные навыки, культура движений;
- слуховая и зрительная память;
- социальные навыки (через сотрудничество в игре, в театрализованных постановках);
- готовность к поиску творческих решений;
- умение концентрироваться и расслабляться.
Моя задача состоит в том, чтобы организовать такие занятия и мероприятия, которые бы стали интересны и полезны дошкольнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному, физическому, эстетическому развитию, обогащали его эмоционально.
Занятия музыкой гармонизируют работу мозга. Музыкальные занятия предполагают не только слушанье музыки, но и активное включение детей в разные виды музыкальной деятельности: пение, движение под музыку, музицирование.
Общая идея моих занятий — интеграция различных видов музыкальной деятельности
Занятия музыкой, пением, танцами, театром помогают ребенку найти душевное равновесие, укрепляют его здоровье, развивают коммуникабельность.
Способы активизации мыслительной деятельности применяемые мной на музыкальных занятиях различны. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Очень нравится детям работа с карточками. Например:
- Узнать инструмент по рисунку и назвать его.
- Выбрать среди рисунков музыкальные инструменты (духовые,
струнные, ударные, русские народные, и. т. д.)
- Соотнести: — с именем композитора (портрет, фрагмент музыкального
произведения)
- Подобрать иллюстрацию к прослушиваемому произведению
Для образования подрастающего поколения требуются новые технологии. В своей работе я активно использую, например, такие как: «Рисование музыки» — с последующим заданием: Послушай музыкальное произведение. Какие цвета ты использовал бы для изображения этой музыки. Нарисуй рисунок к этой музыке.
Не менее важной частью работы по развитию личности дошкольника я считаю взаимодействие д\с и семьи. Используют активные формы работы с детьми и родителями. Одна из них: «Музыкальные гостиные». Для детей старшего дошкольного возраста организуют тематические беседы и мероприятия с привлечением детей из музыкальных школ и школ искусств. Тематика таких мероприятий различна, например: «Урок в ритме вальса», «Веселый (грустный) урок», «Осенняя палитра» и др.
Таким образом знания полученные на занятиях систематизируются и одновременно способствуют расширению представлений ребёнка по заданной теме.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры. Критерии моего выбора — программа, по которой я работаю, уровень подготовленности воспитанников.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка. Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. Один из важнейших компонентов пения — дыхание. Для развития диафрагмального дыхания я применяю игровые упражнения, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:
«Собачки» — дышать, как собачка;
«Насос» — надуть «мячик»;
«Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
«Задуваем свечи на торте».
В работе над дыханием я использую показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Также предлагаю детям после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети «не разрывали» слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника — одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В своей работе над постановкой голоса я использую новые подходы, которые позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников. Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, на приоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественные границы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазона голоса с развитием певческого фальцета.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
Формировать навыки самостоятельного пения(соло) и пения без сопровождения;
Развитие ладового, метроритмического чувства.
Много внимания уделяю работе над развитием чистоты интонирования. Ведется она в двух направлениях. Сначала -дети вслушиваются в мелодию, запоминают ее, а затем учатся правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом. Для этого использую игровой приём «машина гудит».
Небольшой группе детей предлагаю спеть заданный звук. Если они не справляются, я поднимаю красный флажок — машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо, — поднимаю желтый флажок, а если хорошо, то зелёный — «можно проезжать». Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера.
После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.
У детей часто наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. Эту трудность я преодолеваю с помощью таких приемов как:
– объединение ряда музыкальных произведений общим рассказом, например такие произведения как «Клоуны» Д.Кабалевского, «Медведь танцует под дудочку» А.Н.Александрова, «Чтобы кувыркаться» И.Сау, можно включить в тему «Цирк».
– посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально — дидактической игры «Узнай и назови произведение»;
Сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений (например, «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского) или близких по названию, но разных по характеру (например, «Смелый наездник» и » Всадник» Р.Шуман)
Вместе с развитием музыкальных способностей детей я уделяю серьезное внимание ритмическому воспитанию.
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.
Ритмические композиции составляю вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой; над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах провожу не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно- шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.
Стало традицией в конце каждого занятия проводить рефлексию. Очень полюбилась детям игра: «Поляна настроений», где я даю задание — Подумайте, какое настроение сейчас у вас и выберите нужный цветочек.
Результатом педагогической деятельности являются: постоянный и устойчивый интерес детей к различным видам музыкальной деятельности. В результате системы работы появляется выразительность музыкального воспитания детей, музыкальная образованность, появляется музыкальная культура. В своей работе я придерживаюсь высказывания В. Сухомлинского «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта. Это воспитание человека «.
И как результат, дети с разными способностями, физическими возможностями и даже разным уровнем здоровья развивают слух, голос, восприимчивость к обучению, эмоционально раскрепощаются, что в целом способствует не только их музыкальному, но интеллектуальному, духовному развитию. Такие дети обладают развитым вниманием, готовностью к изучению иностранных языков, они дисциплинированны, умеют трудиться и готовы к обучению в школе.